ЭПОХА ХАМАРМЕРА
Татьяна Ткач в спектакле "Все в саду"
В мае Театр на
Литейном отметил свой юбилей - 55
лет. Пышных торжеств не было. Просто
сыграли очередную премьеру -
"Стыдно быть несчастливым" по
произведениям Александра Володина
(режиссер Роман Смирнов,
музыкальный руководитель Иван
Благодер, хореограф Сергей Грицай)
в присутствии автора. А потом
пригласили труппу и ветеранов на
капустник. На праздник пришли
актеры "первого созыва". Еще
несколько лет назад они играли на
этой сцене, а теперь с нежностью
вспоминают спектакли, партнеров,
режиссеров. Память у всех отменная,
так что к 60-летию вполне можно
сборник воспоминаний издать. А пока
предлагаем вашему вниманию две
короткие странички этих мемуаров.
Роман Малкин,
директор Малого драматического
театра - Театра Европы:
- Мой
директорский опыт начался в
Мордовии. С 1962 года я был директором
театра. Его прекрасное здание
строители возвели как раз к
Октябрьским праздникам.
Отрапортовали, показали
начальству. Отметили 7 ноября. А
вскоре грянули морозы, и все
замерзло. В январе меня назначили. В
театре ни денег, ни отопления...
Когда меня представляли труппе,
артисты сидели в пальто и шапках.
Там я отработал
девять лет. А вся родня у меня в
Ленинграде была. Нашел в газете
объявление: "Меняю Ленинград на
Саранск". И мы решили меняться. А
тогда такой был порядок: нужна была
справка о трудоустройстве. У жены
проблем не было, она была
заведующей читальными залами
Мордовского госуниверситета. Ей
работа нашлась. А у меня были
проблемы, только через какое-то
время мне предложили место зам.
директора в Театре драмы и комедии
на Литейном. Директором тогда была
В. Д. Толстая.
Театр был, мало
сказать, в запустении. Первый
спектакль, который я посмотрел,
"Испанский священник". В зале
сидело человек сорок... Но после
моего мордовского опыта мне
страшно не было. Провинция многому
научила, прежде всего - как работать
со зрителем.
Никаких
администраторов в театре не было.
Никакой организации зрителя.
Трамвай "Желанье"
Начал я
подбирать людей. Прошел почти
сезон, взял на работу Леонида Саца
(сейчас он начальник
театрально-концертного отдела
Комитета по культуре
Санкт-Петербурга), он себе штат
набрал. Я ему сказал: "Набери
побольше уполномоченных по
распространению билетов". Так и
сделали.
В это время
познакомился я с Ефимом Падве. Он
ставил "Веселый тракт", потом
вампиловского "Старшего сына"
выпустил. Сделал с Вадимом
Ермолаевым "Трамвай
"Желание"... Яков Хамармер
поставил спектакль "Помощник
прокурора" с красавицей Таней
Ткач в главной роли.
И уже со
следующего сезона пошли у нас
аншлаги.
От Якова
Семеновича Хамармера остались
самые лучшие впечатления. Он умел
объективно оценивать и свои
способности, и чужие. Был, что
называется, крепким главным
режиссером. Не боялся приглашать
других режиссеров - Льва Додина,
Ефима Падве, Каму Гинкаса и Гету
Яновскую. Никогда не обижался на
критику. Приходил советоваться: что
нужно, чтобы зритель пошел?
Талантливую молодежь пригревал, и
актеров, и художников. Главным
художником тогда был Алексей
Порай-Кошиц, но работали и Эдуард
Кочергин, и Игорь Иванов. В то время
областной театр должен был 200-300
спектаклей в год давать по области.
Тяжелая была работа.
Я. С. Хамармер
был уже немолод. Войну прошел
моряком. Никогда не жаловался на
больное сердце. Бодрился. Тем более
что рядом были молодые режиссеры. А
в институте, так совпало, вел
национальный мордовский курс.
"Уроки музыки"
Финансовое
положение театра было страшное. Мы
решили спасаться гастролями. Театр
стал подниматься. Мы ремонт
сделали. Тут-то меня и решили
назначить директором в Малый театр.
Я поставил условие, что уйду не
один, а вместе с Ефимом Падве...
Конечно, для Хамармера было большим
ударом, что мы ушли.
Татьяна Щуко,
народная артистка России, лауреат
Государственной премии РФ:
- Когда я в 1958
году пришла в Театр драмы и комедии,
это был захолустный областной
театр. В здании на Литейном обитали
два коллектива. Две недели мы
работали на стационаре, а другие
две недели уступали место
"соседям" и выезжали в область.
Работали в самых невероятных
помещениях, нимало не
приспособленных к театральному
представлению. Репертуар был
соответственный: например, одним из
наиболее кассовых был спектакль
"Сержант милиции". Я даже не
очень приглашала в театр своих
знакомых - было как-то неловко.
Главные режиссеры менялись
непрерывно, об искусстве и речи не
шло. Когда в середине 60-х годов в
нашем театре поставил два
спектакля Евгений Шифферс, это было
абсолютно неожиданным событием.
