АЛЕКСАНДР
БЕЛИНСКИЙ
ХРАМ
ДОВОЕННОГО ДЕТСТВА
ИЗ
КНИГИ "НЕДОСКАЗАННОЕ"
Пятьдесят
семь лет назад я видел
тюзовские спектакли.
Пятьдесят семь! Нынешнее
поколение не может даже
представить себе, что
значил ТЮЗ для довоенных
школьников Ленинграда.
Старый ТЮЗ на Моховой,
руководимый патриархом
Брянцевым, Новый - на
Желябова (теперь Большой
Конюшенной), потом на
проспекте Нахимсона
(теперь Владимирском)... Это
были театральные
"храмы", да, да, храмы
нашего довоенного детства
и отрочества. До юности
большинство из нас не
дожили.
Вывезенный
из блокадного Ленинграда,
я оказался в Москве. В 16 лет
экстерном закончил школу и
рискнул поступать в ГИТИС
на режиссерский факультет.
Меня, конечно, не приняли
по возрасту. (К слову,
Анатолия Эфроса приняли.
Он был постарше меня и, как
позже выяснилось,
поспособнее.) А вот на
театроведческий факультет
меня взяли. Уж больно много
прочел ленинградский
"вундеркинд",
помешавшийся на театре с
шести лет, когда увидел
"Зеленую птичку"
Гоцци в постановке Зона в
Театре юных зрителей.
Семинары на
первом курсе вел Павел
Александрович Марков.
Соратник Станиславского и
Немировича-Данченко,
завлит МХАТа, в то время
худрук музыкального
театра. Единственный
театровед, имевший при
жизни полное собрание
сочинений. Курс наш был
очень сильный, его
закончили Инна Соловьева,
Елена Полякова, Стелла
Жданова и другие нынешние
доктора и кандидаты
искусствоведения. Михаил
Дотлибов, Марианна
Тер-Захарова и я после
окончания войны перешли на
режиссерский факультет.
Курсовой
работой моей на первом же
курсе были воспоминания о
Новом ТЮЗе. Я ни на минуту
не предполагал, что,
вернувшись в родной город,
стану учеником Зона и по
его классу закончу
режиссерский факультет.
Светлой памяти моего
мастера я без всяких
изменений посвящаю эти
"Воспоминания"
16-летнего юнца.
Я с самого
образования Нового ТЮЗа
(то есть с семи лет!) был
ярым приверженцем этого
театра и не признавал ни
одного спектакля Старого
ТЮЗа, хотя, повзрослев, с
большим удовольствием
вспоминаю и "Кота в
сапогах", и "Василису
Прекрасную".
Единственным
спектаклем Нового ТЮЗа,
виденным мною один раз,
являются "Сказки
Пушкина". Все остальные
спектакли я видел по два,
по три раза, а "20 лет
спустя" - шесть раз.
Я не
перечитывал для того,
чтобы написать эти строки,
ни одной из пьес, шедших в
Новом ТЮЗе, ни одной
рецензии. Я пишу только по
собственным впечатлениям.
Поэтому-то я и назвал свою
статью "Воспоминаниями
о Новом ТЮЗе". Хотя,
может быть, и смешно писать
какие бы то ни было
воспоминания в 16 лет.
Новый ТЮЗ
никогда не был чисто
детским театром. Насколько
я помню, взрослые всегда
составляли не менее трети
зрительного зала. Новый
ТЮЗ любили
старшеклассники и
студенты, которые с
одинаковым удовольствием
ходили как на "20 лет
спустя", "Сон в летнюю
ночь", "Бориса
Годунова", так и на
"Снежную королеву" и
"Голубое и розовое".
Александра
Бруштейн, Евгений Шварц, Т.
Дэль (актер ТЮЗа
Любашевский) писали
специально для Нового
ТЮЗа, и только потом их
начинали ставить в других
театрах страны.
Быт старой
гимназии в "Голубом и
розовом", эпизоды в тылу
у белых в "Музыкантской
команде", "Сказки
Пушкина", вдохновенная
поэтическая фантазия
"Снежной королевы",
"Борис Годунов",
советская школа в "Диме
и Ваве" и т. д. - при всем
многообразии тематики эти
спектакли принадлежали
одному театру.
Во всех
спектаклях Нового ТЮЗа
всегда была подлинная
стройность ансамбля. Здесь
не было больших и
маленьких актеров.
Елизавета Уварова, может
быть, самая талантливая
актриса театра, в
"Сказках Пушкина"
играла крохотную роль
бесенка. Лев Колесов,
исполнявший Бориса
Годунова, в тех же
"Сказках Пушкина"
играл старого беса. Это не
значит, что актеры были
обезличены.
