ИГОРЬ СТУПНИКОВ
ПЕТЕРБУРГСКИЙ
БАЛЕТ - 2000
Петрушка - Максим
Хребтов
В
декабре, когда большая
часть балетной труппы
Мариинского театра была на
гастролях в Китае и
Австралии, молодое
поколение танцовщиков,
недавних выпускников
Вагановской академии,
буквально захватило сцену.
Было много дебютов:
Наталья Сологуб впервые
выступила в партии
Повелительницы дриад в
"Дон Кихоте", в
"Шопениане" и
доказала, что великолепно
владеет стилем
классического танца. Ее
партнером был Николай
Годунов, элегантный
танцовщик, который
постоянно расширяет свой
репертуар.
Среди
новичков следует отметить
Екатерину Осмолкину,
Артема Шпилевского и
Екатерину Острейковскую.
Александра Иосифиди и
Максим Хребтов очень
интересно выступили в
балете "Юноша и
смерть": интерпретация
была необычной и очень
индивидуальной, а
благодаря тому, что
танцовщики молоды,
трагедия обрела
неожиданную дуэль
характеров.
Ирма
Ниорадзе впервые
исполнила партию Авроры в
недавно восстановленной
"Спящей красавице"
Мариуса Петипа. Балерина
танцевала музыкально,
точно воспроизводя
сложный классический
рисунок роли.
В конце
декабря Светлана Захарова
впервые исполнила партию
Никии в балете
"Баядерка", ее танец
был динамичным,
завершенным по линиям,
хотя Светлана, как всегда,
злоупотребляла, с моей
точки зрения, необычайно
высокими арабесками. В
дуэте с Зеленским она
проявила великолепный
апломб.
Анастасия
Волочкова, бывшая звезда
Мариинской сцены, а теперь
балерина Большого театра,
приехала в Петербург в
начале декабря, ее концерт
состоялся в БКЗ
"Октябрьский".
Очевидно, молодая балерина
имеет богатых спонсоров:
город был покрыт афишами
предстоящего концерта, а
"растяжки" на Невском
проспекте сообщали о
гастролях как о
грандиозном событии.
Танцовщица показала самый
разнообразный репертуар, в
частности, созданный для
нее английскими
хореографами, а также
художественным
руководителем Большого
театра Владимиром
Васильевым.
Музей
Академии Вагановой
получил щедрый подарок от
Алексея Андреева - бывшего
ведущего характерного
танцовщика Кировского
театра, чья жена, Нина
Стуколкина, звезда балета
в 1920-50-х гг., скончалась
недавно. Среди вещей,
переданных в музей,
костюмы Нины Стуколкиной
для Мерседес из "Дон
Кихота" и танца фламенко
из "Лауренсии", а
также веера, кастаньеты,
ноты, статуэтки, эскизы
костюмов. "Конечно, мне
нелегко было расстаться со
всеми этими вещами, -
говорит Андреев, - но когда
я увидел, как великолепно
содержатся экспонаты в
музее, я решил: реликвии
должны принадлежать
именно этому музею".
Новая книга
о жизни и творчестве
Натальи Дудинской
появилась в начале января.
Это сборник статей
различных авторов,
посвященный великой
балерине, педагогу,
репетитору.
Жизнь
Академии Вагановой в
январе была полна событий.
Избран новый
художественный
руководитель - большинство
голосов было отдано
Алтынай Асылмуратовой,
звезде Мариинского балета,
которой 1 января 2000 года
исполнилось 39 лет. Ученица
Инны Зубковской окончила
Академию в 1978 году. "Мы
выполнили желание
покойного Игоря Бельского,
бывшего художественного
руководителя Академии,
который и называл имя
Асылмуратовой среди
возможных кандидатов на
этот пост", - говорит
Леонид Надиров, ректор
Академии.
Надиров,
по-видимому, был так
счастлив, что избрана
именно Асылмуратова, что
опустился перед ней на
колени после церемонии
презентации. В тот же день
Леонид Надиров посетил
Генеральное консульство
Японии в Санкт-Петербурге
по поводу дня рождения
Императора. В качестве
подарка он принес кассету,
на которой четыре
танцовщицы-японки, ученицы
Академии Вагановой,
исполняли па-де-катр на
музыку Жака Оффенбаха в
постановке Эдвальда
Смирнова.
