ЮРИЙ ШЕСТАКОВИЧ

 

СЕРГЕЙ СЛОНИМСКИЙ КАК ЧАСТЬ ДЕМОСА

 

Народный артист России, академик, лауреат престижных премий, профессор Санкт-Петербургской консерватории, педагог и теоретик, он, будучи в возрасте отнюдь не преклонном, умудрился стать живым классиком. Десять лет назад музыковедом М. Г. Рыцаревой уже была написана о нем солидная монография: в этой книге только список сочинений мастера занимает семь страниц, и четыре страницы - список того, что понаписали о нем журналисты, музыковеды, исследователи. Очередной биограф должен будет существенно расширить оба списка: и маэстро не почивает на лаврах, и пишущая братия не оставляет без внимания его творчество.

Что же и как написать о Слонимском, дабы не повторять пройденного? Может быть, поговорить с ним на простые и понятные всем темы? О политике, например...

Супруга композитора, музыковед Раиса Николаевна Слонимская, к такой идее отнеслась скептически:

- Да не любит он политику, не знает ее, и, главное, - знать не хочет. Он - весь в себе, и ему очень не нравится, когда его из "себя" достают. Помните, в школе, тема для сочинения - "Ваш любимый литературный герой"? Так вот, его любимый герой - Обломов. Нет, не в смысле полежать на диване в халате, с трубкой, и помечтать. Он работает очень много, но только над тем, что его в данный момент интересует. Заставить его заниматься тем, что ему не интересно, - невозможно. Он и журналистов не любит - так, терпит из вежливости, но недолго. Вот в Самару на премьеру приехали польские журналисты, а Сергей Михайлович был очень занят и переадресовал их ко мне. Я рассказала им все, что их интересовало, и уж так он был доволен, что не пришлось самому от дела отрываться! И в быту так же: если я в отъезде - вполне может сам себе обед приготовить. Но уж если я дома...

- "Не царское это дело"?

- Вот именно.

В польском журнале было напечатано "родословное древо" Слонимских, начинающееся средневековым ученым-книжником. Далее шли дипломаты, художники, изобретатели, журналисты. Отец музыканта был известным советским писателем, одним из "Серапионовых братьев", в молодости работал секретарем Максима Горького. Долгие годы дружил с Евгением Шварцем и Михаилом Зощенко.

Перспектива встречи с замкнувшимся на музыке композитором, который к тому же не любит журналистов, не вдохновляла, но деваться было некуда.

...Сергей Михайлович пришел усталый, после тяжелой встречи со своим издателем, а через час ему нужно было быть на собственном творческом вечере в Доме ученых.

- Да вы пишите, что хотите, меня это не интересует... Вот, кстати, недавно в Самаре польские ребята до чего замечательно придумали...

- Сергей Михайлович, а как вы относитесь к общественно-политической ситуации в стране? То есть я примерно предполагаю, как вы ко всему этому относитесь, но вот, например, академик Сахаров в свое время оставил физику ради политики, и академик Лихачев в последние годы вовсе не своей профессией занимался, ваш друг Мстислав Ростропович в 1991 г. специально прилетел в Москву - демократию защищать... А сегодня многие люди искусства кинулись в политику, некоторые даже в Думе заседают...

- О, Господи, да негативно я отношусь и к нынешнему положению в стране, и к политикам вообще! И никогда я этого не скрывал, наоборот: одна из основных тем моей работы - власть никогда не ставит своей задачей благоденствие подопечного народа. Я неоднократно высказывал это в своем творчестве, но я и в жизни действую так же: я не льну к властям и не боюсь с ними спорить. Я не считаю себя специалистом в политике, но всем этим партиям, фронтам, объединениям я не верю. Я не могу доверять их обещаниям, потому что я не могу понять правил их закулисных игр, когда они то объединяются, то расходятся, то одного поддерживают, то другого. Мне кажется, что вся эта борьба идет между ними лишь за сферы влияния, а интересы страны, народа - безразличны всем без исключения. Нет, я не сторонник неучастия, наоборот - я участвую, но только в той сфере, где я что-то понимаю и могу сделать.

