ДОРОГАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

 

Действующие лица

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - учительница

ВОЛОДЯ

ПАША - ее ученики, выпускники десятого класса

ЛЯЛЯ

ВИТЯ

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

 

Однокомнатная квартира учительницы Елены Сергеевны. Вечер. Звонок. Елена Сергеевна открывает дверь. На пороге стоят трое молодых людей и девушка с огромным букетом цветов. Это ее ученики.

 

УЧЕНИКИ. Здравствуйте, Елена Сергеевна! Добрый вечер, Елена Сергеевна!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Господи... ребята... Вы? Извините, я не ждала.

ПАША. Дорогая Елена Сергеевна!..

ВИТЯ (перебивает). От имени и по поручению...

ПАША. Спокойно. Я что, произвожу впечатление дебила?.. (Проникновенно.) Дорогая Елена Сергеевна! От имени и по поручению 10 "б" класса, стоящего на пороге неведомой, но, безусловно, прекрасной жизни, разрешите поздравить вас с наступающим днем рождения и пожелать вам, дорогая Елена Сергеевна, огромного, как этот весенний букет, счастья, творческих успехов в работе и крепкого, я бы даже сказал, богатырского здоровья, дабы воспитать еще не одно поколение таких же балбесов, как мы. Одним словом, многая лета! Ура!

 

Все дружно поддержали возглас и зааплодировали.

 

(Передавая букет.) Разрешите в щечку, Елена Сергеевна.

ВИТЯ. И мне, и мне, Елена Сергеевна! Поздравляем!

ЛЯЛЯ. Поздравляем, Елена Сергеевна. Это тоже вам. (Вручает пакет.)

ВОЛОДЯ. Елена Сергеевна, от всей души! И от всего сердца! (Целует руку и передает маленький букетик фиалок.)

 

Пауза. Елена Сергеевна вдруг заплакала.

 

УЧЕНИКИ. Елена Сергеевна, что вы? Мы же от души! От всего сердца! От всего класса, Елена Сергеевна! От души!..

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Дорогие мои, вы... вы просто не представляете, как вы меня... Вот уж не ожидала. Спасибо вам. Но как вы узнали?

ВИТЯ. Разведка донесла!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (улыбаясь). Поразительно... Вы проходите, пожалуйста.

ПАША. Спасибо, дорогая Елена Сергеевна, нам пора. Экзамены, сами знаете.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Что вы, Паша, какие экзамены? Вы же только сегодня у меня математику написали. Никуда я вас не отпущу.

ВИТЯ. Да неудобно. Чего мы вас будем задерживать? Может, к вам гости...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Какие гости, Витенька? У меня мама в больнице, так что никаких гостей. Нет, даже и не мечтайте удрать. Не пущу.

ВОЛОДЯ. Хорошо, Елена Сергеевна, спасибо. Мы посидим. Только вы, пожалуйста, не беспокойтесь.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Вот и чудесно... Цветы мы поставим в вазу... Ляленька, достаньте там из серванта... А это что? (Обращает, наконец, внимание на пакет, который все это время не выпускала из рук.)

ЛЯЛЯ. Это вам. Подарок. От класса.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (качает головой). Надо же, придумали. (Развернула пакет.) Что это?

ВИТЯ (с гордостью). Это фужеры. Хрустальные! Шесть штук! Старинная работа. "Е. С." Вот здесь, видите, такой знак.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Вы с ума сошли! (Заворачивает пакет.)

ЛЯЛЯ. Ну, Елена Сергеевна! Ну, миленькая!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Вы знаете, сколько это стоит? Истратить такую сумму на подарок учителю... В конце концов это просто неприлично.

ВОЛОДЯ. Неприлично - когда взятка. Но ведь мы - от души?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (слегка растеряна). Да? Но все равно...

ВИТЯ. Ей богу! Вот-те крест! От всего сердца!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я понимаю, ребята. Но, честное слово, я не могу.

ВИТЯ. Ну вот, я же говорил! Сейчас книги надо, книги. Подписку на Достоевского. Нет, стекла натащили!

ПАША. Что же теперь делать, на помойку выбрасывать? Сжальтесь, Елена Сергеевна!

ВОЛОДЯ (твердо). Нехорошо, Елена Сергеевна. Ребята обидятся.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (в замешательстве). Но, Володенька, вы же у родителей деньги берете. Что же они после этого про нас, учителей, подумают?

ПАША. А ничего плохого. Бросьте, Елена Сергеевна, родители у нас в порядке, их трешкой не разоришь. Так что владейте! (Расставляет фужеры на столе.)

ВИТЯ. Звенят, шельмы!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Совсем вы меня запутали, просто голова закружилась... Пойду что-нибудь к чаю... Вы посидите, тут репродукции есть... проигрыватель... у меня пластинки отличные, Новелла Матвеева, Окуджава...

ЛЯЛЯ. Я вам помогу?

 

Елена Сергеевна и Ляля выходят. Пауза.

 

ВИТЯ. Вроде клюнула, а? (Паша пожимает плечами.) Да все они одним миром мазаны! Я раз в учительской слыхал, как она уроков себе дополнительных просила. Из-за лишней десятки такой крик подняла!

ВОЛОДЯ. Тебе, Вить, от предков не очень влетит за фужеры?

ВИТЯ. Так на святое ж дело! Узнают - еще спасибо скажут. Не каждый же день...

ВОЛОДЯ. К сожалению, это только начало. В жизни, мон шер, придется давать и давать.

ПАША. К Елене это не относится. Подарками ее не купишь. Таких людей надо жалостью брать.

ВИТЯ. Мой батя говорит, если кто-то не берет, значит, просто мало дают.

ПАША. Твой батя еще не сидит?

ВИТЯ (с вызовом). А твой?!

ПАША. А мой не ворует.

ВОЛОДЯ. Надо пробовать все варианты. В конце концов, у каждого человека есть слабое место. Нужно его только правильно определить и вовремя нажать кнопку: сим-сим, открой дверь!

 

На кухне.

 

ЛЯЛЯ. А у вас симпатично. Больше всего на свете хочу иметь отдельную квартиру. До сих пор в коммуналке, представляете? Правда, комната большая, потолки и всT такое... Колбасу в салат?.. Наш дом вообще-то скоро на капремонт пойдет, только нам с матерью все равно дадут однокомнатную, потому что мы однополые... Сыр в холодильнике?.. Жилье - проблема века.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Да, к сожалению.

ЛЯЛЯ. Жить с матерью в одной комнате не такой уж подарок, верно?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Почему?..

ЛЯЛЯ. Попробуйте. (Дает ей ложку с салатом.)

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Если отношения хорошие...

ЛЯЛЯ. Да откуда они могут быть хорошими, если в одной комнате? Чувствуешь себя взрослым человеком, а с тобой обращаются, как с ребенком. Ужасно раздражает.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Не знаю, я всю жизнь прожила с мамой. Трудно, конечно, иногда, а что делать...

ЛЯЛЯ. А то еще учить начинает. Я Набокова на английском читаю, а она учит. Смешно!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну вот. Закуска, правда, не богата...

