Наши издания:
Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Вып. 2. Сборник продолжает проблематику современных вторичных форм существования традиционного песенного фольклора. В нем нашли отражение разные точки зрения, взгляды не только фольклористов-профессионалов, но и специалистов - педагогов вузов на методику профессионального обучения народному пению. Рассматриваются вопросы профессиональной подготовки исполнителей народных песен, руководителей фольклорных коллективов. Материал представляет большой интерес для исследователей, практиков профессионального и самодеятельного движения фольклоризма. Народный танец. Проблемы изучения. Сборник содержит много конкретного материала. описания хороводов Русского Севера, петербургского региона, Иркутского Приангарья, традиционных танцев русско-белорусского пограничья (Поозерья), Белоруссии, Армении и Латвии, терминологический словарь и библиографию по народному танцу. Песенная лирика устной традиции. Научные статьи и публикации. Если музыку эпоса создал человек речитирующий, а музыку обрядов - человек, мыслящий напевами-формулами (thinky by tine-formula), то лирическую песню создал человек, говорящий музыкой. Именно в лирической песне человек впервые заговорил собственно музыкальным языком (by muslang itself). Этим объясняется как непреходящее значение феномена лирической песни в фольклоре всех народов мира, так и огромные трудности, связанные с поиском адекватных методов его исследования. Предлагаемая книга представляет собой современный взгляд на этот фольклорный жанр, отличающийся наибольшим музыкальным совершенством и, как ни странно, наименьшей изученностью. Основные материалы касаются русской лирической песни крестьянской традиции. Исследовательская часть сборника выполнена полностью сотрудниками, аспирантами и выпускниками Сектора фольклора Российского института истории искусств. Сборник статей задуман, составлен и отредактирован доктором искусствоведения Изалием Земцовским. Он - автор единственной Антологии и единственной Монографии о так называемых протяжных песнях - высшей форме русской лирической песни (см.. Russian Drawn-Out Song. An Anthology (1966) and A stady (1967)). Спустя четверть века, во время которой появилось несколько серьезных аналитических статей и даже диссертаций, использующих, в частности, структурно-типологический метод по отношению к протяжной песне, составитель и ответственный редактор настоящей книги делает попытку возродить - на современном уровне наших знаний - представление о лирической песне как феномене прежде всего музыкальном, находящемся в историческом развитии, во взаимоотношениях с другими традиционными жанрами, и предложить новые пути и перспективы его изучения. Русская народная песня. Неизвестные страницы музыкальной истории. Материалы сборника посвящены истории русской народной песни. В научный оборот вводятся ранние музыкально-поэтические записи русского фольклора, недоступные до последнего времени. Воспроизведение песен (ноты и тексты) сопровождено историко-фольклористическим и текстологическим комментариями. Представлены фольклорные записи В.Ф.Одоевского и А.М.Листопадова; публикуются рукописи Николая Вариводы и Григория Лучникова. Сборник готовился к 1991 году - ГОДУ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (по решению ЮНЕСКО). Нижегородская свадьба. Пушкинские места. Нижегородское Поволжье. Ветлужский край.. Обряды, причитания, песни, приговоры. СПб.. КультИнформПресс. Издание подготовили М.А.Лобанов, К.Е.Корепова, А.Ф.Некрылова. В книге приводятся свадебные обряды шести нижегородских сел, записанные в 1971-1980 гг., а также примеры местных жанров календарно-обрядовой поэзии, где разрабатывается тема свадьбы. Особый интерес представляет болдинский свадебный обряд, включающий песни, некогда записанные А.С.Пушкиным. Все материалы публикуются впервые. Сборник снабжен нотными записями и картой. Тезисы XIX научной конференции молодых фольклористов памяти А.А.Горковенко. Традиционное искусство и человек. Рассматриваются различные виды, жанры, формы функции традиционной культуры, народная эстетика, теория и терминология, исполнительская стилистика и практика, ситуативный контекст и восприятие.
|