АНДРЕЙ ЗИНЧУК

 

ЖИЗНЬ.EXE

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

E-mail (Электронная почта)

Связь в истории человечества всегда играла роль исключительную. А современного человека просто невозможно себе представить без средств коммуникаций - этого необходимого "расширения" нашей жизни. (Тот, кто хоть однажды сидел за компьютером класса PC, наверняка оценит этот нехитрый каламбур.) А поскольку свой альманах мы задумывали прежде всего как средство связи между творческими людьми, разговор о новых технологиях, помогающих им в этом и без того нелегком деле, мы решили продолжить.

Тем более что, по выражению известного культуролога Кирилла Разлогова, в настоящий момент происходит "великая оцифровка культуры", то есть произведения живописи, музыки, литературы, кино и т. д. переводятся в электронную форму, отлично приспособленную для их хранения и очень быстрой транспортировки. Что открывает небывалые возможности оперативного поиска и использования, но рождает массу проблем с использованием авторских прав. (По свидетельству же некоторых авторов на нас вообще надвигается "цифровое тысячелетие"!)

Современные средства коммуникаций можно условно разделить на три группы.

Традиционные, такие, как:

- телефон;
- факс;
- телеграф;
- телетайп;
- обычная почта;

- любительская коротковолновая связь (кроме прочего, она была когда-то очень популярна у спортсменов нашей страны, особенно в предвоенные и послевоенные годы, но, как видно, не потеряла актуальности и сейчас, что показали последние события в Чечне, - когда коротковолновики включились в поиск пропавших людей);

- профессиональная коротковолновая связь (например, на судах);

- нарочные или посыльные (ведь сохранилось еще и такое! Более того - некоторые фирмы, не доверяя своих секретов технике, эту службу только-только начинают у себя вводить, кроме того, часть документов только так и можно доставить в отсутствие массовых применений средств электронной подписи);

- радио и телевидение традиционно относят к СМИ, но на современном этапе развития их тоже, наверное, можно отнести к средствам коммуникаций, потому что c ними все проще связываться и в какой-то (пусть и небольшой) степени влиять на их работу - например, заказать интересующую программу, поучаствовать в прямом эфире и т. д.

Становящиеся привычными:

- сотовый телефон;
- пейджер;
- переносные радиостанции (КВ и УКВ, "CB" по-английски);
- e-mail;
- Internet on line с возможностями chat (переписки в режиме реального времени), аудио и видео конференций;
- а также FidoNet (бесплатная любительская) и прочие компьютерные FTN-совместимые сети с возможностями эхоконференций;
- узлы BBS (электронные доски объявлений, также бесплатные).

Пока еще весьма экзотические:

- SMS текст (посылка небольших - не более 160 знаков - текстовых сообщений с одного мобильного телефона системы GSM на другой или то же, но через Internet - "бесплатная", кстати сказать, услуга или, если быть точнее, - бесплатная для тех пользователей мобильной связи, кто внес арендную плату);
- GSM пейджер (посылка короткого текста, но только через оператора городской телефонной сети);
- ICQ (или ему подобные, например Odigo);
- получение новостей по подписке из Сети с помощью таких программ, как AvantGo на мобильный компьютер (скажем, системы Palm Pilot или любого другого типа);
- радио и видео в Интернет, которые от обычных отличаются прежде всего тем, что часто происходящее там не происходит больше нигде;
- спутниковая связь (несмотря на то, что ей уже немало лет, но для большинства она недоступна).

На самом же деле средств коммуникаций значительно больше - вспомнить хотя бы такие экзотические, как семафор на флоте, голубиная почта или узелковое письмо (говорят, тоже где-то сохранилось). Но на сегодняшний день (и, видимо, в обозримом пятилетии) для гуманитариев, на которых и ориентирована в основном эта статья, предпочтительным средством коммуникации явится, наверное, все же "удаленный доступ" (Dial Up) - подключение к Internet высокоскоростным аналоговым модемом через обычную проводную телефонную сеть.

Именно этот вариант мы и рассмотрим более подробно в этой статье.

Цены на эти услуги во всем мире стремительно падают. Что касается нашей страны, то, взлетев несколько лет назад свыше 10 $ за час работы в сети, они спустились до 0,5-0,6$. Некоторые провайдеры (в основном в Москве) уже предоставляют бесплатный доступ on line в ночные, не популярные для основной массы пользователей часы, или же бесплатный доступ к почте (обычно 10 минут в сутки). Поддержание же почтового ящика в подавляющем большинстве случаев бесплатно для пользователя. То есть если у вас есть бесплатный (или, напротив того, платный) вход в Сеть, то в число услуг обычно входит и обслуживание вашего почтового ящика.

Правда, на последнюю услугу провайдер может наложить некоторые ограничения. Например, по объему почтового ящика, по времени хранения писем и т. п.