ЛЯЛЯ. Ой, да что вы, Елена Сергеевна, разве в закуске дело? Главное - это отношения между людьми. Доброта. Искренность. А то, знаете, бывает, стол от еды ломится, а кусок в горло не лезет.

 

Идут в комнату.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну как вы тут, мальчики, не соскучились? А мы с Ляленькой салат приготовили.

ВИТЯ. Елена Сергеевна, ну, как по заказу! (Достает шампанское.) Сюрприз!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ой, вам же нельзя!

РЕБЯТА (хором). "Почему? Кто это вам сказал, Елена Сергеевна? Шампанское! Да его грудным детям дают!" - "Бутылка на - раз, два, три... на пять человек!" - "Елена Сергеевна! Последний экзамен!" - "В честь дня рождения!"

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну что с вами сделаешь, садитесь!

 

Ребята кричат "Ура!"

 

ВИТЯ. Все за стол! Все за стол! (Рассаживаются.) Внимание! (Пробка летит в потолок. Визг.) Давайте скорее! Елена Сергеевна, ваш бокал... Лялька!.. (Разливает.)

ПАША (встает). Дорогая Елена Сергеевна! Позвольте еще раз поздравить и пожелать вам здоровья и всяческого процветания.

ЛЯЛЯ. От всей души, Елена Сергеевна!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Спасибо, ребята, спасибо... (Пьют.) Ешьте теперь получше, а то не дай Бог...

ВИТЯ. Да вы что! Нам, чтобы это... по такой на брата надо, верно?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Витя!

ВОЛОДЯ. Шутка, Елена Сергеевна. Это у него юмор такой. Мы вообще не пьем.

ВИТЯ. Ага. И не спим. К этим... к экзаменам готовимся.

ЛЯЛЯ. Ой, а вы знаете, что каждый четвертый человек, рождающийся в мире, дебил?

ВИТЯ. Да ну? (Начинает считать.) Раз, два, три... четыре!

 

Все смеются.

 

ЛЯЛЯ. Это все следствие экологического нарушения и пьянства наших родителей. (Радостно.) Нам грозит вырождение, представляете?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (серьезно). Ляля!.. Дело в том, что человечество действительно подошло к какому-то страшному рубежу. Информация такова, что каждый день удивляешься, как мы до сих пор еще живы. Постоянно какие-то войны, катастрофы, болезни! А что мы сделали с природой! Ужас! Проблем масса. Неразрешимых, трагических. Наши дети... Да, что-то творится невообразимое.

ВИТЯ (ему невмоготу). Елена Сергеевна, а давайте музыку включим, вы как?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я? Давайте, давайте, Витя. Что это мы все о мрачном? День рождения! (Перебирает пластинки.) Вот кошмар, у меня одни вальсы! Вы же вальсы, поди, не пляшете?

ВОЛОДЯ. Пляшем, пляшем, Елена Сергеевна. Разрешите?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я? Что вы, Володя, да я уже сто лет... Вы бы лучше с Лялей.

ВОЛОДЯ. Елена Сергеевна, Ляля танцует исключительно с Пашей. У них, как бы это выразиться...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. А, ну что же, тогда... (Идут танцевать.)

ПАША (танцует с Лялей). У тебя плохое настроение?

ЛЯЛЯ. Мне перестала нравиться эта затея.

ПАША. Давно?

ЛЯЛЯ. Сразу. Как только вошли. И она... в этом халатике...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (танцует с Володей). Главное, Володенька, найти свою точку опоры, свое место на земле.

ВОЛОДЯ. И вы нашли?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я люблю свою профессию. В школе вся моя жизнь.

ВОЛОДЯ (улыбаясь). Любить профессию, конечно, хорошо, но не мешает, чтобы и она тебя любила...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я понимаю, вы говорите об отдаче. Но когда я вижу хороших, образованных молодых людей, которых мы выпускаем в жизнь, ну вот таких, как вы... я счастлива.

 

Вальсируя, они приближаются к столу. Володя галантно усаживает свою даму и целует ей руку. Елена Сергеевна возбуждена. Раскраснелась, как девочка. Обмахивается платком.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я так давно не танцевала! Этот вальс... Бывает так, что самые глубокие переживания связаны для вас с какой-то мелодией, и стоит ее услышать...

ЛЯЛЯ (садится к столу). Это называется ассоциативно-эмоциональная память.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Да, да, я смотрела на вас, слушала музыку и вспоминала себя юной, влюбленной... Ах как хорошо быть влюбленным!.. К сожалению, у меня так ничего и не вышло...

ЛЯЛЯ. Почему?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (смеется). Мой избранник предпочел более выгодную партию.

ЛЯЛЯ. Вам надо было сразу же влюбиться в другого. Это помогает.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. К сожалению, в этом вопросе я несколько старомодна.

ВИТЯ. А что, Елена Сергеевна, работы наши завтра будут проверять?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Да, Витенька.

ВИТЯ. Комиссия?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну, выборочно, конечно, как всегда.

ВИТЯ. Ох, страсти какие! А отметки когда скажут?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Да завтра же, как проверят, можно будет в школу зайти, после обеда.

ВИТЯ. Просто дрожь в коленках!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Что вы, Витя? Разве вы плохо написали?

ВИТЯ. Ой, не знаю, Елена Сергеевна, я там вроде ничего и не написал.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Как... не написал?

ВИТЯ. А так. Ничегошеньки.

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Но у вас же в году тройка. Твердая тройка.

ВИТЯ. Так это я, скажу теперь уж вам по правде, все контрольные всегда списывал.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Как... списывал?

ВИТЯ. Как-как? А то вы не знаете - как! Я и сегодня хотел. Так Марья Васильевна как уставилась на меня, шельма очкастая... простите, Елена Сергеевна... так я не то что списать - башки повернуть не мог.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Витя, я же к вам подходила.

ВИТЯ. Подходили.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я же подсказывала.

ВИТЯ. Подсказывали.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну и что?

ВИТЯ. Ничего. (Вздыхает.)

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (встает из-за стола. Пауза). Ну как же так? Хоть что-нибудь решили? Хоть один пример?

ВИТЯ (сокрушенно). Ничего.

ЛЯЛЯ (шепотом). Что ему теперь будет, Елена Сергеевна? Двойку поставят? (Елена Сергеевна молчит.) Неужели поставят?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Не знаю...

 

Пауза.

 

ВОЛОДЯ (спокойно). Двойку ему не поставят. На выпускных экзаменах двоек не ставят. Это ЧП. Правильно я говорю, Елена Сергеевна? У вас мама в какой больнице лежит?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Мама? В двадцать пятой, на Васильевском.

 

Володя достает ручку, записывает.

 

ЛЯЛЯ. Но если он ничего не решил?

ПАША. Все равно "три" поставят.

ЛЯЛЯ. Даже если совсем-совсем ничего?

ПАША. Елена Сергеевна, объясните, как это делается. Вы в курсе.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я, Паша, не знаю. Как комиссия. Я ведь одна ничего не решаю.

ПАША. Правильно. Ну, а комиссия решит поставить "три". Не портить же им из-за какого-то там Витьки Шевченки общую картину стопроцентной сдачи экзаменов.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Нет, нет, Паша, вы неправильно говорите. На усмотрение комиссии...