8 января
Марина Вивьен, директор
Музея Академии Вагановой,
открыла выставку,
посвященную памяти Галины
Улановой, которой в этот
день исполнилось бы 90 лет.
Несколько
новых балетных
телефильмов появились в
конце января. "Один
день" Кирилла Набутова
("НТВ") посвящен
нелегкой жизни балетной
труппы Мариинского театра
накануне премьеры
"Драгоценностей"
Джорджа Баланчина: вот
Игорь Зеленский
репетирует
"Бриллианты" с
Ульяной Лопаткиной, а
позже, садясь в машину,
рассказывает о своей диете
и возможной женитьбе на
одной из красоток
Мариинского кордебалета;
вот Диана Вишнева и Фарух
Рузиматов покидают свою
квартиру, а затем, после
репетиции, сидят в
роскошном кафе за ланчем. А
вот посещение хирурга
Мариинского театра
повергло, полагаю,
зрителей в шок: были
показаны рентгеновские
снимки балетных ног.
Эпизод был похож на
рекламу: "Никогда не
отдавайте своих детей в
балетную школу!"
Последним
спектаклем 1999 года стала,
как всегда, "Сильфида"
- самый короткий спектакль
в репертуаре. Но на этот
раз в заглавной партии
выступила не Софья
Гумерова, которая всегда
безропотно сносила это
предновогоднее бремя, а
японская танцовщица Рика
Ишии. Поскольку действие
балета происходит в
Шотландии, то обладателей
дорогих билетов уведомили,
что во время антрактов их
угостят рюмочкой виски
"Джонни Уолкер".
В январе
Мариинская труппа
вернулась из Голландии,
где она выступала с
"Лебединым озером" и
"Щелкунчиком".
Голландскую публику
очаровывали Ульяна
Лопаткина, Диана Вишнева,
Юлия Махалина и совсем
юная Вероника Парт.
В это же
время состоялось
несколько дебютов. Татьяна
Некипелова впервые
исполнила труднейшую
партию Китри в балете
"Дон Кихот". Федор
Лопухов, внук знаменитого
балетмейстера, также обрел
новые роли - Фею Карабос в
"Спящей красавице" и
Главного брамина в
"Баядерке", которые,
надо отметить, исполнил с
замечательным актерским
мастерством.
В январе
труппа вылетела в Австрию
с балетом "Ромео и
Джульетта", где главные
партии исполнили Жанна
Аюпова, Диана Вишнева и
Андриан Фадеев. Вячеслав
Самодуров, один из ведущих
солистов труппы, подписал
контракт с Нидерландским
балетом. Думаю, что
заменить его будет
довольно трудно, так как
Самодуров вел большой
классический репертуар.
Алтынай
Асылмуратова дала
интервью многочисленным
газетам по поводу своей
новой роли - главы Академии
Вагановой. Нет, она не
собирается
революционизировать
систему образования, но
хочет внести полезные
элементы обучения других
школ в программу нашей
Академии. Обязательным
считает она введение
уроков музыки, которые по
непонятным причинам были
отменены, а также уроки
французского языка,
которые почему-то стали
факультативом. Она
убеждена, что Академия
должна готовить не только
ведущих танцовщиков,
будущих звезд, но и хороших
профессиональных артистов
кордебалета.
Благодаря
усилиям репетитора театра
Юрия Фатеева в балет
"Драгоценности" вошло
много новых исполнителей:
Светлана Захарова - в
"Бриллианты", Виктор
Баранов - в "Изумруды",
Дарья Павленко, Эльвира
Тарасова и Антон Корсаков -
в "Рубины".
В конце
февраля Валерий Гергиев
был приглашен в Кремль для
беседы с Владимиром
Путиным. Они обсудили
состояние Мариинского
театра, его художественную
стратегию на будущее и его
место в русской культуре.
Среди планов маэстро -
возобновление балета
"Шурале" Леонида
Якобсона: "Я уверен, что
этот балет будет интересен
нашим детям и станет
своего рода противовесом
многочисленным
американским шоу и фильмам
про динозавров".
