Татьяна Шах-Азизова
СВЯТОЙ
ТЕАТРА
Две даты в
сентябре связаны с
человеком, которого в
театральном мире знают,
как Жоржа Питоева: 115 лет
назад он родился, 60 - как
умер. Несколько стран
считают его своим:
полуармянин, полурусский;
уроженец
Тифлиса, прошедший свои
"театральные
университеты" в России,
затем в Швейцарии и
основной, отведенный ему
судьбой срок работавший и
живший в Париже. За рубежом
о нем существует немалая
литература - исследования,
воспоминания; только в 90-е
годы прошли две выставки,
ему посвященные; он в
западной культуре жив. Что
до нас...
Странно, что
при нашем нынешнем
внимании к эмиграции
Питоев этим вниманием
обойден. Быть может,
потому, что он и не
эмигрант вовсе, и в
эмиграцию не собирался, но,
оказавшись по семейным
делам за границей, был
заперт там Первой мировой
войной. Или потому, что был
он художником par exellence *,
человеком не политическим,
к тому же и не
"крутым". А это, как и
другие свойства его,
названные Жаном Кокто -
"благородство, грация,
бескорыстие, доброта,
невидимость истинно
прекрасного", - теперь не
слишком модно.
В Тбилиси о
нем, как и о его родне,
помнят; династия Питоевых
оставила по себе и архив в
театральном музее, и
вполне материальный след:
театр им. Руставели играет
в здании, которое
именуется в обиходе
"Питоевский дом". В
начале 80-х Дмитрий
Алексидзе, тогдашний
председатель Театрального
общества Грузии, задумал
отметить 100-летие Питоева
широко, собрав из разных
городов и стран и детей
его, и тех, кто его знал, кто
занимался им, но - не успел.
Идея такого сбора витает в
воздухе по сей день,
обозначаясь то за рубежом,
то у нас, но остается
невоплощенной. Дотошные по
части своего
национального богатства
армяне внесли династию в
маленькие энциклопедии,
списки своих известных
соотечественников, где бы
те ни жили, чем бы ни
занимались. Ученые
Петербурга, где когда-то
начинал свой театр Питоев,
написали о нем большие,
серьезные очерки, но до
полного воссоздания
ранней его поры не дошли.
Иногда мне случается
что-то писать о Питоевых -
то для энциклопедии, то для
сборника о
"русско-французском
Чехове". Пожалуй, все...
Не так уж мало, но - врозь.
Никак не может Питоев
по-настоящему вернуться
туда, где он начался и где
его корни.
В этой
открытой, бесхитростной
жизни не все так уж просто.
Почему юноша из богатой
семьи всему - стабильности,
обеспеченной жизни,
солидной профессии -
предпочел театр, бедность
и маету? Ответ могут дать и
личность его, и время -
рубеж столетий, с мощным
расцветом театра; и семья
его, и земля.
Георгий
Иванович Питоев родился в
Тифлисе, в торговому
промышленной семье, в
разных своих поколениях и
ответвлениях
зараженной
любовью к искусству. Таков
был дед его, Егор Питоев,
давший детям в наследство
не только эту любовь, но и
отличное образование.
Таковы были дядя и отец
Георгия, Исай и Иван.
Первый основал здесь
Артистический кружок,
приобщал тифлисцев к
русской музыкальной
культуре, выстроил тот
самый "Питоевский
дом"; второй был
директором и режиссером
оперного театра.
Оба они
принадлежали к тому слою
деловых и просвещенных
людей, что дал России
Мамонтова, Морозова,
Третьякова. Искусство,
потеснив остальные
занятия, стало их главным
делом, которому они
служили беззаветно и
готовы были жертвовать
всем. "Никто с таким
самозабвением не станет
отдаваться любимому
делу", - писали в
некрологе Исаю Питоеву. Но
дар самозабвения, служения
в полной мере передастся
затем Георгию. Так же, как
присущие тифлисской жизни
конца и начала века ее
широта, разомкнутость,
интернационализм.
Родители мои выросли в
удивительном климате
дружества и родства тех,
кто жил на грузинской
земле, родился, трудился
или нашел здесь приют, будь
то русские, армяне, евреи.
Питоевы
разных поколений свободно
курсировали между
Тифлисом, Парижем и обеими
российскими столицами. Не
теряя почвенного, своего,
легко приобщались к
русской и европейской
культуре, впитывали ее в
себя - и могли отплатить,
как Георгий, сторицей.