Я убежден, что настоящий художник в любую эпоху должен плыть отнюдь не по течению, но обязательно - против: и в творчестве, и в общественной своей деятельности. Я никогда не старался подлизнуться к начальникам - когда-то обкомовским, а теперь коммерческим, хотя, конечно, это не сулит безбедного существования. Приходится балансировать на узкой полосе "малоимущего", поглядывая на проходящую совсем рядом "черту бедности".

Я живу, как живет обычный, рядовой человек. Я не часть "демократии", я часть "демоса". И в этом отношении я, конечно нетипичен, потому что очень многие люди моего... не круга - статуса?.. Стажа?.. Количества выполненной работы?.. Словом, они стараются попасть в так называемую культурно-политическую элиту, каковую я элитой вовсе не считаю: там очень много людей, которые не вызывают у меня ни уважения, ни доверия.

Лихачев - да, крупнейшая, интереснейшая личность, весьма уважаемый мною человек, хотя я и не во всем был с ним согласен: с моей точки зрения, он иногда слишком поддерживал власть.

Сахаров... Поклон ему низкий за то, что он занялся этой правозащитнической деятельностью именно тогда, когда это было смертельно опасно: уезжали, других выгоняли, третьи попадали в психушки. А самое главное - он не замолчал даже тогда, когда объявили "гласность": он продолжал выступать с самых высоких трибун, и с еще более высоких трибун продолжались попытки заткнуть ему рот. А это - как раз вернейшее свидетельство необходимости такой работы.

Мстислав Ростропович... Да, наверное, в тот момент его прибытие в Москву было и актом гражданского мужества, и важной политической акцией. Но... Хорошо - защитил он тогда демократию. И что с нею стало теперь?

Я человек скромный и не считаю себя организатором или общественным деятелем. Я могу, например, организовать вечер для молодежи, посвященный творчеству какого-нибудь незаслуженно забытого музыканта или писателя. Я вежливо, но настойчиво стараюсь оспаривать сложившиеся ныне в искусстве приоритеты. Так, я не считаю, что вершиной современной русской музыки является только творчество Свиридова и Гаврилина. Да, это очень талантливые композиторы, настоящие творцы, и их музыка стала весьма ценной ветвью в общем развитии российского искусства. Но ни один из них не написал ни одной оперы, ни одной симфонии, а это жанры более сложные, но они же и основополагающие: вспомните музыку Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. Названные же композиторы продолжали, скорее, традиции Верстовского, Соловьева-Седого, Дзержинского, Хренникова. Они очень многое сделали в сфере музыки для театра, кино, музыки хоровой, романсной, и - духовной музыки.

Но здесь мое мнение тоже отличается от общепринятого. Я считаю, что в последнее время духовная музыка у нас несколько... простоватая. Та духовная музыка, которая родилась в России в средние века, которая возникла на основе знаменного распева - уникальнейшего строчного трехголосия; это сложнейшее и серьезнейшее искусство, к сожалению, продолжения так и не получило. В том числе и в творчестве тех композиторов, которые считаются современными классиками русской музыки...

Уже многие годы идет хорошо организованный процесс опрощения всего искусства, в том числе и музыки, а поддерживают и направляют его так называемые национал-патриотические силы... Впрочем, и раньше правительство и влиятельные идеологические органы поддерживали прежде всего упрощенное, массовое, коммерческое искусство. Нам, серьезным музыкантам, ставили в пример многих, ныне безымянных, сочинителей: вот, мол, они пишут для народа! А мы - нет? Думаю, это очень спорно. Я совершенно не согласен с расхожим утверждением, что серьезная музыка, литература, искусство никому не нужны, что детей, молодежь это не интересует. Я считаю, что детское стремление к настоящей музыке совершенно естественно, и наоборот: сегодняшнее засилие коммерческих, продвигаемых рекламными боссами "музыкальных" групп - уродливо и неестественно...

Что же касается общественной жизни - ну что можно сказать? Меня сегодня огорчает прежде всего трусость тех, кто был когда-то близок и дорог.