ВОЛОДЯ. Фамилию главного врача скажите, пожалуйста.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Кого? А-а... Лавров, кажется. Вам зачем?.. Да нет, Витя, не может быть, чтобы вы совсем ничего не написали. Даже самый отъявленный двоечник...

ВИТЯ (радостно). Так я и есть самый отъявленный! Только об этом никто не знал. Я успешно прикидывался. За десять-то лет чему только не научишься!

ПАША. Да ладно тебе, ты что, не видишь - Елена Сергеевна расстраивается? Тоже мне подарочек припас на день рождения. Поставят тебе тройку, сиди.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ребята, вы как-то очень легкомысленно...

ПАША. Напротив. Мы очень серьезны.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Зачем вы настраиваете его на благополучный исход? Неудовлетворительная отметка, к сожалению, вовсе не исключена... Хотя я, конечно, постараюсь... все, что в моих силах...

ВИТЯ (Паше, тихо). Во цену набивает, мало ей рюмок!

ПАША. Мы, Елена Сергеевна, и не сомневаемся, что вы нам поможете, но я вот что хочу сказать...

ВИТЯ. Не обижайтесь, Елена Сергеевна, но у Пушкина по математике была единица. А все равно - гений!

ВОЛОДЯ. Да уж. В его время это как-то различали. Либо ты - Горчаков, и служи царю и отечеству, укрепляя государственную мощь, либо ты - Пущин, и служи отечеству, ее разрушая.

ВИТЯ. А у нас прямо какой-то Ренессанс! Физики обязаны знать лирику, и наоборот.

ПАША. Витя, помолчи! Ребята, дайте сказать! Елена Сергеевна, ведь как несправедливо. Мне, например, как будущему филологу, абсолютно не нужна пятерка по математике. Смешно! Я с восьмого класса занимаюсь Достоевским. Мои работы посылали на конкурс, у меня диплом есть, и теперь из-за какой-то математики, простите, Елена Сергеевна, я лишаюсь своего, быть может, единственного шанса.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Вы занимаетесь Достоевским? В ваши годы? Я ничего об этом не знала.

ВОЛОДЯ. Ну как же! Это у нас достоевскоед растет. Доморощенный.

ВИТЯ. Белинский! Луч света в темном царстве!

ЛЯЛЯ. Сам ты темное царство, это Добролюбов!

ПАША. Я, Елена Сергеевна, занимаюсь проблемой происхождения зла.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Потрясающе! Паша, расскажите.

ВОЛОДЯ. Ой, Елена Сергеевна, это долго. Это до ночи.

ВИТЯ. Нет, ты расскажи, расскажи, не скромничай.

ПАША. Так. Ну вот давайте разбираться. Елена Сергеевна, откуда зло?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Не знаю.

ПАША. Либо зло от Бога, тогда он не абсолютно добр, либо не от Бога, тогда он не всемогущ. Так? Так. Пошли дальше. Достоевский, как известно, не Бога не принимал, а мира Божьего. Почему? Да потому что в нем - сплошное зло. Слезинку ребеночка помните? Почему же Бог ее допускает? А между прочим, еще теологи раннего христианства отрицали ответственность и вину Бога за зло, царящее на земле, и доказывали его непричастность...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. А кто же тогда ответственен?

ПАША. Мы! Бог дал нам свободу. Понимаете? Свободу! Он не захотел делать нас рабами и насильно приводить к добру. Мы же не стадо баранов, Елена Сергеевна! Он дал нам свободу выбора. Между добром и злом.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Но почему все-таки человек иногда выбирает зло?

ВОЛОДЯ. Потому что зло, Елена Сергеевна, это удовольствие. А в мире очень мало удовольствий.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Что меня поражает в современных образованных молодых людях, так это раскованность суждений. Мое поколение было куда менее смелым в оценках.

ПАША. Но, Елена Сергеевна, это ж естественно. Каждое следующее поколение должно в чем-то опережать. Закон прогресса. Но вы представляете, как обидно, из-за пустых формальностей, из-за недостающего балла по математике терять возможность заниматься любимым делом! Господи, при чем здесь мой Достоевский... И ведь я не могу довольствоваться даже тройкой, как Витя. Я поставлен в такие обстоятельства, при которых мне жизненно необходима только отличная отметка.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Паша, неужели вы тоже ничего не написали?

ПАША (смутился). Я... нет, почему? Я кое-что решил, но...

ВИТЯ (перебивает). Интересно, а почему это я должен довольствоваться тройкой? Конечно, на пятерку я не претендую, как некоторые, надо и совесть иметь, но четверка мне тоже вот как нужна!

ПАША. Ну ты, Витька, и нахал! Да ты Богу молись, чтоб тебе "три" поставили, правда, Елена Сергеевна?

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Вы, Витя, тоже на филологический поступаете?

ВИТЯ. Я?! Что вы, Елена Сергеевна. Я в эту... Лесотехническую академию, там конкурса в этом году нет. А вообще-то я лес люблю. Я ведь каждое лето к бабушке в деревню езжу. Ягоды, грибы, Елена Сергеевна, прелесть! Хотите, после экзаменов поедем? Ой, не пожалеете! Поедемте, а? Это недалеко.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Спасибо, Витя, но у меня мама...

ВИТЯ. Да чего там, спасибо после скажете! Идешь по дороге - зайчики бегают, птички поют, белочки скачут, колокольчики звенят, воздух! А кругом цветочки-цветочки, и бабочки, такие махровые...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Нет, нет, спасибо, я после экзаменов... у меня мама в больнице.

ВИТЯ. А еще корова у моей бабки есть. Утречком проснешься - и тебе молочко, парное, в постель.

ВОЛОДЯ. Разрешите, Елена Сергеевна, здесь еще немного осталось. (Подает бокал с шампанским.)

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Не надо бы вам больше...

ВОЛОДЯ. Там больше и нет. Внимание! Все подняли бокалы. Тост в честь Елены Сергеевны!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Володенька, позвольте, я скажу... Витя, ты... вы...

ВИТЯ (замахал руками). На "ты"! На "ты"! Можно на "ты"!

ПАША. Односторонний брудершафт. Зовите нас всех на "ты", Елена Сергеевна.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Спасибо. Вы... ты меня очень огорчил, Витя, очень. И Паша. Но я надеюсь, что все у вас в конце концов сложится хорошо. Осенью пересдадите экзамен, поступите в институт. Пусть не все сразу, не в один год, неважно. Важно, чтобы при любых обстоятельствах вы оставались честными людьми. Чтобы те идеалы, которые мы прививали вам с детства, несмотря ни на что, были живы в ваших сердцах... За ваше человеческое лицо, за ваш жизненный путь, мужественный и честный!

 

Ребята невольно опускают поднятые бокалы.

 

ВИТЯ. Аж в носу защипало. Действительно ведь неважно, в этом ли году, в том ли... или вообще через десять лет, главное - быть человеком! Как это верно! Эх, не поступлю в Академию, пойду в лесники, пусть меня мамаша проклянет!