Елизавета
Суриц и Екатерина Белова
(Москва) опубликовали
новую книгу, посвященную
Александру Горскому,
танцовщику, хореографу,
педагогу, который немало
сделал для развития
петербургского балета.
Книга включает редкие
документы и письма. Много
выставок открылось в
городе, чтобы отметить дни
рождения Тамары
Карсавиной, Вахтанга
Чабукиани и Игоря
Бельского.
10 марта на
Волковском кладбище был
открыт памятник
выдающемуся русскому
танцовщику и хореографу
Константину Сергееву.
Сергеев изображен в одной
из своих выдающихся ролей -
Альберта в "Жизели".
Работу над памятником
начал Михаил Аникушин,
который скончался два года
назад, Труд закончила его
жена Мария Литовченко.
Премьера
балета Кеннета Макмиллана
"Манон" прошла с
большим успехом. Этот
спектакль был поставлен
впервые в 1974 году, а в 1987
был показан ленинградцам в
исполнении танцовщиков
Королевского балета.
Спектакль на Мариинскую
сцену перенесла хореолог
Моника Паркер, которая
подготовила четыре
состава исполнителей. На
премьере выступили
Алтынай Асылмуратова -
Манон и Игорь Зеленский -
де Грие. Асылмуратова
мастерски показала
постепенное превращение
скромной провинциалки,
которую родители
отправляют в монастырь, в
светскую львицу, жаждущую
поклонения и богатства.
Самое ценное в балетах
Макмиллана, называемых
хореодрамой, - это его
дуэты, которые будут
существовать, когда уже
сам балет сойдет со сцены.
Асылмуратова и Зеленский
исполнили их виртуозно, с
глубоким проникновением в
лирическую ткань
хореографического
рисунка.
"Золотая
маска" в этом году снова
пришла в Мариинский театр:
Валерий Гергиев был
удостоен ее как лучший
дирижер, "Спящая
красавица" - как лучший
балетный спектакль, а
Светлана Захарова - за роль
Авроры в этом же спектакле.
Должен отметить, что
Захарова соревновалась за
эту награду с такими
выдающимися танцовщицами,
как Нина Ананиашвили и
Мария Александрова из
Большого театра.
Валерий
Гергиев сформировал новый
Художественный совет
балета, куда вошли Алтынай
Асылмуратова, Ульяна
Лопаткина, Игорь
Зеленский, Фарух Рузиматов
(солисты), Нинель
Кургапкина, Юрий Фатеев и
Сергей Викулов (репетиторы
солистов), Наталья Спицына
(репетитор кордебалета).
Студенты
Башкирского
хореографического училища
из Уфы приехали в
Санкт-Петербург в апреле,
чтобы показать на сцене
Консерватории
"Шопениану" и
"Баядерку". Дело в том,
что ранее в помещении
этого училища находилась
школа, которую окончил
Рудольф Нуреев. Теперь имя
Нуреева присвоено
Башкирскому
хореографическому
училищу.
Хотя труппа
много гастролировала, в
апреле и мае состоялось
много вводов. Вероника
Парт и Дмитрий Симеонов
впервые исполнили партии
Никии и Солора в балете
"Баядерка". Вероника
Парт танцевала уверенно и
смело, однако акт
"Тени" ей не совсем
удался. Ее бывший педагог
Инна Зубковская
призналась, что Веронике
нужна практика, и
"Тени" на своем
выпускном вечере она
танцевала гораздо лучше.
Игорь Колб возвратился на
сцену после нескольких
операций; собрав все свое
мужество, он отлично
исполнил партию Зигфрида в
"Лебедином озере",
четко станцевал вариации и
был отличным партнером.
Новая Китри
появилась в "Дон
Кихоте" - Ирина Голуб,
выпускница Академии
Вагановой 1998 года. Она
подготовила партию с
Габриэлой Комлевой.
Партнером Голуб был
опытный Андрей Баталов,
который, несомненно, помог
молодой танцовщице
преодолеть все трудности в
дуэтном танце.