- Да ведь сегодня за правду, за смелость в тюрьму не сажают.

- Это-то и удивляет. Не сажают - а почти ни на кого нельзя положиться. Поколение моего отца - Шостакович, Зощенко, Шварц, многие другие славные имена - среди них было больше людей, которые не имели сразу десять мнений об одном и том же явлении или человеке. Хотя им-то как раз было чего бояться.

Сейчас модно считать, что Д. Д. Шостакович был конформистом и восхвалял власть. Ну, восхвалять-то он восхвалял, чтобы к нему не привязывались, но скольких людей он поддержал, скольким помог и скольких просто спас! И вдруг я читаю мерзкую книжку, где устами его ученицы говорится, что Шостакович был скупой, что никому не помогал и вообще был средний композитор и очень средний человек. Не знаю, действительно ли это мнение ученицы или автор книжки от себя добавил, но вот эта хитренькая неблагодарность к своим учителям - и не только к учителям - к благодетелям! - тоже знамение нашего времени. И мне доводилось почувствовать эту горечь: поможешь человеку, а он потом пристроится к кому-то более влиятельному, найдет себе менеджера и еще обольет грязью. Это очень нехорошая черта, и я как педагог стараюсь, чтобы у моих ребят ее не было. Я очень надеюсь, что молодые - те, кто сейчас только учится, - вырастут более честными, порядочными, талантливыми.

Вот и сегодня в Доме ученых будут выступать только молодые исполнители и - для молодых. Кстати, именно здесь поставили пьесу Льва Лунца "Вне закона".

- Это ведь вашими стараниями был издан первый в России сборник произведений этого писателя, соратника вашего отца по "Серапионовым братьям".

- Я считаю, что Лунц - гениальный драматург, который еще тогда предвидел, во что это все сегодня выльется! В начале 20-х годов, задолго до "Дракона" Евгения Шварца, он показал, как власть уродует человека. Что такое "Вне закона"? Представьте себе: вольный разбойник, обаятельный храбрец и любимец толпы, избран этой толпой в вожди и свергает ненавистного тирана-герцога. А затем незаметно для себя, но очень быстро становится жутким чудовищем, гораздо более кровавым, чем свергнутый деспот. Ланселот превращается в Дракона!

Уже лет восемь я умоляю самых разных режиссеров поставить эту пьесу, но не могу добиться, чтобы ее хотя бы внимательно прочли. А я уверен, что такая постановка стала бы событием.

Я, естественно, смотрю на всю эту "общественную жизнь" исключительно с точки зрения искусства...

- В том числе и не только высокого, симфонического. Мало кто знает, что в фильме "Республика Шкид" знаменитый романс беспризорников "По приютам..." и ария Мамочки "У кошки четыре ноги" вовсе не являются "народным творчеством", у них есть конкретный автор...

- Ну да, мелодию "Кошки" взяла в качестве музыкальной заставки антиправительственная программа "Куклы", и я этим даже несколько горжусь. И не надо меня считать чем-то вроде одностороннего флюса: я даже в самых серьезных своих сочинениях обращался к эстрадным или даже уличным жанрам: в 10-й симфонии - "Круги ада" - там у меня наказанные за торговлю верой пляшут канкан, в 1-й симфонии - фокстрот вместо скерцо, во 2-й симфонии вообще на месте скерцо - рок-музыка. Я между прочим первым написал концерт для трех электрогитар с симфоническим оркестром - в 1973 году, когда это отнюдь не поощрялось.

Но когда поощряется, когда превращается в фабрику для зарабатывания денег - мне это не интересно. Мне интересно все, что - против! Поэтому писать мюзиклы в расчете на то, что много билетов продадут, или детские оперы - в расчете на массовые школьные культпоходы - я не буду. Я не полный идиот, и математику не забыл, могу просчитать, что сочинять, чтобы жить сытнее. А вот - не хочу!