ПАША. Ты, дорогой, пойдешь, только не в лесники, а в армию. Так прямо и потопаешь.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Что делать, мальчики, пока еще существует опасность... Долг мужчины - защищать родину. Так было всегда.

ВИТЯ. Как один, чего там! На амбразуры!

 

Пауза.

 

ВОЛОДЯ. Елена Сергеевна, у меня к вам одно предложение. Можно вас на минутку?

 

Елена Сергеевна и Володя выходят на кухню.

 

ВИТЯ. Пошла тяжелая артиллерия. Посмотрим, что сделает дипломат.

ПАША. Труднее всего иметь дело с идеалистами. Я говорил. Они тебе будут сочувствовать, слезами обливаться, а чтобы помочь - шиш!

ЛЯЛЯ (насмешливо). Да, ситуация, прямо скажем, безнадежная. Ничего у вас, мальчики, не выйдет.

ВИТЯ. Почему? Откуда ты знаешь?

ЛЯЛЯ. Интуиция.

ВИТЯ. Да иди ты! Вы с Пашкой вообще! Ни во что не верите!

ЛЯЛЯ. А ты во что веришь?

ВИТЯ. Я? Я верю во Владимира! И в победу!

ЛЯЛЯ (презрительно фыркнула). Паша, пошли!

ВИТЯ. Слушай, чего она это... разлагает атмосферу? Нечего было тогда приходить!

ЛЯЛЯ. А я, Витенька, любознательная очень. Я, может быть, таким образом жизнь изучаю.

ВИТЯ (буркнул). На заднем дворе изучай! Э, вы куда?

ЛЯЛЯ. Целоваться!

 

Елена Сергеевна и Володя на кухне.

 

ВОЛОДЯ. Елена Сергеевна, вы бы хотели перевести вашу маму в клинику профессора Попова?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Володя!.. Профессор Попов... Моя мама... Это же профессор с мировым именем!.. Это невозможно.

ВОЛОДЯ. Ну, начнем с того, что профессор Попов лечил моего отца. Я попрошу папу, скажу, что для вас. Уверен, он не откажет.

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Володя, а это удобно?.. Как мне вас отблагодарить?

ВОЛОДЯ. Пустяки.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Постойте, я ведь могу с вами позаниматься, подготовить вас как репетитор. Вы поступаете в технический?

ВОЛОДЯ. Спасибо, Елена Сергеевна, я поступаю в МГИМО.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. В Институт международных отношений? В Москве?

ВОЛОДЯ. Да.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ох, как это трудно, как это трудно, Володенька! К сожалению, в этих сферах... Хотя, знаете, у меня в Москве есть тетка. Если вам негде жить, я напишу, позвоню, на все время экзаменов, милости просим, она одна, вы никого не стесните, она хорошая, добрая, будет только рада. Да я могу хоть сегодня, сейчас!

ВОЛОДЯ. Не беспокойтесь, Елена Сергеевна. С Москвой у меня все в порядке.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Но чем же я могу... еще?

ВОЛОДЯ. Какая вы смешная, Елена Сергеевна. Мне, правда, ничего не нужно. Это может показаться странным, но у меня на самом деле нет никаких проблем. (Насмешливо.) По крайней мере неразрешимых.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Нет, Володенька, я так не могу. Я буду мучиться.

ВОЛОДЯ. Ну, хорошо, хорошо! Если уж вы непременно хотите что-нибудь для меня сделать... Пожалуй, я могу попросить вас об одном одолжении. Это, правда, касается не меня, а моих друзей, но, все мы, как говорится, одна семья, так сказать, лицейское братство.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Разумеется! С радостью! Любую просьбу! Я слушаю.

ВОЛОДЯ (улыбаясь). Так уж и любую? А не боитесь, что я поймаю вас на слове?.. Елена Сергеевна, мои друзья - славные, хорошие, добрые - люди, вы согласны? Умные, талантливые, порядочные, но... бывают обстоятельства, когда нам приходится искать некоторый компромисс... Ну вот, скажем, когда высокая цель вынуждает нас иногда менять средства... Вы понимаете? В таких случаях необходим более широкий взгляд, ибо то, что обывателю кажется порой предосудительным, у человека более свободных взглядов не вызывает никакого протеста, верно? А вы, Елена Сергеевна, кажетесь нам именно таким человеком. Поэтому мы и решили обратиться к вам с нашей бедой, будучи уверены, что вы поймете нас правильно и поможете от всей души. Ведь поможете?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (кивает). Я постараюсь. Я не совсем поняла... но разумеется...

ВОЛОДЯ. Спасибо. Спасибо, Елена Сергеевна! (Громко.) Ребята, Елена Сергеевна согласна нам помочь.

 

Возгласы удивления и восторга: "Как? Уже? Правда, Елена Сергеевна? Да здравствует Елена Сергеевна! Ну, ты дипломат! Ура! Туш!" и т. п.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Да подождите благодарить, я же еще не знаю, в чем дело.

ПАША. Как не знаете? Разве Володя вам ничего не сказал?

ВОЛОДЯ. Я только подготовил почву, Павел, но Елена Сергеевна обещала мне. Елена Сергеевна, вы мне обещали?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Да, но...

ВОЛОДЯ. Действуйте!

 

Пауза.

 

ЛЯЛЯ (улыбаясь). А что, Елена Сергеевна, ключ от сейфа находится у вас?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. От какого сейфа?

ВИТЯ. В котором лежат наши экзаменационные работы.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. У меня. А что?

ЛЯЛЯ (с очаровательной улыбкой). А не могли бы вы нам его дать? На время.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Зачем?

ЛЯЛЯ (уклончиво). Ну, мы же вам объясняли...

ПАША. Елена Сергеевна! Все мы поступаем в гуманитарные вузы. Работу по математике мы написали, мягко выражаясь, не совсем... ну, с ошибками. Но, кроме Виктора, нам всем, как на грех, нужна пятерка.

ВОЛОДЯ. Пардон. Мне не нужна. Повторяю, у меня никаких проблем. Я только ради вас, извините.

ЛЯЛЯ (с предельной наивностью). Елена Сергеевна, не могли бы вы дать нам ключ на время? Мы бы исправили свои ошибки и принесли вам обратно, а?

ВИТЯ. Ага. У нас с собой правильные варианты. (Достает из-за пазухи листы.) Вот. Мы бы их... это... поменяли. (Пауза.) А что? Если бы не поступать, так Бог с ней, с отметкой.

ПАША. А главное, никому от этого никакого вреда. Мы поступаем в гуманитарные, так что ни один математик от нашей липовой пятерки не пострадает. Мы им не конкуренты.

ВОЛОДЯ. Если вы, Елена Сергеевна, боитесь, так мы гарантируем вам сохранение абсолютной тайны.

ВИТЯ. Комар носа не подточит. Не сомневайтесь!

ПАША. А будет больше пятерок, вас же еще и похвалят.

 

Пауза.

 

ВИТЯ. Что вы на нас так смотрите?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (медленно). Значит, вы пришли ко мне за ключом?

ВИТЯ. Ну да... Почему?

ПАША. Да нет!

ЛЯЛЯ. Не только...

