ЕВГЕНИЙ СОКОЛИНСКИЙ
ИСКУССТВО
ДЛЯ ПРУСТОЧИТОВ И
ДЖОЙСОЛЮБОВ
Перед
вами не фельетон. Хотя
слово, чаще всего
повторяемое героями
"Потерянных в
звездах", - презерватив,
оно не должно оскорбить
ничью нежную душу. Если в
театре четыре часа говорят
о конкретном средстве, то
игнорировать его никак
нельзя. И выразиться
по-другому тоже нельзя.
Раньше его ехидно называли
резиновым изделием N 2 (или
1), но эвфемизм этот не
соответствует современной
технологии. Именовать же
его противозачаточным
средством опять-таки не
позволяет истина. Ни о
каком зачатии
применительно к героям
пьесы Ханоха Левина
"Продавцы резины"
(спектакль называется
более возвышенно -
"Потерянные в
звездах", премьера
Театра на Литейном) нет и
речи. Все они хотят, но не
могут. Вернее, много чего
хотят (семьи, понимания,
материального
благополучия, уверенности
в себе) и всего этого не
могут получить. Ну, в общем,
дело знакомое.
Собственно,
"Орнитология"
Александра Строганова
(премьера
Александринского театра) о
том же. Татьяна Павловна и
Леонид Павлович Зябких
хотели бы взлететь
(по-крайней мере,
интеллектуально), только
почему-то не получается.
Занимаясь птицами и только
птицами ("куриным
космосом"), брат и сестра
отождествляют себя с
курицей и петухом. А всем
известно, курица - не птица,
интеллигент - не человек.
(Когда главный режиссер
Орловской драмы Борис
Голубицкий осуществит
свою давнишнюю мечту -
провести фестиваль
"Птицы нашего театра",
"Орнитология" займет
центральное место в
фестивальном показе.)
То, что в
обоих спектаклях мы
столкнулись с
интеллектуальными играми,
не вызывает сомнения, хотя
обе пьесы не имеют ничего
общего с драматургией типа
стоппардовской
"Аркадии". Никаких
алгебраических формул,
исследований, комбинаций
времен. Здесь диалог
намеренно упрощен, фабула
на грани издевательства,
зато текст, литературный и
особенно режиссерский,
рассчитан на
ассоциативность
зрительского мышления. В
"Орнитологии"
проглядывают цитаты из
Горького, из "Грозы",
отсылки к
"Шантеклеру" Эдмона
Ростана, Подколесину из
"Женитьбы", Расплюеву
в сцене "мышеловки" из
"Кречинского",
"Волшебной флейте" и
другим сюжетным мотивам,
афоризмам. В вариациях по
пьесе Левина иной
ассоциативный ряд:
Шолом-Алейхем, мизансцены,
навеянные Шагалом, Брехт,
средневековые мистерии,
кафкианские темы, Уайльд,
особенно "Саломея"
(Иоаканнаан-Иоханнаан,
танец официантов с
металлическими блюдами -
так и ждешь появления на
них отрезанных голов
бедных пророков). Я уже не
говорю об ассоциациях
чисто театральных.
Зрители,
посещавшие Театр Комедии в
70-е годы, вспомнят дуэт
Дрейдена и Захарова в
"Музе" и особенно в
"Романтиках" по
Ростану, где Дрейден тоже
ездил на велосипеде
(правда, кто теперь не
ездит?).
Разумеется,
можно смотреть
сегодняшние премьеры, и не
затрудняя себя поиском их
первоэлементов, однако
удовольствия получишь
меньше. С расслоением
общества расслаиваются
театры, зрительный зал.
Кто-то ориентируется на
"ценности массового
восприятия", кто-то
предназначает свои опусы
зрителю, загорающему с
Марселем Прустом на
животе. Театры всякие
нужны, театры всякие важны.
В данном случае мы
рассуждаем об искусстве
для прусточитов и
джойсолюбов, с поправкой
на исконную грубоватость
сцены.
У
простодушного зрителя,
который в театре ищет
любопытную историю про
обычных людей, многое в
нынешних премьерах
вызывает недоумение; "О
чем пьесы? О гондонах? О
ком? О сумасшедших?"
Некоторые полагают, что
бестрепетное употребление
этого и других подобных
слов - признак взрослого
человека, другие называют
эксгибиционизм,
склонность к постоянному
эпатажу - свойством
инфантильного сознания.
История рассудит, кто прав.
Факт тот: именно гурманам
требуются для
разнообразия особо острые
блюда, именно
высокообразованные
гуманитарии щеголяют
экстраординарным матом.