Уварова,
Блинов, Чирков, Федор
Никитин, Колесов,
Кадочников, Деливрон - все
это были люди яркой
индивидуальности, но они
как бы ассимилировались в
театре. Трудно ответить на
вопрос: кто был ведущим
актером Нового ТЮЗа.
Память сохраняет
спектакли, а не отдельных
персонажей.
Второе, что,
мне кажется, было
свойственно почти всем
работам Нового ТЮЗа, -
четкость формы. Может быть,
этим и объясняется то, что
спектакли так хорошо
запоминались.
В Новом ТЮЗе
я не любил только
"Сказки Пушкина".
Только когда я увидел
"Принцессу Турандот",
познакомился по книгам с
творчеством Вахтангова, то
понял, что "Сказки
Пушкина" - едва ли не
самый талантливый
спектакль Зона. В нем была
какая-то грациозная, чуть
ироничная условность, как
в вахтанговской
"Турандот". "Сказки
Пушкина" были
поставлены как игра
гусляров, которые
"показывали" образы
сказки. Ни одной строчки из
пушкинских стихов не было
выкинуто. Все актеры
говорили о своих образах в
третьем лице. Только в
"Сказке о мертвой
царевне" был введен
своеобразный слуга
просцениума - дряхлый
дед-сказочник. Между
прочим, эта сказка мне
запомнилась лучше всего,
особенно замечательно
сделанное зеркальце,
которое играла Спасская,
внешне очень похоже
загримированная под злую
царицу (Замятина). Актрисы,
держась с разных сторон за
ручку зеркальца, в едином
ритме двигались под
музыку, что создавало
иллюзию зеркального
отражения. В "Сказке о
попе и его работнике
Балде" почему-то лучше
всего запомнились не
Чирков-поп и Блинов-Балда,
а очень остроумно
сделанное море и бес с
бесенком (Колесов и
Уварова).
Вообще
"Сказки Пушкина" были
спектаклем или для
взрослых, которые могли
оценить всю прелесть
спектакля, или для самых
маленьких, которые верили
в игру как таковую. Мы же,
школьники, воспитанные на
реализме "Третьей
версты", "Голубого и
розового" и т. п., уходили
после "Сказок
Пушкина" (или "Тома
Сойера" в старом ТЮЗе) с
таким чувством, словно над
нами посмеялись.
Девочки
всегда называли
"Голубое и розовое"
"обаятельным
спектаклем". Некоторые
воспринимали его так же,
как романы Лидии Чарской.
Мальчикам, любившим этот
спектакль не меньше
девочек, больше нравилась
сцена в "Лечебнице
кукол" и финал
спектакля. По актерскому
уровню это был самый
сильный спектакль Нового
ТЮЗа. Уварова - во всех
своих ролях - несколько
эксцентрична. Я до сих пор
помню ее походку в
"Голубом и розовом",
где она играла роль
классной наставницы Мопси.
Маленькая, сгорбленная,
жалкая, она, как крыса
Шушара из киплинговского
"Рикки-Тикки-Тави",
словно боялась выйти на
середину комнаты и бочком
пробиралась около стены.
Ее можно было одновременно
и жалеть и ненавидеть.
Любашевский был
исключительно
трогательный
"нянька", швейцар
гимназии. Женя Шаврова
Волковой была внешне
грубовата, но на редкость
добра и отзывчива. Вообще
нигде так не умели играть
детей и подростков, как в
Новом ТЮЗе. Здесь не было
никакой слащавости,
никакого сюсюканья.
Детские образы игрались
так же серьезно и вдумчиво,
как и образы взрослых.
В
"Третьей версте" Д.
Дэля, спектакле, который я
видел третьим в Новом ТЮЗе,
была, по-моему, занята вся
труппа театра. Это был один
из лучших спектаклей о
гражданской войне на
ленинградской сцене.
Действие происходило в
Царском Селе в
восемнадцатом году.
Большевики-агитаторы
приезжают агитировать
казаков и солдат
царскосельского гарнизона
не выступать против
восставших. Чирков играл
старого солдата Власова.
После Максима в кино это
было, по-моему, лучшее
создание Чиркова. В роли
была развернутая тема того
мужичка, продававшего
картошку, которого он
сыграл в "Чапаеве".
Только здесь этот мужичок
был в солдатской шинели.
Это был типично русский,
"от земли" мужик,
очень умный, с хорошим
юмором. Наверное, Власов из
"Третьей версты" был
предком погодинского
Шадрина.
Почему-то
исполнителей двух других
главных ролей -
Блинова-казака и Федора
Никитина-капитана - я почти
не помню. Зато как сейчас
вижу три, в сущности,
эпизодические роли:
Колесов - генерал, Деливрон
- его жена и Волкова -
домработница Маша. Колесов
играл смертельно
уставшего человека,
который, несмотря на эту
усталость, сохранил
непримиримую ненависть к
нижним чинам. Деливрон
была барыней до мозга
костей и, как во всех своих
ролях, чрезвычайно
женственна и обаятельна.