ВОЛОДЯ. Елена Сергеевна, мы пришли поздравить вас с днем рождения!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. И на всякий случай приготовили подложные варианты контрольных работ!

ЛЯЛЯ. Ой, да что вы такое говорите, Елена Сергеевна! Мы пришли дружески пообщаться. Мы хотели по-человечески. От всей души! Нам казалось, что вы нас поймете.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Да это же подлость!

ПАША (грустно). Ну вот, Елена Сергеевна, мы и дождались. Теперь вы нам скажете все те громкие и пустые слова, которые нам уже давно навязли в зубах.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Нет, Паша, это не пустые слова, и мне очень жаль, что вы не понимаете... (Голос ев дрожит, но она пересиливает себя.) Ну вот что, дорогие ученики, забирайте свои подарки и уходите. Самое большее, что я могу для вас сделать, это не сообщать никому в школе о вашем поведении. До свидания.

 

Пауза.

 

ВОЛОДЯ (мягко). Елена Сергеевна, вы напрасно упрекаете нас в моральной неразборчивости. Мы не дети и прекрасно понимаем щекотливость нашей просьбы, о которой я вас предупреждал с самого начала и выполнить которую вы тем не менее заранее обещали. Многие люди, Елена Сергеевна, находясь в шорах обыденной морали...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я больше не хочу слушать вашу демагогию, Володя. И о моей маме прошу вас также не беспокоиться. Я отметками не торгую!

ВОЛОДЯ. Вот уж не думал, что вы, умная женщина, сможете так истолковать...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. О моей маме позаботится государство, и если будет необходимость, ее отправят в клинику Попова и без вашей помощи.

ВОЛОДЯ. Я ничуть не сомневаюсь в теоретической справедливости вашего убеждения относительно всеобщего равенства в осуществлении права на охрану здоровья, но только от слова своего я не откажусь. Это не в моих правилах. Кроме того, я сразу предупредил, что мне от вас ничего не нужно. Хлопочу исключительно из сочувствия к талантливым людям, которым жизнь всегда будет вставлять палки в колеса и которые сами за себя не в состоянии похлопотать.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Неправда! Настоящий талант всегда пробьет себе дорогу!

ВОЛОДЯ. Простите, как?.. Елена Сергеевна, сколько вам лет?

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Скажите мне искренне, если, конечно, можете. Если бы ключ был у Марии Васильевны, вы бы точно так же пришли к ней и стали бы требовать ключ у нее? Или это только со мной так... только потому, что вы меня так... не уважаете?..

ВИТЯ. Мы вас уважаем, Елена Сергеевна. И даже очень любим.

ПАША. Если бы ключ был у Марии Васильевны, нам было бы еще проще. Мария Васильевна наша классная руководительница, стало быть, она так же, как и мы, заинтересована в баллах и процентах. С Марией Васильевной мы бы договорились.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. И к завучу бы пошли?

ВИТЯ. А что, Вера Ивановна не человек? У нее сын поступает.

ПАША. Какая разница, Елена Сергеевна? У нас у всех одни цели и задачи. Стопроцентная успеваемость. Плановые медалисты.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. И вы уверены, что вам никто бы не отказал?

ВОЛОДЯ. Разумеется.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. В таком случае, со мной вам не повезло.

ВОЛОДЯ (непонятно, шутит он или говорит серьезно). А это смотря с какой точки зрения. У вас свой плюс, Елена Сергеевна. Вы одна в квартире. Это уже несколько облегчает задачу. Можно говорить по душам, без свидетелей, хоть всю ночь.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. На это можете не рассчитывать.

ВОЛОДЯ. Почему? Гостей, как я понимаю, не предвидится. А дома мы тоже предупредили, что, возможно, не придем ночевать.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Останетесь меня сторожить?

ВОЛОДЯ. Нет. Мы не теряем надежды разойтись полюбовно.

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Послушайте, неужели вы не боитесь; что я завтра же все расскажу в школе?

ВОЛОДЯ. Вы не расскажете.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Почему?

ВОЛОДЯ. Потому что вы дадите нам ключ.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. А если нет?

ВОЛОДЯ. Мы вас убедим.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Вы уверены?

ВОЛОДЯ. Или вынудим.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (едва сдерживая гнев). Сейчас же убирайтесь вон!

ВОЛОДЯ (серьезно). Елена Сергеевна, мы никуда не уйдем.

ВИТЯ. Елена Сергеевна, родненькая!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Прекратите паясничать! Ваша нравственная неразборчивость граничит с умственной отсталостью.

ПАША. Но, Елена Сергеевна, оттого, что вы в нас разочаровались, мы не стали к вам хуже относиться.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Покорно благодарю.

ВИТЯ. Конечно, надо же как-то отличать производственную сферу от человеческой.

ВОЛОДЯ. Елена Сергеевна, подумайте о том, что, отказывая им, вы толкаете их, быть может, на преступление.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я?! На преступление? Вы с ума сошли! Да что вы можете сделать?

ВИТЯ. Все, что угодно.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ах, Витя, бросьте меня шантажировать, вам это не идет, честное слово. Слушайте, может быть, вы меня просто разыгрываете? А, Паша? Ну нельзя же в самом деле серьезно... Господи, какая нелепость... словно кошмарный сон... даже грудь сдавило... Ляля, что вы молчите?.. Не надо, это глупая шутка, дети, плохая...

 

Пауза.

 

ВОЛОДЯ. Мы не шутим, Елена Сергеевна.

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Жаль.

ВОЛОДЯ. Ну что, так и будем стоять? Время идет, мы стоим... (Подходит с улыбкой к Елене Сергеевне, протягивает руку.) Дайте нам ключ, Елена Сергеевна, и расстанемся друзьями.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Да уходите же! Уходите, пока не поздно! Неужели вы не понимаете?

ВОЛОДЯ. Мы никуда не уйдем.

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну что ж, в таком случае, уйду я.

ПАША. Извините, Елена Сергеевна, но мы вас не выпустим.

 

Елена Сергеевна бросается к дверям, но Паша и Витя загораживают ей дорогу.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Как? Насилие?!

ВОЛОДЯ (мягко). Нам бы этого не хотелось.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я... я позвоню в милицию. (Снимает трубку.) Какой номер?

ВИТЯ (машинально). Ноль два.

ВОЛОДЯ. Мы вам не советуем, Елена Сергеевна. (Смотрит на Витю.) Ну зачем это... милиция...

 

Елена Сергеевна набирает номер телефона.

 

ВИТЯ. Ой, вот не надо этого. Не нужно вам этого делать, Елена Сергеевна. (Обрывает шнур.) Я же говорил? Эх!

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. А знаете, мне казалось, что такое возможно только в фильмах ужасов... Не дай Бог испытать на себе подлость людей, которых минуту назад считал своими друзьями. (Пауза.) Я советую вам подумать и уйти самим. Пока не поздно!

 

Уходит на кухню и закрывает за собой дверь. Ребята в некоторой растерянности. Володя что-то сосредоточенно обдумывает. Ляля начинает одеваться.

 

ВИТЯ. Ты куда, Лялька?

ЛЯЛЯ. Домой. К маме.

ВИТЯ. Ты что, уходишь? А как же мы?