Кстати сказать, имея только доступ к бесплатной электронной почте, можно "вытянуть" из Сети практически неограниченное количество файлов - и материалов и программ, - но это уже область отдельного большого исследования. (Интересующиеся могут получить подробную информацию по адресу in@ism.ac.ru у Александра Ильина, переводчика справочника великого сетевика Боба Ранкина "Доступ к Интернету через электронную почту".) Но справедливости ради следует отметить некоторую архаичность и неудобство таких действий.

В случае легального подключения к Сети обычно вместе с on line доступом провайдер предоставляет пользователю и почтовый ящик. Если вы планируете и в дальнейшем иметь дело только с данным провайдером, то вам, вне всякого сомнения, нужно этим ящиком воспользоваться. Однако, как показывает практика, провайдеров все же меняют и свой почтовый ящик вы можете потерять.

Для такого случая вам следует завести себе виртуальный почтовый ящик где-нибудь на www.mail.ru или www.chat.ru или на любом другом сайте, предоставляющем подобную бесплатную услугу. Это тем более полезно, что к этому почтовому ящику вы будете иметь доступ с любого компьютера в любом городе мира в любое время через любого провайдера, воспользовавшись своим уникальным логином (именем, под которым вы входите в Сеть) и паролем. (Обычно можно забрать свою почту и из пpовайдеpского ящика, зайдя в Сеть через кого-то еще, но стоит помнить о том, что иногда вместе с отказом от сервиса конкретного провайдера почтовый ящик вами тоже может быть утрачен!)

Формы услуг, предоставляемые провайдерскими фирмами, могут быть самыми разнообразными - достаточно ознакомиться с их прайс-листами. Однако вряд ли кого-нибудь из читателей этого издания заинтересует круглосуточный (unlimited) доступ в Internet по выделенной (некоммутированной) линии. Обычно запросы у гуманитариев куда как скромнее. Поэтому на практике скорее всего вас может заинтересовать относительно дешевый ночной тариф (обычно с 1 ночи до 8-9 часов утра - который стоит примерно 9-10$ в месяц). А также тариф выходного дня.

Для начала несколько советов:

- не гонитесь за самыми низкими тарифами - как показывает практика, такие тарифы устанавливают всякие несерьезные фирмы, от которых вместо Интернета вы получите только головную боль - постоянно занятый телефон в уже проплаченное вами время и отвратительное качество (к тому же еще и постоянно рвущейся) связи;

- постарайтесь среди своих знакомых найти пользователей, которых также может заинтересовать ночной тариф, и договоритесь с ниеи о графике работы в Сети - 8 часов напряженной работы в ночное время мало кто выдержит, а поделив этот интервал на трех-четырех человек и установив очередность доступа, можно получить вполне приемлемую цифру;

- не покупайте доступ у незнакомого провайдера больше чем на месяц - за это время вы полностью оттестируете удобство работы и качество связи;

- если есть такая возможность, воспользуйтесь тестовым входом - вы узнаете много интересного и о ваших отношениях с потенциальным провайдером и с телефонным узлом вашего района;

- еще одна вещь, о которой не стоит забывать при групповом использовании одного аккаунта (условий доступа): не пытайтесь обмануть провайдера в том случае, если в вашем договоре коллективный доступ запрещен, - как правило, на той стороне стоит АОН (автоматический определитель номера). И если вы одновременно с кем-нибудь по одному аккаунту окажетесь в Сети, то в зависимости от настройки системы произойдет следующее:

- для второго пользователя сервер окажется попросту занят (самый предпочтительный вариант);

- сервер выкидывает с линии первого интернавта и впускает второго;

- сервер "отрубает" с линии обоих с последующим закрытием доступа по данному аккаунту вообще. В этом неприятном случае вам придется объясняться с провайдером.

К счастью, большинство провайдеров на эти мелкие общеизвестные хитрости пользователей внимания не обращают. И это правильно - чем больше людей в той или иной форме приобщится к Сети, тем будет лучше. Всем.

Так подробно на этих вопросах мы остановились потому, что сегодня именно электронная почта приоритетно востребована в качестве современного средства связи: в результате опроса о том, какие именно средства общения в Сети предпочитают пользователи, на апрель 2000 года получены следующие результаты:

E-mail - 96,55%
ICQ - 34,48%
IRC - 24,13%
Odigo - 3,4%
SpeakEasy - 3,4%
Веб-чаты - 3,4%

Электронная почта (или "мыло" на бытующем в Сети сленге), получившая такой высокий рейтинг, работает как минимум по двум основным протоколам - POP3 и UUPC. Если у вас старенький ноутбук и вы не планируете доступ к своему почтовому ящику из других городов - вы можете воспользоваться вторым, он очень прост и надежен, хотя и сильно ограничен в своих возможностях (например, немеренные сложности с чтением пpиаттаченных документов). Кроме того, в последнее время все меньше провайдеров его поддерживают.