Маша из "Третьей
версты" - один из
многочисленных вариантов
"простых девушек".
Роль, собственно говоря,
никакая. Основная реплика
Волковой в этой крошечной
по существу роли: "Я -
Маша". Так она отвечает,
когда ее зовут. И вот на
этой реплике Волкова
строила весь образ Маши.
Вспоминаются
декорации "Третьей
версты": первой картины -
Царское Село зимой и
солдаты, греющиеся у
костра, и третьего
действия - раззолоченная
дворцовая зала,
превращенная в солдатскую
казарму.
Из трех
других постановок пьес
Дэля в Новом ТЮЗе хочется
отметить "Музыкантскую
команду". Все
исполнители сами играли на
духовых инструментах, что
вызывало у нас - школьников
- дикий восторг и полностью
заставляло забывать, что
мы находимся в театре.
(Сейчас мне бы это, может
быть, не понравилось, но
тогда доставляло огромное
удовольствие.) Спектакль
шел исключительно
напряженно и в
кульминационной сцене -
расстрела пленного
большевика - вызывал в
зрительном зале такую
бурю, которую мне ни до, ни
после этого никогда не
приходилось встречать.
Насколько
сравнительно цельное
впечатление у меня
сохранилось о всех
тюзовских спектаклях, вне
зависимости от их
качества, настолько смутно
и урывками помню я
"Бориса Годунова".
Может быть, это
объясняется тем, что я
видел этот спектакль в
неудачном составе
(самозванца играл не
Дудников и не Чирков, а
Емельянов). Я не помню ни
Любашевского-Шуйского, ни
Емельянова-самозванца, ни
даже Колесова-Бориса.
Впрочем, я помню последний
монолог, который
производил сильное
впечатление и был чуть ли
не кульминационным
моментом спектакля. Хорошо
помню сцену польского
бала, поставленную
темпераментно, с
замечательными танцами.
Эти танцы всегда
сопровождали такие
аплодисменты зрительного
зала, что долго не
удавалось начать
следующую сцену. Помню
также, что в "Борисе
Годунове" из-за нехватки
актеров в труппе многим и,
в частности, Ускову
приходилось играть по две,
по три роли. Вот и все, что
сохранила память о
тюзовском "Борисе
Годунове". Я не могу
сейчас дать никакой оценки
этому спектаклю, думаю
только, что в
"Годунове" не было
обычной для Зона четкости
формы.
Со "Сном в
летнюю ночь" мне
немножко не повезло. Этот
спектакль был поставлен
силами
студентов-выпускников
ленинградского
театрального института
мастерской Б. В. Зона. Я
видел его в этом
исполнении два раза.
Спектакль шел под музыку
Мендельсона. Очень изящный
Пэк в чудесном исполнении
Таратуты обращался
непосредственно к
зрителям. Лизандр и
Деметрий искали друг
друга, разделенные
занавесом из тюля. Основа,
превращаясь в осла, просто
надевал себе на лицо
ослиную маску. Все
студенты играли ровно, с
большим увлечением. Только
Таратута выделялась
какой-то особой грацией. К
сожалению, мне не удалось
увидеть "Сон в летнюю
ночь", когда в спектакль
были введены актеры
театра, что, наверно,
делало его несколько
другим, но в исполнении
студийцев это был один из
лучших тюзовских
спектаклей.
Ленинградский
спектакль "Снежная
королева" был весь
какой-то "окрыленный".
С первых таинственных слов
Сказочника-Кадочникова:
"Снип-снап-снурре..."
мы переносились в мир
сказки. И это не нарушалось
непосредственным
обращением Сказочника к
зрителю. Кадочников - актер
редкого сценического
обаяния. Я был совершенно
влюблен в его героя. До сих
пор, перечитывая сказки
Андерсона, я представляю
себе самого Андерсена
таким, каким играл
Сказочника Кадочников, -
молодого человека, очень
нескладного, но
вдохновенного фантазера, с
горячим сердцем.
По
контрасту с ним - Советник
в замечательном
исполнении Федора
Никитина. Весь в черном,
высокий, худой, с резкими,
порывистыми движениями, с
таким же резким сухим
голосом, Советник
производил впечатление не
человека, а автомата. От
него веяло холодом.
Снежная
королева - Деливрон - была
какой-то неземной.
Сказочно холодная красота
у нее сочеталась с
королевской надменностью
и величественностью.
