ИРИНА ПОТЕМКИНА

 

ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ

 

Мариэтта Франгопуло и Жорж Баланчин. 1963

Музей Академии русского балета был создан как школьный в 1957 году. Первоначально он занимал два небольших класса на пятом этаже. Музею повезло, потому что хранительницами его стали артистки, которые служили и служат искусству безоглядно и самоотверженно. В книге "Восемнадцать лет спустя" балерина-абсолюта Наталья Макарова пишет о "каждодневном, ненавязчивом, живом общении", создающим "ощущение великого балетного прошлого, его традиций и неписаных законов, которые впитывались (нами) как материнское молоко". И далее: "От них просто некуда было деться. Сколько часов проводила я в маленьком школьном музее, которым руководила расторопная и приветливая Мариэтта Харламьевна Франгопуло! Она когда-то училась с Джорджем Баланчиным в этой самой школе и была ходячей энциклопедией. Она рассказывала о бывшей Мариинке, показывала фотографии Павловой, Нижинского, Карсавиной, Семеновой, Улановой. Их незримое присутствие ощущалось постоянно: в классах мне казалось, что их легендарные силуэты живут в матовой глубине зеркал, невозмутимо глядящих на меня и отражающих каждый мой промах".

Сейчас на видном месте в зале музея висит небольшая картина, датированная 1924 годом, - "Портрет танцовщицы Мариинского театра Мариэтты Франгопуло перед выходом на сцену". Внизу - письмо Мариэтты Харлампьевны: "После моей смерти прошу передать этот ценный эскиз художницы З. Серебряковой в театральный музей, либо в школьный музей ЛАХУ им. Вагановой, который я создала. М. Франгопуло". В этом маленьком послании заключена забота о продолжении дела ее жизни и о том, чтобы не пропала память о других именах в искусстве. В 1995 году, когда директором музея была уже М. Л. Вивьен, Михаил Барышников подарил музею вместе со своим письмом еще две картины Зинаиды Серебряковой, также посвященные балету.

Мариэтта Харлампьевна была очень общительным, веселым человеком. Себя в узком кругу друзей называла свободной эллинкой (ее отец, грек по происхождению, был одним из высоких чиновников петербургского банка). Она выступала на страницах газет как журналистка, балетный критик и библиограф известных русских танцовщиков. Очень любила поэзию, отлично декламировала стихи Апухтина и Игоря Северянина, даже когда они были запрещены. Одевалась всегда экстравагантно и сама себя звала за это в шутку "желтой прессой", так как носила пиджак в крупную желто-зеленую клетку.

Постепенно ее школьный музей превращался в своеобразный культурный салон, куда любили приходить пообщаться с Мариэттой Харлампьевной все звезды петербургского (тогда ленинградского) балета и, конечно, К. М. Сергеев и Н. М. Дудинская, чьим искусством она всегда восхищалась и творчеству которых посвятила множество статей.

После ее смерти в 1979 году музей осиротел. И только через семь лет, с приходом М. Л. Вивьен, все снова ожило. Марина Леонидовна - совершенно удивительная личность. Ее отец Леонид Сергеевич Вивьен был очень известным, талантливым актером, режиссером и театральным педагогом. Это он, вместе с Всеволодом Мейерхольдом, основал Школу актерского мастерства, ныне - это Академия театрального искусства на Моховой.

Марина Вивьен и Рудольф Нуреев. 1989

Надо сказать, что Леонид Сергеевич очень любил балет и старался не пропускать балетных премьер. Две его двоюродные сестры были артистками Мариинского театра. Это были сестры Гали Осиповна и Лидия Осиповна Большаковы. Гали Осиповна была одной из первых заслуженных артисток, когда было введено это звание. Она была участницей "Русских сезонов" Дягилева, а когда перестала танцевать, многие годы работала педагогом-балетмейстером солистов балета Малого оперного театра. В дом Большаковых, на Крюковом канале, 14, приходили не только артисты балета, но и дирижеры П. Э. Фельдт, Б. А. Фенстер, О.М.Берг, музыканты, художники. Бывал даже юный Д.Д.Шостакович и люди самых разных профессий. Это был своеобразный салон, где можно было не только отдохнуть, но и поделиться своими творческими планами.