При работе с электронной почтой вы наверняка столкнетесь с проблемой нечитаемости писем из-за неправильно выбранной кодировки. На сегодняшний день в русском языке их существует как минимум четыре: win, dos, koi-8 и iso. А также проблемой так называемой "двойной перекодировки". А еще перегрузкой коммуникаций, большинство из которых изначально разрабатывались под совершенно другие нужды - передачу голоса по телефону, а теперь с помощью различных ухищрений вроде компрессии данных и всевозможных "хитрых" протоколов приспосабливаются под современные нужды.

В случае ошибок с кодировкой писем нужно попросить вашего корреспондента правильно настроить почтового клиента, выбрав по умолчанию какую-нибудь "человеческую" кодировку. (В нашей стране это win и koi-8). А заодно, кстати, проверить установки и самому. Там же, в установках, лучше назначить работу с письмами в текстовом виде, а не в виде HTM - изобилие служебных символов этого формата перегружает и без того плохо справляющиеся с резко возросшим потоком информации старые телефонные линии и "смущает" устаревшие программы обработки почты (почтовые клиенты).

В случае так называемой "двойной перекодировки" (или семибитной кодировки), когда письмо приходит в виде последовательности кодов с разделителями (типа =E1=CE=C4=D2=C5=CA или %CF%F0%E8%), нужно поставить в известность вашего провайдера или попробовать справиться с проблемой самому, например, использовав для этого такие программы, как текстовые редакторы "Bred", "Иероглиф" и им подобные. А универсальным перекодировщиком, как говорится, "всех времен и народов" является маленькая программа "recode.exe".

Иногда по электронной почте в письмах вы будете получать некие символы. Если склонить голову на левое плечо (на 90 градусов), то в таком вот, например, символе :-) можно разглядеть два глаза, нос и растянутый в улыбке рот. А чтобы настроение или намерения вашего корреспондента не застали вас врасплох, приведем далеко не полный список международных почтовых обозначений:

:-) - Смеющееся лицо (не принимайте меня слишком серьезно)
B-) - То же, но на лице очки
8-) - То же с широко открытыми глазами
#:-) - То же с всклоченными волосами
:-( - Печальное или сердитое лицо
@= - Объявление ядерной войны (грибовидное облако взрыва)
;-) - Подмигивание
:-P - С высунутым языком
:-D - Широко открытый рот
:-[ ] - То же
:-o - О, нет!
#:-o - То же
<:-) - Глупые вопросы
oo - Включенные фары
O>-<|= - Письма, интересные женщинам
|-( - Письма поздно ночью
:^) - Показать "нос"
(:-# - Что-то такое, чего не следует говорить
(:-$ - Обозначение болезни
(:-& - Обозначение злости
:-Е - То же
(:-* - Поцелуй
(:-( - Обозначение глубокой печали
:-(=) - Показать большие зубы
&:-) - Сообщение от человека с кудрявыми волосами
@:-) - Сообщение от человека с волнистыми волосами
?-( - Сообщение от человека с черными глазами
*:* - Сообщение о пушистых вещах
%-) - Сообщение от людей со сломанными очками
+<:-| - Письмо от монаха/монахини
{0-) - Письмо от циклопа
(:-|K- - Формальное сообщение
B-) - Письмо от Бэтмана (сверхчеловека)
...---... - S.O.S.
@%&$%& - Непечатное ругательство
||*( - Предложено рукопожатие
||*) - Рукопожатие принято
(-_-) - Тайная улыбка
<{:-)} - Письмо в бутылке
<:-)<<| - Сообщение с космической ракеты
(:-... - Разрывающее сердце сообщение
<<<<(:-)- Сообщение от торговца шляпами
(8-) - Сообщение от четырехглазого
(:>-< - Сообщение от грабителя: руки вверх!
<I==I) - Сообщение с четырех колес
:^{ - Сообщение от усатого
{ - Сообщение от Альфреда Хичкока
@>--->---- - Роза

В следующей части статьи "Жизнь.exe" мы расскажем о возможностях других замечательных коммуникационных программ, упомянутых в приведенном выше рейтинге и перечисленных средствах коммуникаций.

Но постарайтесь не слишком увлекаться новыми технологиями (хотя, конечно, они очень и очень заразительны!). Не забывайте о том, что коммуникации существуют не сами по себе, но придуманы в первую очередь для того, чтобы связать между собой людей, которым есть что сказать друг другу. А если все же вы однажды поймаете себя на том, что перед тем, как улыбнуться, склоняете голову набок (смайлик, используемый в электронных письмах вроде этого :-) или что жена запрещает вам брать в постель ноутбук - значит, расширять свою жизнь с помощью технических средств дальше уже некуда! И, взяв в руки авторучку, кисть, карандаш или резец - кому что положено по жизни, пора вернуться к оставленной на время профессии.

:-))) - теперь Вы меня, наверное, поймете?