Жизнь
предоставляла ему разные
возможности. Он учился в
Московском университете, в
Петербургском институте
путей сообщения; в Париже
обучался юриспруденции.
Черты делового человека,
генетически ему
свойственные, соединялись
с неистребимым
(наследственным
опять-таки) романтизмом;
побеждал второй. Это
сказалось в его выборе -
театр, а не бизнес; в умении
создать свое театральное
дело - и в неумении иметь от
него какую-либо житейскую
пользу, доход, даже и
укрепиться материально.
Скажется это и в том, какой
театр он будет выстраивать
для себя.
Театром он
заболел рано. В юности
испытал сильное
воздействие Московского
Художественного театра;
успел увидеть живого
Чехова на его последней
прижизненной премьере
"Вишневого сада" в 1904
году - и полюбить его
навсегда. Спустя годы он
опишет то раннее
впечатление с неостывшим,
близким к потрясению
чувством, которое станет
знаком питоевского Чехова
с его трагической поэзией.
Людмила и Жорж
Питоевы
Напитавшись
в 1900-е годы от МХТа, он
начал с любительского
кружка; был замечен
Верой Комиссаржевской
и подвигнут ею на
театральный путь.
Попав затем в
Петербург, в расцвет
режиссерского
авангарда, усвоил
уроки условности - он
вообще умел впитывать,
ничему при этом не
подчиняясь, отбирая
нечто свое. Так
впитал он и опыт
демократического
Передвижного театра,
где работал у Павла
Гайдебурова артистом,
режиссером,
художником, поездив с
ним по России,
научившись не
покоряться условиям,
но извлекать из них
пользу для себя.
Его
первое собственное дело,
открытый в Петербурге в 1912
году "Наш театр",
также будет легким на
подъем, подвижным, но уже
питоевским по существу.
Здесь зародится его
эстетика, особая,
лаконичная, выращенная из
того, что теперь называют
бедным театром; здесь, как
источник всего, будет
фигурировать пьеса. "Наш
театр" был театром
автора демонстративно, и
на афишах имя постановщика
не писали.
Репертуар
был обильным и
разнообразным; за один
неполный сезон - два
десятка классических и
современных пьес, от
Пушкина до Леонида
Андреева, от Шекспира до
Шоу.
Все это было
недолгим. В 1913 году Питоев
оказывается за границей;
вскоре начнется война и
завершится первый -
российский - круг его
жизни. Второй круг связан
со Швейцарией, где от
благотворительных
спектаклей в пользу
русских пленных он
неуклонно будет идти к
своему театру. Но до того
произошло событие, не
менее важное, чем театр, и
связанное с театром. В 1915
году Питоев женится на
юной Людмиле Смановой,
своей землячке; женится по
любви, а обретает актрису,
ставшую для него тем же,
чем была Коонен для
Таирова. (Трудно найти
другой равный пример).
Редкий талант ее
обнаружился случайно, как
знак судьбы, и далее все
будет вместе: театр, и
семеро детей, один за
другим, и жизнь, полная
творчества и лишений.
"Они жили
в тени; в тени снов, любви к
своим детям и к театру.
Если они покидали эту тень,
они бросались к огням
рампы с безумной
неосторожностью ночных
бабочек. Они сгорали там,
один и другая", - напишет
близкий к ним, преданный
Жан Кокто. (Это ему
принадлежит формула,
вынесенная нами в
заглавие, и в целом
звучащая так: "Святой
театра. Вот Жорж
Питоев").
Швейцарский
период, при всей его
неустроенности,
материальной прежде всего
(откуда - частая смена
зданий, и пьес, и гастроли)
был временем возмужания
Питоева и театра; был
стартом перед тем рывком,
за которым с 1922 года
последует третий и главный
круг его жизни, - Париж.
Жизнь здесь
не станет легче; "битва
без отдыха, день за днем, от
одной пьесы к другой", -
напишет о ней Жорж Питоев.
В этой битве он был не
одинок. В середине 20-х
годов группа французской
интеллигенции (Анатоль
Франс, Жан-Ришар Блок, Роже
Мартен дю Гар, Игорь
Стравинский, Андре Антуан,
Фирмен Жемье, Жан Копо,
Кокто...) выступила в
поддержку переживавшего
финансовый кризис театра.