Елена
Немзер и Сергей Дрейден
в спектакле "Потерянные
в звездах"
При
чем тут поэзия? Герои обоих
произведений существуют
если не в космосе, то, по
крайней мере, между небом и
землей. Быта в них нет. Есть
звезды, вселенная, Ветхий
завет, ангелы, "вечные
жиды" и "вечные
русские". Иоханнаан
прижимает к себе бумажный
пакет с
предохранительными
средствами, и блаженная
детская (фирменная
захаровская) улыбка
расплывается у него на
устах. Он - восторженный
лирик, этот раздолбай
Цингербай. Из его
тщедушного тела рвется
желание воспарить над
своей земной оболочкой,
желание петь и танцевать.
Непристойная, неуместная,
болтливая откровенность -
психологический срыв
чувствительной,
романтичной натуры. Ни о
чем нельзя судить по
внешним приметам.
Режиссеры в
сообщничестве с
драматургами разыгрывают
серию провокаций, обманов.
Провокация первая: мнимый
любовный треугольник. Весь
первый акт
"Орнитологии" мы
предполагаем, что Савва
(Сергей Паршин) пытается
соблазнить жену
отсутствующего друга, и
только когда вернувшийся
Леонид застает парочку в
весьма рискованной позе,
выясняется: Леонид - брат
Татьяны и сам запланировал
свадьбу сестры с Саввой,
руководствуясь
научно-философскими
целями. В "Звездах",
казалось бы, - налицо
соперничество двух мужчин:
Шмуэля Спрола (Сергея
Дрейдена) с Иоханааном
Цингербаем (Вячеславом
Захаровым). Оба делают
предложение аптекарше
Беле (Елена Немзер). Но
серьезного соперничества
нет, потому что нет любви, а
в обсуждении брачного
договора никто не хочет
поступиться принципами.
Пьесы
представляют собой
цепочки несвершений. Не
соблазнил, не женился, не
продал (10 тысяч
презервативов,
оставленных в наследство
Шмуэлю). Впрочем, один
поступок на два спектакля
есть: Саввы, прыгнувшего в
окно. Однако этот поступок
нужен автору, чтобы
доказать: "человек не
создан для счастья, так же
как наша птица не создана
для полета". Савва
прыгает в окно потому, что
боится своего
несоответствия
таинственным требованиям
высоких интеллектуалов.
Пьеса Строганова
показывает, как легко
манипулировать массовым
сознанием - Савва его
несомненный
представитель.
Вторая
"провокация": мнимая
привязка происходящего к
конкретному времени и
географическому
пространству. Левин вроде
подчеркивает
принадлежность своих
героев к еврейству,
Строганов дает своим
сугубо русские имена. На
самом деле и шмуэли, и
саввы живут вне реального
времени и пространства. Их
проблемы не обусловлены ни
еврейским вопросом, ни
загадочной русской душой.
"Трудные люди" -
интернациональны.
И то, и
другое трио персонажей
доказывает духовную
импотенцию людей.
Презервативы, которые
никому не нужны, стало
быть, дети, которые никому
не нужны, невозможность
полететь, воспарить - всего
лишь прозрачные знаки этой
импотенции. Герои в
физиологическом и
переносном смысле кончают,
еще не начав.
Обличительства
в спектаклях, конечно, нет,
никто не злорадствует:
"так тебе и надо,
гадина!", хотя вызвать
жалость к одиноким
звездочкам, выпавшим из
ладони Бога и потерявшимся
в бездонной черноте неба
(это из монолога Шмуэля)
Дитятковский со Смирновым
тоже вряд ли стремились. С
чувством юмора у них все в
порядке. И фигуры ангелов,
у которых чешутся
крылышки, это лишний раз
доказывают. К звездам
Дитятковский относится
примерно, как Маяковский:
"Ведь если звезды
зажигают..." Только
непременно
"плевочки-жемчужины".
Странность
обеих постановок в том, что
эмоционально они
воспринимаются вопреки
словам и поступкам героев.
Интеллектуальная "Игра
в бисер" предполагает
абсолютную
бесстрастность.
"Потерянные в
звездах" написаны
буквально по строгой
математической схеме,
второй акт почти зеркально
повторяет первый. В
"Орнитологии" Игорь
Волков долго объясняет
суть домашних
экспериментов семьи
Зябких. Савва-Паршин, как и
мы, ничего не понимает. Но
не слова, повторяю,
поддерживают внимание
публики.