Время поджимало, пора было отправляться на творческий вечер, и разговор пришлось продолжить на улице. Стремительно шагая проходными дворами к набережной, композитор продолжал развивать свою мечту о гармоничном человеке будущего:

- Вы сейчас сами убедитесь: вовсе не потерян в молодежи интерес к высокому искусству, это байки для обывателя, каковые средства массовой информации успешно распространяют! Что сейчас показывает телевидение? Вы можете назвать какую-нибудь музыкальную программу для детей?

- Как же, вот "Утренняя звезда", например...

- Так это же опять шоу, эстрада! Ну нельзя же в самом деле все многообразие искусства сводить к поп-культуре! Но нет, как же, у них же - "рейтинг"! Ненавижу три новомодных слова: "престиж", "имидж" и "рейтинг". Все играют этими словами, как великовозрастный дебил - взаимозаменяемыми кубиками: чем у тебя престижней имидж, тем тебя чаще снимают на ТV, чем чаще снимают - тем выше рейтинг, и так далее, в любых комбинациях, до бесконечности. Молодежь часто просто не знает, что существует еще и другое искусство! Вот на что вашей "общественности" надо внимание обращать. И тогда пусть не в этом поколении, пусть в детях наших, но мы успеем увидеть людей разносторонне, гармонично развитых.

- Сергей Михайлович, считаете ли вы, что мир спасет красота?

- Что за чушь, конечно, нет. Это типично сталинский... да не только сталинский - любого вождя излюбленный прием: вырвать из контекста фразу и сделать лозунгом, забыв о первоначальном смысле. "Москва слезам не верит", "Если враг не сдается..." и так далее. Как может красота что-то спасти? Это красоту надо спасать, оберегать, защищать: разрушителей-то гораздо больше, чем творцов!

Зал Дома ученых был заполнен юными студентками Педагогического университета имени Герцена, молодые исполнители представляли отрывки из опер "Гамлет", "Мария Стюарт" и "Видения Иоанна Грозного".

Очень интересное ощущение возникает, когда слушаешь избранные автором фрагменты из произведений разных лет. Понимаешь, что композитор долгие годы работает над одним и тем же кругом проблем, так или иначе связанных с непростыми взаимоотношениями личности и государства.

Вспоминается первая опера Слонимского - "Виринея" (1967), где распад привычного социального устройства неумолимо приводит к распаду общественных и внутрисемейных связей, а затем и к отмене общечеловеческих духовных ценностей.

"Мария Стюарт" (1980) - юная, прекрасная, воспитанная в традициях европейского гуманизма принцесса, став королевой, вынуждена пойти по пути кровавых интриг, а бывший образцом верности лорд Босуэл с той же неотвратимостью превращается в убийцу и узурпатора.

"Гамлет" (1990) - снова о том, как в "коридорах власти" гибнет все самое лучшее: ум, красота, совесть...

И, наконец, совсем недавнее произведение композитора: "Видения Иоанна Грозного". Православный русский государь, один из образованнейших людей своего времени, поэт и музыкант, становится самым страшным врагом собственного народа - много страшнее любых татар, шведов, литовцев...

- На первых пяти спектаклях дирижировал Мстислав Ростропович, - вспоминает композитор. - Так какие-то макашовцы-баркашовцы скандировали на улице: "Ростроповича - в ГУЛАГ!" Почему - Ростроповича? Написал-то я! Но вы заметили, как слушала сегодня молодежь! Нет, нужно, просто необходимо больше времени уделять преподаванию искусства в школе. Вернуть хоровое пение, учить игре на инструментах, театру, рисунку, танцу, стихосложению... А главное - совершенно иначе готовить учителей, чтобы учитель сам умел сыграть, спеть...

- Вы представляете себе, насколько капитальную реформу предлагаете? И кто этим должен заниматься?

- Ну, есть же Министерство образования! За что они там деньги получают?

- Последний вопрос, Сергей Михайлович! Ваш любимый литературный герой?

- Конечно, Обломов, - засмеялся он. - Вот как представишь себе: вечер, халат, диван - так сразу хочется побыстрее все дела переделать. Диван на финише - лучший стимул для бегуна.