ЛЯЛЯ. Не знаю. (Насмешливо.) Я думала, твой шеф умнее.

ВИТЯ. Да погоди ты!.. Володь!

ЛЯЛЯ. Чего годить? Вам я тоже не советую оставаться. Извинитесь, скажите, мол, осознали, просим прощения, и валите отсюда.

ВИТЯ. Значит, мне теперь два балла получать, да?

ЛЯЛЯ. Лучше два балла, чем два года. (Паше.) Пошли!

ПАША. Может, действительно, не стоит?.. Иногда бывает разумнее отступить...

ВОЛОДЯ (тихо). Убирайтесь к чертовой матери. Все!

ВИТЯ. Да ты что, Володь? Да нет, братцы, уходить нельзя. Что же это? Да она завтра озвереет! Она нам такого понаставит! Вон она в конце как зыркнула! Володя, скажи им!

ПАША (Володе). Слушай, а ты не боишься... пролететь?

ВОЛОДЯ (не глядя на Лялю). И заруби себе, девочка, на носу - если я за что-то берусь, я довожу это дело до конца. Чего бы мне это ни стоило. Понятно?

ВИТЯ. Правильно, Вов! Чего вы ее боитесь? Да она нам ничего не сделает. Из принципа и благородства души! И даже отметки не станет снижать. Да, Вов?

ВОЛОДЯ. Он прав. У нашей дорогой Елены Сергеевны комплекс Антигоны.

ВИТЯ. Чего-чего? Это когда... что?

ВОЛОДЯ. Это когда идеалистическое восприятие действительности возведено в принцип. Когда всякое насилие над их личностью или над их идеалами вызывает героическое сопротивление. И здесь существует прямо пропорциональная зависимость: чем сильнее на них давят, тем активнее и яростнее они сопротивляются. Из таких натур вырастают железные герои и вожди революций и войн. Но в обычной жизни это чаще всего чудаки, не от мира сего, юродивые, над которыми все смеются и которых никто не воспринимает всерьез. Поэтому любая критическая ситуация для них благо, ибо она дает возможность проявить максимум своих душевных сил. Так что Елена Сергеевна должна нам быть, в принципе, даже благодарна за то, что мы предоставляем ей такую блестящую возможность самоосуществления.

ПАША. Ну и что дальше?

ВОЛОДЯ. Я считаю, что уходить нельзя. Дело даже не в том, заложит она нас завтра или нет, хотя, если мы уйдем сейчас, я не исключаю такой возможности. Наша задача сделать ее из обвинителя сообщницей.

ПАША. Если она, как ты выражаешься, Антигона, она никогда не станет нашей сообщницей.

ВОЛОДЯ. Ну, во-первых, Антигон в чистом виде не существует. А во-вторых, к любой психической модели можно подобрать ключ. Я скажу больше. Я уже знаю, как сломить Антигону. (Пауза. Все с любопытством смотрят на Володю.) Насилием.

ВИТЯ. Если мы ее того... кто же нам даст ключ?

ВОЛОДЯ. Повторяю: насилием. Только не над самой Антигоной, что бессмысленно, а на глазах Антигоны и над ее ближним.

ВИТЯ. Как это - над ближним?

ВОЛОДЯ (насмешливо). А так, Витенька, возьмем тебя под белы ручки и скажем: или, Елена Сергеевна, ключ нам давайте, или мы его с седьмого этажа выкинем.

ВИТЯ. Ну ты, диалектик, шуточки у тебя!

ВОЛОДЯ. Почему шуточки? (Серьезно.) Но этим способом нужно пользоваться чрезвычайно осторожно. Когда противник уже начисто психологически разбит и морально разложен. Тогда будет довольно этого последнего удара, чтобы окончательно его добить.

ВИТЯ. Ты что... действительно собираешься меня в окно?

ВОЛОДЯ. Не волнуйся, я буду действовать по вдохновению. Но для начала нам нужно выполнить задачу морального разложения противника.

ВИТЯ. А как это, Вов, мы ее разложим?

ВОЛОДЯ. Ну вы, как дети, честное слово! Ляля! (Улыбается.) Вот, я вижу, Ляля меня понимает.

ЛЯЛЯ (улыбается). Нет.

ПАША. Вообще все идеалисты имеют весьма смутное представление о действительности.

ВОЛОДЯ. Правильно! Надо открыть ей глаза на мир. Обнажить, так сказать, дно. Показать ей реальное лицо жизни. В нашем лице. (Со смехом.) И путь это лицо обернется ей волчьей мордой! Грубо говоря, нужно сыграть подонков.

ВИТЯ. Вот это, черт возьми, здорово! Мы ей покажем! Реализм! А может это... напиться? Для натуральности?

ПАША. Ты что, так не можешь сыграть?

ВОЛОДЯ. Посмотрим, надо будет - напьешься.

ВИТЯ. Понял. Красненькая в портфеле.

ВОЛОДЯ (морщась). Ой, Витюша, быть тебе алкашом.

ВИТЯ. Я ж для пользы дела. Могу не пить, подумаешь!

ВОЛОДЯ. Ляля, у тебя нет возражений против намеченной программы действий? (Ляля пожимает плечами.) И она не кажется тебе очень глупой? (Ляля молчит.) Ну что ж, прекрасно, я рад. Все остальные, естественно, "за", голосовать не будем, мы не бюрократы.

 

Дверь неожиданно открылась. Голос Елены Сергеевны: "Ляля, можно вас на минуту?" Ребята молча переглянулись. Пауза. Ляля медлит.

 

ВИТЯ. Ну, Лялька, давай!

ПАША. Ты с ней, главное, по-женски. Нажимай на всякие там женские дела.

ВОЛОДЯ. Не дави на нее. Она умница. Она разберется. (Легонько подталкивает Лялю.) Ну?..

 

Ляля поглядела на ребят, улыбнулась и независимо пошла на кухню.

 

ВИТЯ. Надо бы это... подслушать.

 

Ребята собираются кучкой у дверей.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Почему вы не уходите? Я же дала вам возможность уйти! Вы понимаете, что вам грозит? Я надеялась, что хотя бы вы... Вы же девочка!

ЛЯЛЯ. Я не девочка.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну, это не важно. Поймите, будет скандал. Если вы сейчас же, сейчас же не уйдете отсюда, будет страшный скандал. Вы вообще не получите никакого аттестата. Ваше поведение подсудно.

ЛЯЛЯ. Вы переоцениваете свои силы.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. То есть как - переоцениваю?.. Вас посадят! Девочка, понимаете ли вы это, что вас посадят!

ЛЯЛЯ. За что?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Как за что? Я просто перестаю что-либо

понимать. Что происходит? Почему вы ничего не боитесь?

ЛЯЛЯ. Не знаю...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Но ведь... не боитесь?

ЛЯЛЯ. Вас - нет.

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Хорошо, в таком случае вас надо просто спасать. Как слепых котят. Вы же не ведаете, что творите.

ЛЯЛЯ. Елена Сергеевна, я хочу вам дать дружеский совет. Зря вы упрямитесь, честное слово. Дали бы им ключ. Давно бы уже все сделали - и обратно. Никакой волокиты. И спали бы себе спокойно.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ляля, да вы что, серьезно? Это же подло, что вы говорите! Подло!