Жанрово-психологическая
нескладуха придает сама по
себе остроту современному
спектаклю. Рационализм,
естественно, женский,
сталкивается с мужской
наивностью и обидчивой
импотентной пылкостью.
Насмешливо-холодная
обольстительность
Кузнецовой контрастирует
с постоянным возбуждением
Паршина. Что-то подобное
происходит и в пьесе
Левина. Аптекарша без
лишнего кокетства
предлагает себя в качестве
"скорой помощи",
быстродействующего
лекарства и тут же
застывает, требуя
конкретного возмещения,
делового договора. А
мужчины
прекраснодушничают,
говоря, что им "срочно
надо быть счастливыми" и
хочется "встретить
женщину щедрую на деньги и
ласки". Это было бы
смешно, если бы, к примеру,
наш реальный современник с
телевизионного экрана,
назвавшись
"бесприданницей из
Йошкар-Олы", не говорил
то же самое.
Особо
проницательные критики
усматривают в обоих
спектаклях стремление
человека к счастью,
стремление к вечно
женственному, но я бы не
стал превращать Левина со
Строгановым в Арбузова.
Цингербай хочет, чтобы ему
было хорошо и приятно,
Шмуэль в дополнение к
этому умеет превращать
презервативы и техасские
попки в предмет для
поэтического вдохновения,
Бела просто умеет ждать, но
никто из них реально не
живет и не хочет чем-то
поступиться ради другого.
Разумеется, всех героев
"потерянных" и
"орнитологических"
жалко, как жалко любого
калеку. Однако спектакли
Смирнова и Дитятковского
не об утраченном счастье, а
о жизни, незаметно
переходящей в смерть.
Парочка
птиц (Татьяна и Леонид) не
живет, а подглядывает за
жизнью. Соответственно, их
квартира заполнена
скелетами, черепами,
чучелами, муляжами
(художник Эмиль Капелюш).
Процесс смерти интересно
изучать, изображать.
Свадьба Татьяны и Саввы
воспринимается, как
похороны, - не случайно
невеста в черном.
Натюрморты, которыми
увлекается Татьяна,
воспринимаются уже в
смысле буквального
перевода словосочетания
"мертвая натура".
"Вы хотите посмотреть,
что у нее внутри?" - с
равнодушием вивисектора
спрашивает Леонид Савву
про родную сестру.
Вивисекторы рассматривают
приятеля-гостя в качестве
объекта для любопытного
эксперимента - у Саввы
нарушено чувство
самосохранения, и он готов
поддаться на любую
идеологему.
Григорий
Дитятковский, нежный и
печальный рыцарь нашего
театра, давно рассказывает
об иссякании культуры,
жизни, о неминуемой гибели
чувствительной души. Его
лучший протагонист, Сергей
Дрейден, представляет эту
тему в "Мраморе" по И.
Бродскому, в "Отце" по
А. Стриндбергу, теперь в
"Потерянных"
израильского современного
автора. Шмуэль обаятелен,
но бесплоден. Энергичный,
остроумный, он перечисляет
даме многочисленные свои
болезни и ложится с ней на
черную крышку пианино, как
на катафалк. Его возможное
семейное благополучие
разрушается из-за абсурда:
не сошлись с Белой в
вопросе, кто должен
ставить могильный
памятник первому из
почивших супругов. Во
втором действии вопрос
решается просто: раздетый
женственными ангелами до
белья наследник
презервативов "памятник
себе воздвиг
нерукотворный" и,
усевшись на могилке в позе
мыслителя, беседует с
кладбищенскими
старожилами о
вышеупомянутых, теперь уже
покойницких техасских
попках.
"О
Господи!" - воскликнет
солидный посетитель
академических театров. Ну,
что вы возмущаетесь? Все
нормально. Жизнь богата
сюрпризами. Можно было бы
говорить о жизни-смерти с
пафосом, с затаенным
трагизмом, но Дитятковский
сочиняет вместе с
балетмейстером Сергеем
Грицаем
пластически-музыкальные
картины, которые
заставляют неотрывно
следить за происходящим.
Своего рода иронический
аккомпанемент.
Ангелы-официанты-музыканты
"обтекают"
инфернальный лабиринт
сероватых дверей - явная
метафора лабиринта судьбы
(художник Владимир Фирер),
обтекают персонажей,
действие. То они образуют
пародийные пирамиды в духе
тридцатых годов, то
готовят к брачному или
траурному ритуалу Белу,
Шмуэля, то поют шлягеры на
немецком, английском
языке, то зависают,
отстранившись от стен,
чуть ли не под прямым
углом. Перселл с Куртом
Вайлем, испанское танго и
эстрадный танчик образуют
постмодернистскую вязь,
забавно оттеняющую
эпатажные диалоги. Чем
резче звучат в тексте
"образы
материально-телесного
низа" (по выражению М. М.