Диана
Вишнева впервые выступила
в партии Смерти в балете
Ролана Пети "Юноша и
смерть". Она создала
запоминающийся образ -
стройная, с горящими
глазами, ее героиня была
очаровательна и
непредсказуема, жестока и
коварна. "Я всегда много
думаю о своем персонаже, до
того как соглашусь выйти
на сцену, - говорит Вишнева.
- Но проанализировать
окончательный результат
могу только тогда, когда
закончится спектакль".
Ее партнером выступил
Фарух Рузиматов, уже
неоднократно исполнявший
партию Юноши. "Рузиматов
- партнер, от которого
можно всего ожидать, -
утверждает Вишнева. -
Никогда не знаешь, как он
поведет себя, и поэтому
наши совместные спектакли
превращаются в своего рода
импровизацию".
Антон
Корсаков дебютировал в
роли Дезире в "Спящей
красавице", его танец
был благороден и обладал
широтой, а опытная Жанна
Аюпова в партии Авроры
внесла в спектакль
свойственные ей лиризм и
очарование.
Премьера
балета Игоря Стравинского
"Петрушка" состоялась
8 и 9 мая. Возобновил
спектакль Мариинского
театра Сергей Вихарев,
который использовал в
своей работе версию
балета, поставленного в 1920
году замечательным
танцовщиком и мимом
Леонидом Сергеевичем
Леонтьевым. Леонтьев
великолепно знал этот
балет, так как был
участником дягилевских
"Русских сезонов".
Источниками для
восстановления балета
послужили материалы
Петербургской театральной
библиотеки и Музея
музыкального и
театрального искусства,
Русского музея и архивов
Большого театра России.
Сохранились собственные
записи Леонтьева, описания
им отдельных сцен и общей
атмосферы спектакля.
Декорации и костюмы были
восстановлены Вячеславом
Окуневым по эскизам
Александра Бенуа,
созданным для той же
постановки 1920 г. Версия
Леонтьева считается
наиболее точной;
восстанавливая балет, он
часто консультировался с
Александром Орловым (1889 -
1974), который был первым
исполнителем роли Арапа в
1911 году, а впоследствие
стал звездой
ленинградской оперетты. В
роли Петрушки выступил
молодой танцовщик Максим
Хребтов, и это его вторая
убедительная победа после
исполнения партии Леско в
балете "Манон". Он
создал трагический образ
Петрушки, человека-куклы,
обладающего трепетным
сердцем и сильными
чувствами.
"Русский
Гамлет"
Аскольд
Макаров, звезда Кировского
балета 1943 - 1970-х гг. и
художественный
руководитель
"Санкт-Петербургского
балета", отпраздновал
свое 75-летие на сцене
Мариинского театра. Первый
акт балета "Дон Кихот"
был своего рода данью
уважения Мариинской
труппы замечательному
танцовщику; во втором
отделении были исполнены
хореографические
миниатюры из репертуара
труппы, поставленные много
лет назад ее основателем
Леонидом Якобсоном. Одной
из ведущих ролей в
репертуаре Макарова был
Спартак из одноименного
балета Леонида Якобсона, в
партии Спартака в этот
вечер выступил сын юбиляра
- Александр Макаров, но в
середине финального
адажио сына заменил отец,
выйдя на сцену в обычном
костюме.
Театр
балета Бориса Эйфмана
провел свои третьи
гастроли в Америке. Труппа
выступала в Нью-Йорке,
Чикаго, Бостоне,
Сан-Франциско,
Лос-Анджелесе, Далласе,
Денвере, Миннеаполисе и
Колорадо-Спрингс. В
Нью-Йорке театр показал
премьеру - "Русский
Гамлет", а также "Мой
Иерусалим" и "Красную
Жизель". Остальные
города познакомились с
"Чайковским" и
"Красной Жизелью".
Две
выставки открылись в конце
мая в Музее театрального и
музыкального искусства:
одна посвящена 130-летию со
дня рождения Александра
Бенуа, другая - 160-летию П. И.
Чайковского.
Академия
русского балета им. А. Я.
Вагановой обрела свой сайт
в Интернете: www.vaganova.ru.
|