ЛЯЛЯ. А жизнь вообще подлая штука, Елена Сергеевна, вы не находите? (Пауза.) Скажите, вам часто приходится ездить в городском транспорте? Ну, разумеется, ведь у нас с вами нет собственного автомобиля. И вы, конечно, видите лица наших женщин, лица, на которые словно повешен ржавый железный замок. Лица тяжелые, как мешки с провизией, которые они тащат в руках. Хуже всего они выглядят по утрам, когда везут с собой маленьких детей в ясли... Я видела и других женщин. Они выходили из разноцветных автомобилей и шествовали мимо потеющих от напряжения милиционеров к столичному кинотеатру, где показывали очередной фестивальный киношедевр, недоступный простым смертным. О, эти лица, сверкающие и чистые, как подарок в целлофане!..

 

Пауза.

 

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну и что?

ЛЯЛЯ. Все.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Понимаю. Вы хотите сладкой жизни.

ЛЯЛЯ. А почему бы и нет? Если кому-то можно, то почему не мне? Кажется, внешние данные позволяют.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Господи, да разве в этом счастье?

ЛЯЛЯ. Счастье, разумеется, в труде на благо. Впрочем, мы так привыкли к убогому существованию, что уже почти перестали его замечать. Моя мать, например,- она у меня библиотекарь,- она так и говорит: "Потребности надо сокращать".

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. По вашему виду этого не скажешь.

ЛЯЛЯ. А она у меня только свои потребности сокращает. Что же касается меня, тут моя мать проявляет гибкость и понимание. Когда мне нужно одеться, она устраивается по совместительству уборщицей. Одежда в наше время, Елена Сергеевна,- это пропуск в лучшую жизнь.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. И вам не стыдно паразитировать?

ЛЯЛЯ. Если кто-то везет, отчего же не ехать?.. Елена Сергеевна, давайте как женщина с женщиной. Вы посмотрите, как вы одеты?..

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (растерялась). Как?..

ЛЯЛЯ. Над вами же все в школе смеются.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Неправда.

ЛЯЛЯ. Вы интересная женщина, а ходите Бог знает в чем. Ну кто это сейчас носит? А прическа? Вы давно были в парикмахерской? А ваша дешевенькая помада!.. Ваши духи за четыре рубля!..

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Довольно! У меня больная мать. Когда человек долго болеет, это требует денег.

ЛЯЛЯ. Не понимаю, как можно так плевать на себя? Как вы живете? Без ласки, без внимания, безо всех этих маленьких удовольствий, которые так скрашивают жизнь, без радости, без любви! Вы же не женщина, Елена Сергеевна, вы газетная передовица в юбке! И после этого вы смеете нас осуждать только за то, что мы хотим жить по-человечески?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. По-человечески?

ЛЯЛЯ. Знаете, сейчас все хотят отхватить кусок пожирнее от общего пирога!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (с усилием). Неправда. Не все.

ЛЯЛЯ. Хотят - все. Но не все могут. И те, которые не могут, говорят, что не хотят. Из моральных соображений. Вранье! Вы же видите, не можете не видеть, что происходит, а тоже врете. Зачем?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. А что же происходит такого особенного, чего бы не было в другие времена? Всегда были люди, устремленные к вульгарному благополучию, но были и другие, с настоящими ценностями и идеалами. Почему вы решили, что их больше не существует? Приумножать зло... Да если бы весь мир... все люди... то и тогда... Можно и в одиночку! Если огромному миру зла скажет "нет" хотя бы один человек, один, - зло отступится, и восторжествует добро и справедливость.

ЛЯЛЯ (громко расхохоталась). Ну, знаете... Кажется, наш Вовочка действительно прав. Вы же Антигона!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Что? Какая?

ЛЯЛЯ (оборвав смех). Из мифа...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Ну, хорошо. Скажите, пожалуйста, для вас что-нибудь значат слова: честь, совесть, сострадание?

ЛЯЛЯ. Спросите еще о милосердии, о достоинстве, это сейчас модно. Ух, ненавижу попугаев-болтунов! Сначала все уничтожили, растоптали, а теперь болтаете о совести. Хотите знать, Елена Сергеевна, в чем между нами разница? Вы всю жизнь боролись, чтобы элементарно выжить, а мы будем бороться за то, чтобы хорошо жить. Да, я расчетлива. Я вынуждена рассчитывать каждый свой шаг, чтобы не повторить судьбу собственной матери. Я даже девственность свою не теряю из расчета. В надежде выгодно ее продать. Тому, кто подороже заплатит!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Но вы же... любите Пашу.

ЛЯЛЯ. Но не до такой же степени, чтобы не предпочесть ему более перспективного человека.

 

Мальчики прыснули за дверью. Паша густо покраснел, бросился на кухню к Ляле, ударил ее по щеке.

 

ПАША. Дрянь!

 

Пауза.

 

ЛЯЛЯ. Да я теперь не только замуж, я за одну парту с тобой не сяду!

ПАША. Ты же мне говорила...

ЛЯЛЯ. Говорила, ну и что?

ПАША. Ты говорила...

ЛЯЛЯ. Что выйду за тебя замуж. Но при условии. Разве ты забыл?

ПАША. Я не забыл.

ЛЯЛЯ. Так чего ж ты дергаешься? Старайся. Мы ведь кузнецы своего счастья, не правда ли, Елена Сергеевна?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Можно узнать, что за условие вы поставили Паше?

ЛЯЛЯ. При условии не жить в нищете.

ПАША. Ты же знаешь, ты же знаешь, что мы не будем.

ЛЯЛЯ. Я знаю только одно: чтобы хорошо жить в наше время, надо стать подлецом. А я не уверена, что когда ты им станешь, я все еще смогу тебя любить.

ПАША. А сейчас любишь? Сейчас? Я еще не стал подлецом! Мне нужно знать, любишь ты меня сейчас? Ну!

ЛЯЛЯ (кричит). Да, да, да! Как же мне тебя не любить, когда ты такой влюбленный, такой послушный, такой благополучный, с такой кооперативной квартирой?! Я же девушка бедная, без корней, без связей, да я просто обязана тебя любить! Жить без тебя не могу!

ПАША. Что ты говоришь? Замолчи.

ЛЯЛЯ. Ненавижу! Ненавижу!

ВОЛОДЯ (за дверью). Ну, теперь их понесет... не в ту степь. Ну-ка, Витек, хлебни еще раз для храбрости - и на медведя, пошел!

ВИТЯ (отпивает из бутылки). Это я могу. Пожалуйста.

 

Влетает на кухню. В руках открытая бутылка портвейна, наполовину пустая. Он слегка пьян.