Бахтина), тем более томно
движутся по сцене Дмитрий
Готсдинер, Сергей Мосьпан
и Михаил Кац.
Итак,
драматурги строят
литературные конструкции,
режиссеры с художниками
сочиняют свой
экстравагантный
сценический текст, но,
несмотря на его
оригинальность,
притягательнее всего
оказываются актеры. За их
психологической игрой,
иногда безотносительно к
смыслу, интересно следить.
Полтора
часа диалог между Татьяной
и Саввой, по сути, топчется
на месте. Ничего не
происходит, и в то же время
происходит очень многое.
Казалось бы, аналог
известен: сцена Глафиры и
Лыняева из "Волков и
овец" А. Островского. Но
там ясно, кто и для чего
соблазняет другого. К тому
же Глафира окручивает
богатого барина быстро, не
давая ему опомниться.
Здесь "качательность и
обоюдоострость" долго
держат нас в веселом
напряжении.
Игорь
Волков и Сергей Паршин
в спектакле
"Орнитология"
Татьяна,
провоцируя мужчину,
выясняет, сколько времени
она сможет продержать его
на расстоянии вытянутой
руки. "Орнитология" -
прекрасная школа
обольщения... для женщины. А
мужчина, потенциальный
соблазнитель, как будто и
хотел бы соблазнить
знакомую, только ко сну
клонит. За полтора часа
Савва раз двадцать
попадает из огня в полымя и
неоднократно меняет свое
отношение к партнерше по
играм. Татьяна - и
красавица, и чудачка, и
сумасшедшая, и убийца.
Когда ее обнаженная грудь
в самый неожиданный момент
открывается перед глазами
обалдевшего подопытного
петушка, тут-то и
появляется Леонид с дохлой
курицей через плечо.
Постоянный трепет чувств,
борьба инстинктов
составляют необъяснимую
прелесть постановки
Романа Смирнова.
Второй акт -
уже мужской вариант игры в
кошки-мышки. Игорь Волков,
сутуловатый,
спокойно-вежливый садист,
выращивает в себе ни на чем
не основанную уверенность
в своей мудрости, а
Паршин-Савва
демонстрирует мгновенно
возникающую зависимость
от "авторитета" и
разные оттенки
необъяснимого страха:
накажет - не накажет.
Пожалуй,
контрастная смесь
эгоцентризма и опасной
зависимости отличает всех
шестерых персонажей
необычных премьер. Каждый
герой - пример совмещения
несовместимых качеств.
Иоханнаан Захарова -
человек внешне открытый,
робкий, податливый и в то
же время совершенно
закомплексованный,
мгновенно прячущийся в
свою скорлупку. Кстати,
Иоханнаан - почти полная
противоположность
рыкающему
Захарову-Восьмибратову
("Лес" А. Островского).
Шмуэль Дрейдена - человек
безудержной фантазии,
снисходительный к
простаку Цингербаю, но в
этом оптимисте постоянно
присутствует чувство
близкого конца, хотя он и
наступит через двадцать
лет. Бела Елены Немзер - в
самой невыгодной ситуации.
Кавалеры рассматривают
эту строгую, интересную
женщину с гладкой
прической и дежурной
улыбкой в качестве
функции. Для них она - всего
лишь гарантия заботы,
спокойной смерти. Немзер -
актриса, способная к
неожиданному
перевоплощению. Здесь она
и жертва иссушающего
одиночества, и
одновременно следователь,
который безжалостно
"раскалывает"
претендентов на свою руку.
За
метаморфозами
парадоксальных чувств
видится человеческая
печаль, юмор, понимание
многосложности жизни.
"Орнитология" и
"Потерянные в
звездах" не утешат вас в
несчастьях, не дадут
беззаботной радости, но
перед ювелирным
мастерством
режиссеров-актеров вы
должны будете снять шляпу,
а психологические изломы
человеческой души хоть
каким-то своим углом
непременно заденут ваше
сознание. В обеих
премьерах есть свои
секреты воздействия,
которые любопытно
отгадывать. Если же вас
что-то покоробит, не беда -
в запасе театрального
Петербурга есть немало
спектаклей, более щедрых
на ласку.
|