"Чайку" можно ставить по разному. Более традиционный, привычный мне подход оставлял в полной неприкосновенности авторский текст, режиссер выражал свое видение пьесы, оставаясь в его рамках. В этом случае с неизбежностью акцентировались отдельные планы, уровни пьесы, в то время как другие оставались в тени. И это не вина режиссера, наверное, просто нельзя объять необъятный мир чеховской пьесы.
Игорь Ларин поступил иначе. Он намеренно перекроил пьесу, сохранив в ней лишь одну тему - искусство вообще и театр в частности. Из всех действующих лиц оставлены лишь четверо - Треплев, Тригорин, Аркадина и Заречная. Характерно, что все они связаны с театром или литературой. Этим же героям несколько беззастенчиво приданы реплики Дорна, Шамраева, Маши и других героев на ту же тему. Все действие жестко сфокусировано на разрешение одного плана пьесы - и оригинальное разрешение! Треплев предстает перед зрителями не непонятым гением - мессией нового искусства, а, скорее, автором средней руки, играющим на моде на декаденство и непонятность. Если в "Чайке" Вологодского ТЮЗа Треплев - трепетный Пьеро, то у Ларина он несколько смахивает на Арлекина.
В целом постановка чрезвычайно эффектна и прекрасно смотрится.
Удивительные декорации и свет, великолепно подобранная музыка,
а, главное, потрясающая игра Игоря Ларина и Галины Карелиной
(Кстати, чуть не забыл упомянуть, что в конечном итоге оставшиеся четверо
действующих лиц сведены лишь к двум исполнителям).
Настоятельно рекомендую всем, кто не боится нового, нетрадиционного театра.
Станислав Авзан, 3.03.97