Деливрон была чудесной
артисткой на роли
аристократок, благородных
дам. И в ее исполнении и в
исполнении Спасской в Кее
все же было очень мало
мальчишеского, и все
поклонники Нового ТЮЗа
очень жалели, что Кея не
сыграла Волкова.
У
Герды-Красиньковой хороши
были монолог "... Вот
теперь я знаю, что такое
одна" и сцена с
замерзшим Кеем, но в целом
она была слишком травести.
Какая
чудесная маленькая
разбойница была Уварова!
За ее очаровательной
грубостью прятались
жалость и участие к Герде.
Даже Беюл (кажется,
единственная актриса
Нового ТЮЗа, которую я не
любил) отлично играла
грубую, мужеподобную
атаманшу.
Я не буду
описывать здесь всего, что
было хорошего в этом
спектакле, хотя мог бы это
сделать очень подробно,
ибо тщательно копировал
весь спектакль, когда
ставил "Снежную
королеву" в школьном
драмкружке и играл
Сказочника. Главное -
спектакль был настоящей
сказкой. Кажется, нигде мы
так не возмущались длиной
антрактов, как в
"Снежной королеве".
Мой товарищ (ныне также
студент театрального
института) смотрел
"Снежную королеву"
много раз подряд, не
пропуская ни одного
спектакля со дня премьеры
и до закрытия сезона, и
говорил, что после каждого
спектакля ему хочется идти
снова. "Снежная
королева" был
действительно таким
спектаклем, после которого
люди, даже самые черствые,
начинали мечтать и
фантазировать,
становились такими же
Сказочниками, как главный
герой.
Последний
спектакль, на котором я
остановлюсь, пьеса "20
лет спустя" Михаила
Светлова. Впечатление от
"20 лет спустя"
относится у меня к числу
тех, которых бывает очень
немного в жизни человека.
"Турандот", "Дни
Турбиных", "Чайка",
"Нитуш" - вот и все, что
по силе впечатления можно
сравнить с "20 лет
спустя".
Это была
поэма о молодости. Это был
гимн юношам и девушкам 20-х
годов. В спектакле была
романтика Гюго и
темперамент Дюма. Если
сравнивать пьесу с
какими-то литературными
произведениями, то прежде
всего вспоминается не
"Три мушкетера" Дюма,
а "Овод" Войнич.
Героизм в
"20 лет спустя"
переплетался с самой
нежной лирикой. Это была
песня о любви, дружбе,
мужестве, героизме. Весь
спектакль был чистым,
светлым и юношески
романтичным. Действие
развертывалось как
воспоминание одного из
героев-комсомольцев 20-х
годов, ставшего писателем
и вспоминающего события,
происходившие 20 лет тому
назад. В начале и в конце
каждой картины вся сцена
как бы заволакивалась
дымкой, и только сбоку у
кулисы за столом с лампой
под зеленым абажуром сидел
писатель и читал стихи о
героических днях 20-х.
Особенно хорош был конец
спектакля: группа
комсомольцев на холме у
пулемета вырисовывалась
как панорама за прозрачным
занавесом, а налево
писатель, наш современник,
на авансцене говорил о них
последние слова. В этом
спектакле действительно
"здоровались два
поколения".
И вот 1945 год.
Я студент этого самого
Бориса Вольфовича Зона,
создателя и руководителя
моего любимого Нового
ТЮЗа. Театр закрывают.
Последний спектакль в доме
культуры Первой пятилетки.
"Тартюф". Плохой
спектакль. Задумывался он,
как потом рассказывал мне
мастер, для
Кадочникова-Тартюфа и
Блинова-Оргона. Первый
ушел в кино, второй артист,
как утверждал Зон,
варламовского таланта,
умер в Алма-Ате.
Новый ТЮЗ
прожил ровно десять лет. А
ведь готовилась премьера
"Тристана и Изольды",
написанной специально для
Зона. Алигер и Берггольц
отдали пьесы в самый
знаменитый довоенный
театр города. В чем же дело?
Компания борьбы с
космополитами еще не
началась. Зон получил
Новый театр, где поставил
свой единственный удачный
послевоенный спектакль
"Хождение по мукам".
Через сезон он был снят
недовольной труппой.
М.
Григорьев. Эскиз декорации
к спектаклю
"Борис Годунов". Новый
ТЮЗ. Из фондов
Музея театрального и
музыкального искусства
Я
не могу судить объективно.
Зон - мой учитель и,
действительно, выдающийся
театральный педагог. Но
вот вышла удивительная
книга нашего волшебного
сказочника Евгения Шварца
под названием
"Телефонная книга".
Откройте ее на букву
"З" - Зон, и вам многое
станет ясным. Я же умолкаю.
Кроме благодарственных
слов своему учителю и
созданному им театру мне
нечего сказать.
|