Жена Леонида Сергеевича и мать Марины Леонидовны - талантливая, очень красивая и столь же известная актриса Александринского театра Евгения Михайловна Вольф-Израэль. Имена Е. М. Вольф-Израэль и Л. С. Вивьена гремели в театральном Ленинграде. Марина Вивьен окончила балетную школу, затем театральный институт и стала тоже актрисой, а затем заведующей литературной частью Александринского театра.

Когда в 1986 году К. М. Сергеев предложил ей должность директора музея, Марина Леонидовна при поддержке ректора Академии Л. Н. Надирова приступила к реорганизации музея. Теперь он находится на первом этаже (где ранее был склад декораций) и занимает три больших зала. При Марине Леонидовне музей-салон стал к тому же музеем-классом для учащихся академии. На прекрасном литературном языке ведет она рассказ (6 часов в неделю) о драме, хореодраме, оформлении спектаклей, музыке, живописи и, конечно, о творчестве великих актеров, хореографов и танцовщиков. А когда в школу приезжают специалисты из-за рубежа, Марина Леонидовна ведет рассказ на английском и французском языках, которыми она владеет свободно.

Ее стараниями устраиваются временные выставки, посвященные юбилеям и памятным датам, знаменитым артистам. В этом помогают ей и постоянные контакты с другими хранителями музыкальных и театральных музеев мира, дружба и переписка со звездами мирового балета.

Много новых уникальных и ценных экспонатов приобретено музеем за последние годы. В 1997 году Г. С. Уланова подарила свой костюм и украшения из "Ромео и Джульетты". Туфельки Анны Павловой, ее фотографии и ножной браслет, подаренный ей индусским танцовщиком Удай Шанкаром, также хранятся в музее. Семья знаменитого хореографа Федора Лопухова подарила пианино своего предка и ноты с его пометками. Известный в Канаде скульптор Юрий Фирсов привез в дар музею замечательную статуэтку Рудольфа Нуреева. Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев подарили в 1997 году скульптуры работы Е. Янсон-Манизер и множество фотографий.

Большой портрет Нины Стуколкиной и целый ряд ее костюмов в прошлом году принес в дар музею ее вдовец, Алексей Андреев. Бронзовый бюст молодого М.Фокина привез в 1996 году выдающийся американский хореограф Джон Тарас. А недавно музею был преподнесен большой подарочный альбом о Марго Фонтейн и Нурееве, изданный Кейт Монс в Америке.

Этот список дает некоторое представление о той огромной работе, которая ведется под руководством Марины Вивьен. Восторгаясь богатством музейных экспонатов, мы редко думаем о тех, кто коллекционировал, сохранил и передал их.

Марина Леонидовна говорит, что она не историк и не балетовед, что у нее нет манеры ученого. Тем не менее именно она вместе с мужем, известным переводчиком и замечательным педагогом Сергеем Михайловичем Орловым, воспитавшим целую плеяду творческих личностей Петербурга, перевела дневники Вацлава Нижинского. Большая поклонница таланта Анны Павловой, она переводит сейчас с английского воспоминания мужа этой великой балерины. Где бы ни была Марина Леонидовна - во Франции, Англии, Голландии или Норвегии - она выступает с лекциями об истории петербургской балетной школы, о жизни Мариуса Петипа, о творчестве великих мастеров российского балета, показывает видеофильмы.

Наталья Макарова в своей книге тепло и благодарно отзывается о профессоре А. Я. Вагановой и о своей школе, называя ее оазисом русской культуры, русской интеллигентности. Эта духовность поддерживалась не только в методике обучения, но и в изысканной петербургской речи, в манере вести беседу, одеваться, в элегантности и простоте обращения. Особый петербургский стиль хранится в Академии по сей день. Хочется думать, что воспитанию танцовщиков, наряду с профессиональной педагогикой, весьма способствует и атмосфера, царящая в Музее Академии русского балета.