ИГОРЬ СТУПНИКОВ

 

ПЕТЕРБУРГСКИЙ БАЛЕТ - 2000

Петрушка - Максим Хребтов

В декабре, когда большая часть балетной труппы Мариинского театра была на гастролях в Китае и Австралии, молодое поколение танцовщиков, недавних выпускников Вагановской академии, буквально захватило сцену. Было много дебютов: Наталья Сологуб впервые выступила в партии Повелительницы дриад в "Дон Кихоте", в "Шопениане" и доказала, что великолепно владеет стилем классического танца. Ее партнером был Николай Годунов, элегантный танцовщик, который постоянно расширяет свой репертуар.

Среди новичков следует отметить Екатерину Осмолкину, Артема Шпилевского и Екатерину Острейковскую. Александра Иосифиди и Максим Хребтов очень интересно выступили в балете "Юноша и смерть": интерпретация была необычной и очень индивидуальной, а благодаря тому, что танцовщики молоды, трагедия обрела неожиданную дуэль характеров.

Ирма Ниорадзе впервые исполнила партию Авроры в недавно восстановленной "Спящей красавице" Мариуса Петипа. Балерина танцевала музыкально, точно воспроизводя сложный классический рисунок роли.

В конце декабря Светлана Захарова впервые исполнила партию Никии в балете "Баядерка", ее танец был динамичным, завершенным по линиям, хотя Светлана, как всегда, злоупотребляла, с моей точки зрения, необычайно высокими арабесками. В дуэте с Зеленским она проявила великолепный апломб.

Анастасия Волочкова, бывшая звезда Мариинской сцены, а теперь балерина Большого театра, приехала в Петербург в начале декабря, ее концерт состоялся в БКЗ "Октябрьский". Очевидно, молодая балерина имеет богатых спонсоров: город был покрыт афишами предстоящего концерта, а "растяжки" на Невском проспекте сообщали о гастролях как о грандиозном событии. Танцовщица показала самый разнообразный репертуар, в частности, созданный для нее английскими хореографами, а также художественным руководителем Большого театра Владимиром Васильевым.

Музей Академии Вагановой получил щедрый подарок от Алексея Андреева - бывшего ведущего характерного танцовщика Кировского театра, чья жена, Нина Стуколкина, звезда балета в 1920-50-х гг., скончалась недавно. Среди вещей, переданных в музей, костюмы Нины Стуколкиной для Мерседес из "Дон Кихота" и танца фламенко из "Лауренсии", а также веера, кастаньеты, ноты, статуэтки, эскизы костюмов. "Конечно, мне нелегко было расстаться со всеми этими вещами, - говорит Андреев, - но когда я увидел, как великолепно содержатся экспонаты в музее, я решил: реликвии должны принадлежать именно этому музею".

Новая книга о жизни и творчестве Натальи Дудинской появилась в начале января. Это сборник статей различных авторов, посвященный великой балерине, педагогу, репетитору.

Жизнь Академии Вагановой в январе была полна событий. Избран новый художественный руководитель - большинство голосов было отдано Алтынай Асылмуратовой, звезде Мариинского балета, которой 1 января 2000 года исполнилось 39 лет. Ученица Инны Зубковской окончила Академию в 1978 году. "Мы выполнили желание покойного Игоря Бельского, бывшего художественного руководителя Академии, который и называл имя Асылмуратовой среди возможных кандидатов на этот пост", - говорит Леонид Надиров, ректор Академии.

Надиров, по-видимому, был так счастлив, что избрана именно Асылмуратова, что опустился перед ней на колени после церемонии презентации. В тот же день Леонид Надиров посетил Генеральное консульство Японии в Санкт-Петербурге по поводу дня рождения Императора. В качестве подарка он принес кассету, на которой четыре танцовщицы-японки, ученицы Академии Вагановой, исполняли па-де-катр на музыку Жака Оффенбаха в постановке Эдвальда Смирнова.

8 января Марина Вивьен, директор Музея Академии Вагановой, открыла выставку, посвященную памяти Галины Улановой, которой в этот день исполнилось бы 90 лет.

Несколько новых балетных телефильмов появились в конце января. "Один день" Кирилла Набутова ("НТВ") посвящен нелегкой жизни балетной труппы Мариинского театра накануне премьеры "Драгоценностей" Джорджа Баланчина: вот Игорь Зеленский репетирует "Бриллианты" с Ульяной Лопаткиной, а позже, садясь в машину, рассказывает о своей диете и возможной женитьбе на одной из красоток Мариинского кордебалета; вот Диана Вишнева и Фарух Рузиматов покидают свою квартиру, а затем, после репетиции, сидят в роскошном кафе за ланчем. А вот посещение хирурга Мариинского театра повергло, полагаю, зрителей в шок: были показаны рентгеновские снимки балетных ног. Эпизод был похож на рекламу: "Никогда не отдавайте своих детей в балетную школу!"