Сама я не принимала в них участие - в
то время у меня родился сын. Так что
для меня новая жизнь в театре
началась уже при Якове Семеновиче
Хамармере. Он обеспечил и
стабильность, и творческий подъем
театра. Главная его заслуга - то, что
он стал приглашать для постановок
молодых режиссеров. Это требовало
от него немалых усилий. Позиция
директора была иной: директором в
те годы был Трофимов - он был в 30-е
годы актером Радлова, сам играл на
сцене и в годы директорства. Он был
по-своему неплохим актером, но
тяготел не к психологическому
театру, а к "театру
представления". Так вот Трофимов
постоянно повторял одну ключевую
фразу; если кто-то заговаривал про
искусство, творческие планы и т. д.,
он произносил в ответ: "Мы - не
БДТ". И дело не в том, что БДТ в те
годы было примером высокого
театрального искусства, установка
была более широкой, само собой
подразумевалось, что областной
театр не должен быть слишком
профессиональным. И вот в этот
театр Хамармер приглашал Каму
Гинкаса, Ефима Падве, Льва Додина - и
театр буквально взлетел.
"Недоросль"
Для меня этот
новый период начался со встречи с
Камой Гинкасом и спектакля
"Последние". Позднее мы
работали с Камой над "Похожим на
льва" Р. Ибрагимбекова. Это были
удивительные репетиции. Текст
пьесы раскрывался с неожиданной
стороны, Кама умеет находить
совершенно невероятные
интерпретации, которые становятся
убедительными и для актеров
единственно возможными. Это было
сочетание тонкого и глубокого
анализа психологии персонажа и
яркого внешнего рисунка. Любовь в
"Последних" оказалась
эротичной, трепетной, страстно
жаждущей женского счастья. Ее
язвительность рождалась из
незащищенности. Жена героя в
"Похожем на льва" жила в
собственном мире, в какой-то особой
реальности, не совпадавшей с тем,
что происходило вокруг на самом
деле. Она существовала совершенно
конкретно, буквально,
отгородившись стеной быта от
реальности.
Работа с Ефимом
Падве стала для меня важным этапом.
Он был учеником Товстоногова, и во
многом его система анализа пьесы,
репетиций была именно
товстоноговской. Особенно
интересна была работа за столом. Мы
зачастую начинали играть уже на
этом периоде - по кускам, по
отдельным сценам. Я работала с
Падве в спектаклях "Синие
дожди", "Веселый тракт"
потом были "Чудаки". Именно
"Чудаки" стали безусловной
удачей. Беньяш тогда говорила, что,
если бы этот спектакль шел в БДТ, он
бы гремел на всю страну. Ефим Падве
дал мне роль Елены - героини, что
было для меня неожиданным и
непривычным. Чаще я играла
характерные роли, а тут изысканная
дама, дворянка, любящая и
несчастная. "Синие дожди"
Падве поставил по очень средней
пьесе Петухова. Из этой простенькой
истории о сельской учительнице
режиссеру удалось создать
атмосферный, поэтичный спектакль.
Фима был человеком ранимым,
трепетным, и "Синие дожди", мне
кажется, передали именно эту
сторону его личности. Вопреки пьесе
сложился и замечательный актерский
ансамбль. В спектакле "Веселый
тракт" я играла женщину без
возраста, мать-одиночку. Таких
ролей в моей практике до того не
было. Я впервые в жизни "смыла
лицо" - сняла всю косметику.
Актрисы поражались моей смелости, а
я вдруг ощутила всеми клеточками
судьбу этой незаметной русской
женщины.
"Свидание в
предместье"
А потом пришел
Лев Додин и начал работу совершенно
иначе, в другой системе. Он
предложил нам этюдный метод, когда
текст откладывали в сторону и
пытались импровизировать
жизненные ситуации вокруг основной
темы. Для взрослых актеров это
оказалось непростой задачей, было
страшно оторваться от слов,
написанных автором, и пуститься в
свободное пространство игры. У
Додина я играла Фрау Флам в "Розе
Берндт" и Простакову в
"Недоросле". Особенно яркой
была работа над "Недорослем".
Было даже жалко, что многое из наших
импровизаций не вошло в спектакль,
хотя в них был, конечно, и бред. Но
Додин потрясающе отбирал нужное,
самое ценное. Например, он задал нам
вопрос: "Как развлекались
Простаковы и Скотинины?" Мы все
придумали целую сцену без слов:
делали какие-то прически, играли в
"свинки" (когда катаются друг
на друге), пускали мыльные пузыри. В
эту игру включалась вся семья. И
родилась красивая, поэтичная сцена,
очень теплая, домашняя. Ходить на
репетиции к Додину было настоящим
счастьем. Когда мы вышли на сцену,
декорации оказались настоящим
подарком для артистов. Это был
домик, который постепенно
разваливался, - по ходу действия. В
центре были качели, которые в
начале спектакля служили люлькой
Митрофана. В конце спектакля он
садился на них и начинал
раскачиваться, а мать ползла под
ними. Тема крушения дома, распада,
казалось бы, крепкого уклада
возникала через отдельные знаки,
находки игровые и
сценографические. Но все вместе
было объединено мощной
режиссерской волей.
Сегодня,
работая с молодыми режиссерами
нового поколения, приглашенными к
нам в театр Александром Гетманом, я
часто оглядываюсь назад и
вспоминаю тот подъем театра,
который обеспечил Хамармер. И я
думаю, что моя актерская судьба
сложилась счастливо. Стучу по
дереву, чтобы не сглазить.
Записала Ольга
Чумичева
|