 

ВИТЯ. Ой, ребята, не могу! Не могу я так больше, ребята!.. Елена Сергеевна, где у вас тут стаканчики? (Шарит в буфете.) Уж как я эти семейные драмы не выношу, сил моих больше нет! Уж на что у меня батя серьезный человек, но и он всегда от подобных громов и молний спасается. Раз даже своими глазами видел - плакал. Натурально плакал. А ведь какой человек! Директор овощной базы! Все родственники с него кормятся. Ферзь! Все может! А вот матери боится. Как начнет она его доставать, Господи Боже ты мой! А вообще-то у нас не жизнь, а сказка о золотой рыбке, начали с корыта, а кончили... Правда, еще не кончили, застряли где-то на уровне столбовых дворян, про конец бате и подумать страшно... Только у нас рыбка золотая кто, знаете? Папашина должность. (Смеется.) Ну, кто со мной?

Елена Сергеевна (вырывает бутылку). Не смей! Не позволю! В моем доме! (Выливает вино в раковину.)

ВИТЯ. Ой, ой, что вы делаете? Я ж за ней три часа стоял! Ой, Елена Сергеевна, у меня ж нервы! Я человек благонамеренный, но когда это... насилие над личностью, могу... Я вообще-то эпилептик, припадки у меня, как у Федор Михалыча, Паша, да? Продемонстрировать? Во, во, глядите! (Неожиданно падает на пол и бьется в судорогах.) Больной я, видали? Припадочный. Можно сказать, инвалид. Меня, может, вообще травмировать опасно. Я, можно сказать, после каждой двойки так.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (медленно). Я не знала, что вы пьете... Это ужасно.

ВИТЯ (встает с пола как ни в чем не бывало). Нет, вы поглядите, я пью! Да я вообще эту гадость терпеть не могу, хоть бы ее и вовсе на свете не было! Это у меня батя... Запои у него иногда. Батя-то у меня прежде живописцем был, самородок, рынки оформлял, витрины всякие, а потом уж как-то незаметно директором сделался. У него когда это... запой начинается, заслушаешься. Такая философия с математикой! Ух, говорит! Про жизнь там всякое, про искусство... Я, говорит, Витька, сволочь. Ага, прямо так и шпарит всю правду-матку. Я, говорит, продал свою душу за тридцать серебренников, я, говорит, все идеалы свои святые продал и пропил. А ты не смей! Это он мне. С того света, говорит, достану, так и знай. Какие, говорю, бать, сейчас идеалы, что ты народ-то смешишь, какие? Ну хоть один, говорю, назови. Трясется весь. Сволочь, говорит, народ стал. Буржуй и быдло. Без закона живут. Мы, говорит, за них жизнь отдавали. Так кто, говорю, отдавал, бать, не ты ж ведь отдавал. Тех-то уже, говорю, кто отдавал, и в помине давно нет, успокойся, говорю, время нынче такое...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Время делают люди! Это наше, наше собственное время! Оно зависит только от нас!

ВИТЯ. Кто бы спорил, Елена Сергеевна, я ведь то же самое говорю, время как время, жить можно, бывает хуже. А вот батя мой говорит, что по всем приметам скоро конец света. И по Библии так выходит, что конец, и по Будде, и еще там по чему-то. Ага, потому что вырождение и вымирание постепенное людей и природы. Бабы не рожают - раз! Мужики не работают - два, энергии не хватает, рыбы в океане дохнут, дышать нечем, кругом химия и сплошная радиация. Только это все незаметно для простого глаза происходит, это все процессы тонкие, неуловимые, про то только ученые знают, но скрывают, чтоб паники не было. А то, представляете, что начнется, если про конец света объявят? Спичек не купишь, не то что чего другого. В общем, скоро весь мир превратится в одну большую вонючую свалку, и только мухи, мухи... Говорят, после атомного взрыва одни только мухи останутся...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Какая чудовищная глупость. Ваш отец негодяй!

ВИТЯ. Не-ет! Алкоголик, вор, я согласен. Но не негодяй. Он хороший человек. Страдалец. Я его люблю, батю. Если батя мой грешит, так и кается. А за одного раскаявшегося грешника, как известно...

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Раскаявшийся грешник больше не грешит. Это только Иуда...

ВИТЯ. Иуда не каялся. Он повесился. Вот и батя мой, бедняга, чуть чего - повешусь, говорит, она у меня дождется, пойдет вкалывать, как все, узнает, почем фунт колбасы! Это он про мать... Вот я ее счас, гадину, поймаю! (Гонится за мухой, падает, с грохотом роняет посуду.)

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Господи, да ты совсем пьян!

ПАША. Ну я-то ведь не пьян, Елена Сергеевна, не правда ли? Но тоже ничего хорошего сообщить о своих родителях не могу. Вы думаете, сыну профессора Андреевского, научного руководителя моего отца, пришлось бы вот так идти к вам, вытягивать отметку, вымаливать, унижаться. Да ему уже с рождения заготовлено место в университете! И это только потому, что его отец не стесняется подписывать чужие статьи, а мой, видите ли, писать их для него считает делом бесчестным. Почему я должен уступать место каждому проходимцу? Это же мое место! Мое! И если будет нужно, я буду за него драться зубами. Потому что иначе не проживешь.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Прекратите! Сейчас же прекратите это издевательство! Завтра же! Всех в школу! На педсовет! Боже мой, ни одного слова правды! Лицемеры! Кого мы растим?

ПАША. Форму вопроса нужно несколько изменить: лицемеры, кого вы вырастили?

ВОЛОДЯ (заглядывает на кухню, весело). Что за шум, а драки нет? Елена Сергеевна, вы так всех соседей распугаете. Я там сижу, все альбомы пересмотрел. У вас потрясающий Шагал. Это вы на черном рынке купили? И сколько заплатили?.. Елена Сергеевна, вы знаете, который час?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Я не отдам вам ключ, Володя. Не отдам.

ВОЛОДЯ (зевает). Извините, очень спать хочется. Ох ты, Господи, скука-то какая! Плохо работаете, господа. Без вдохновения. Я бы даже сказал, бездарно. Застряли на одном месте. (Пауза.) Елена Сергеевна, вы не возражаете, если мы вас немножечко обыщем?

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Как... обыщете?

ВОЛОДЯ. Как при аресте. (Кивает Вите.)

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА. Не смейте! Не подходите ко мне!

ВИТЯ (приближаясь к Елене Сергеевне). Да не бойтесь, Елена Сергеевна. (Останавливается. Пауза. Володе.) А может, не надо, а?

ВОЛОДЯ (пожимает плечами, холодно). Хозяин - барин. Мое дело предложить.

ВИТЯ. Понял. Один момент. Извините, Елена Сергеевна. Я очень аккуратно, даже не почувствуете. (Неожиданно быстрым движением проводит руками по телу Елены Сергеевны.) Вот и все, Елена Сергеевна, извините. (Володе.) Ничего нет.

ВОЛОДЯ. Я так и знал. Ну что же, поищем в квартире?

ВИТЯ. А что? Это вполне... можно. (Стукнув по плечу Пашу.) Чего рот разинул? Пошли.

 

Паша медленно выходит из кухни, за ним следуют Володя и Витя.

 

ЛЯЛЯ (быстро подходит к Елене Сергеевне). Отдайте им ключ. Я же предупреждала. Отдайте!

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА (в слезах, упрямо мотает головой). Нет, нет, нет!

 

Молодые люди обыскивают квартиру.

 

Действие второе