Последним спектаклем 1999 года стала, как всегда, "Сильфида" - самый короткий спектакль в репертуаре. Но на этот раз в заглавной партии выступила не Софья Гумерова, которая всегда безропотно сносила это предновогоднее бремя, а японская танцовщица Рика Ишии. Поскольку действие балета происходит в Шотландии, то обладателей дорогих билетов уведомили, что во время антрактов их угостят рюмочкой виски "Джонни Уолкер".

В январе Мариинская труппа вернулась из Голландии, где она выступала с "Лебединым озером" и "Щелкунчиком". Голландскую публику очаровывали Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Юлия Махалина и совсем юная Вероника Парт.

В это же время состоялось несколько дебютов. Татьяна Некипелова впервые исполнила труднейшую партию Китри в балете "Дон Кихот". Федор Лопухов, внук знаменитого балетмейстера, также обрел новые роли - Фею Карабос в "Спящей красавице" и Главного брамина в "Баядерке", которые, надо отметить, исполнил с замечательным актерским мастерством.

В январе труппа вылетела в Австрию с балетом "Ромео и Джульетта", где главные партии исполнили Жанна Аюпова, Диана Вишнева и Андриан Фадеев. Вячеслав Самодуров, один из ведущих солистов труппы, подписал контракт с Нидерландским балетом. Думаю, что заменить его будет довольно трудно, так как Самодуров вел большой классический репертуар.

Алтынай Асылмуратова дала интервью многочисленным газетам по поводу своей новой роли - главы Академии Вагановой. Нет, она не собирается революционизировать систему образования, но хочет внести полезные элементы обучения других школ в программу нашей Академии. Обязательным считает она введение уроков музыки, которые по непонятным причинам были отменены, а также уроки французского языка, которые почему-то стали факультативом. Она убеждена, что Академия должна готовить не только ведущих танцовщиков, будущих звезд, но и хороших профессиональных артистов кордебалета.

Благодаря усилиям репетитора театра Юрия Фатеева в балет "Драгоценности" вошло много новых исполнителей: Светлана Захарова - в "Бриллианты", Виктор Баранов - в "Изумруды", Дарья Павленко, Эльвира Тарасова и Антон Корсаков - в "Рубины".

В конце февраля Валерий Гергиев был приглашен в Кремль для беседы с Владимиром Путиным. Они обсудили состояние Мариинского театра, его художественную стратегию на будущее и его место в русской культуре. Среди планов маэстро - возобновление балета "Шурале" Леонида Якобсона: "Я уверен, что этот балет будет интересен нашим детям и станет своего рода противовесом многочисленным американским шоу и фильмам про динозавров".

Елизавета Суриц и Екатерина Белова (Москва) опубликовали новую книгу, посвященную Александру Горскому, танцовщику, хореографу, педагогу, который немало сделал для развития петербургского балета. Книга включает редкие документы и письма. Много выставок открылось в городе, чтобы отметить дни рождения Тамары Карсавиной, Вахтанга Чабукиани и Игоря Бельского.

10 марта на Волковском кладбище был открыт памятник выдающемуся русскому танцовщику и хореографу Константину Сергееву. Сергеев изображен в одной из своих выдающихся ролей - Альберта в "Жизели". Работу над памятником начал Михаил Аникушин, который скончался два года назад, Труд закончила его жена Мария Литовченко.

Премьера балета Кеннета Макмиллана "Манон" прошла с большим успехом. Этот спектакль был поставлен впервые в 1974 году, а в 1987 был показан ленинградцам в исполнении танцовщиков Королевского балета. Спектакль на Мариинскую сцену перенесла хореолог Моника Паркер, которая подготовила четыре состава исполнителей. На премьере выступили Алтынай Асылмуратова - Манон и Игорь Зеленский - де Грие. Асылмуратова мастерски показала постепенное превращение скромной провинциалки, которую родители отправляют в монастырь, в светскую львицу, жаждущую поклонения и богатства. Самое ценное в балетах Макмиллана, называемых хореодрамой, - это его дуэты, которые будут существовать, когда уже сам балет сойдет со сцены. Асылмуратова и Зеленский исполнили их виртуозно, с глубоким проникновением в лирическую ткань хореографического рисунка.

"Золотая маска" в этом году снова пришла в Мариинский театр: Валерий Гергиев был удостоен ее как лучший дирижер, "Спящая красавица" - как лучший балетный спектакль, а Светлана Захарова - за роль Авроры в этом же спектакле. Должен отметить, что Захарова соревновалась за эту награду с такими выдающимися танцовщицами, как Нина Ананиашвили и Мария Александрова из Большого театра.

Валерий Гергиев сформировал новый Художественный совет балета, куда вошли Алтынай Асылмуратова, Ульяна Лопаткина, Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов (солисты), Нинель Кургапкина, Юрий Фатеев и Сергей Викулов (репетиторы солистов), Наталья Спицына (репетитор кордебалета).

Студенты Башкирского хореографического училища из Уфы приехали в Санкт-Петербург в апреле, чтобы показать на сцене Консерватории "Шопениану" и "Баядерку". Дело в том, что ранее в помещении этого училища находилась школа, которую окончил Рудольф Нуреев. Теперь имя Нуреева присвоено Башкирскому хореографическому училищу.

Хотя труппа много гастролировала, в апреле и мае состоялось много вводов. Вероника Парт и Дмитрий Симеонов впервые исполнили партии Никии и Солора в балете "Баядерка". Вероника Парт танцевала уверенно и смело, однако акт "Тени" ей не совсем удался. Ее бывший педагог Инна Зубковская призналась, что Веронике нужна практика, и "Тени" на своем выпускном вечере она танцевала гораздо лучше. Игорь Колб возвратился на сцену после нескольких операций; собрав все свое мужество, он отлично исполнил партию Зигфрида в "Лебедином озере", четко станцевал вариации и был отличным партнером.

Новая Китри появилась в "Дон Кихоте" - Ирина Голуб, выпускница Академии Вагановой 1998 года. Она подготовила партию с Габриэлой Комлевой. Партнером Голуб был опытный Андрей Баталов, который, несомненно, помог молодой танцовщице преодолеть все трудности в дуэтном танце.

Диана Вишнева впервые выступила в партии Смерти в балете Ролана Пети "Юноша и смерть". Она создала запоминающийся образ - стройная, с горящими глазами, ее героиня была очаровательна и непредсказуема, жестока и коварна. "Я всегда много думаю о своем персонаже, до того как соглашусь выйти на сцену, - говорит Вишнева. - Но проанализировать окончательный результат могу только тогда, когда закончится спектакль". Ее партнером выступил Фарух Рузиматов, уже неоднократно исполнявший партию Юноши. "Рузиматов - партнер, от которого можно всего ожидать, - утверждает Вишнева. - Никогда не знаешь, как он поведет себя, и поэтому наши совместные спектакли превращаются в своего рода импровизацию".

Антон Корсаков дебютировал в роли Дезире в "Спящей красавице", его танец был благороден и обладал широтой, а опытная Жанна Аюпова в партии Авроры внесла в спектакль свойственные ей лиризм и очарование.

Премьера балета Игоря Стравинского "Петрушка" состоялась 8 и 9 мая. Возобновил спектакль Мариинского театра Сергей Вихарев, который использовал в своей работе версию балета, поставленного в 1920 году замечательным танцовщиком и мимом Леонидом Сергеевичем Леонтьевым. Леонтьев великолепно знал этот балет, так как был участником дягилевских "Русских сезонов". Источниками для восстановления балета послужили материалы Петербургской театральной библиотеки и Музея музыкального и театрального искусства, Русского музея и архивов Большого театра России. Сохранились собственные записи Леонтьева, описания им отдельных сцен и общей атмосферы спектакля. Декорации и костюмы были восстановлены Вячеславом Окуневым по эскизам Александра Бенуа, созданным для той же постановки 1920 г. Версия Леонтьева считается наиболее точной; восстанавливая балет, он часто консультировался с Александром Орловым (1889 - 1974), который был первым исполнителем роли Арапа в 1911 году, а впоследствие стал звездой ленинградской оперетты. В роли Петрушки выступил молодой танцовщик Максим Хребтов, и это его вторая убедительная победа после исполнения партии Леско в балете "Манон". Он создал трагический образ Петрушки, человека-куклы, обладающего трепетным сердцем и сильными чувствами.

"Русский Гамлет"

Аскольд Макаров, звезда Кировского балета 1943 - 1970-х гг. и художественный руководитель "Санкт-Петербургского балета", отпраздновал свое 75-летие на сцене Мариинского театра. Первый акт балета "Дон Кихот" был своего рода данью уважения Мариинской труппы замечательному танцовщику; во втором отделении были исполнены хореографические миниатюры из репертуара труппы, поставленные много лет назад ее основателем Леонидом Якобсоном. Одной из ведущих ролей в репертуаре Макарова был Спартак из одноименного балета Леонида Якобсона, в партии Спартака в этот вечер выступил сын юбиляра - Александр Макаров, но в середине финального адажио сына заменил отец, выйдя на сцену в обычном костюме.

Театр балета Бориса Эйфмана провел свои третьи гастроли в Америке. Труппа выступала в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Далласе, Денвере, Миннеаполисе и Колорадо-Спрингс. В Нью-Йорке театр показал премьеру - "Русский Гамлет", а также "Мой Иерусалим" и "Красную Жизель". Остальные города познакомились с "Чайковским" и "Красной Жизелью".

Две выставки открылись в конце мая в Музее театрального и музыкального искусства: одна посвящена 130-летию со дня рождения Александра Бенуа, другая - 160-летию П. И. Чайковского.

Академия русского балета им. А. Я. Вагановой обрела свой сайт в Интернете: www.vaganova.ru.