Поразительно, как быстро
Питоевы в Париже стали
своими, вписались в его
культурную среду; были
приняты публикой, как
родные, как Людмила и Жорж.
В 1927 году Питоев вошел в
знаменитый "Картель",
четверку ведущих
режиссеров, поставивших
себе целью развивать
французский театр. Вошел,
как равный, в числе первых,
но всегда особый, иной.
Питоев был
подчинен двум законам -
постоянства и свободного
поиска. Воспитанный
русской сценой,
непобедимый психологизм
был с ним до конца и во всем
- в условных, гротескных,
мистических его
увлечениях. Другое дело,
что он менялся, в своих
формах и наполнении, в
зависимости от времени и
от пьесы. Время Питоев
чувствовал и выражал
импульсивно, и рядом с
Чеховым появлялся новый
герой - Пиранделло; обоих
он фактически открыл для
французской сцены.
Рядом, но не
вместо; в этом - тоже
Питоев. Чеховская линия
пройдет у него с начала и
до конца. Чеховым начнутся
швейцарские и парижские
его сезоны, "Чайка"
будет одним из его
последних спектаклей, а
"Три сестры" 1929 года
станут поэтическим
символом питоевского
театра, в окружении
великого множества пьес
всех времен, стран и
стилей.
В сводном
репертуаре Питоевых за
(без малого) четверть века -
вся история мировой
драматургии с античных
времен, более 20 стран,
более 100 имен. И это - не
эклектика коммерческого
театра, где дело держится
лихорадочной сменой пьес,
хотя и такой момент был. Но
вновь Питоев обращал порой
проблему во благо себе,
высекая из нее принцип.
Принцип богатой афиши стал
для него первым; не
признавая никаких
универсальных систем и
методик, он всякий раз шел
от автора, искал особое
решение каждой новой
пьесы; умел выращивать
драматургов - ставил
первые пьесы Жана Ануйя,
помог рождению
"Орфея" Кокто. В этом
был его творческий азарт и
постоянный источник
развития - секрет,
утерянный и забытый
современной режиссурой,
считающей нередко
подобную чуткость к автору
ниже своего достоинства.
А Питоев был
режиссером истинным,
властным, творившим из
малости чудеса. Уроки
бедного театра тоже стали
принципом, от которого он
не избавился до конца, да и
вряд ли хотел бы, потому
что принцип этот ему был
сродни. Сам, как сейчас
сказали бы, сценограф, он
удивлял скупыми и
выразительными решениями,
острой "геометрией"
декораций, игрой света и
тени, ритма прежде всего
-недаром в юности он
обучался ритмике в
немецкой школе Далькроза.
И все работало на
атмосферу, на магию сцены,
более всего - на актера.
Магия упомянутых "Трех
сестер" создавалась, по
свидетельству критика,
"при помощи нескольких
метров ткани, кое-какой
мебели, волшебства
освещения и колдовских чар
... голосов...".
В основе его
режиссуры, игры его и (в
первую очередь) Людмилы
было то, что некогда
называлось театром души.
Театр, творимый из
душевного вещества актера,
а потом уже из ремесла его.
"...Питоев всегда
отдавался целиком, телом,
душой, нервами, кровью. Это
не было ни искусством, ни
театром, это была
жизнь...", - вспоминал
работавший у Питоева в 20-е
годы Антонен Арто. И далее
давал странную, но точную
формулу: "единственный
истинно внутренний актер,
воплощающий самую
внутреннюю роль в мире";
речь шла о Гамлете, любимой
питоевской роли, спутнике
его, как и пьесы Чехова.
Питоев, как
и жена его, был внутренним
человеком, все
пропускавшим через себя.
Отсюда - нескладность его
внешней и богатство
внутренней жизни, его
творчества, его следа в
культуре. "Дорогой,
великолепный и жалкий
Питоев, - обращался к нему
посмертно Ануй, - с какой
радостью я ставлю это
слово рядом с вашим именем,
как царственный титул".
(Это слово - minable, жалкий или
плохо одетый, словом,
бедняк, принадлежало,
согласно Ануйю,
"светским дамам,
падающим в обморок при
воспоминании" о
Питоеве). Отсюда же -
актерский стиль
знаменитой четы (если это
можно считать стилем) с ее
одухотворенностью,
искренностью, безоглядной
тратой себя.
Питоев,
видимо, был странным
актером, с нетипичными, как
говорят, данными. С бледным
длинным лицом, глубоким
взглядом, глухим порой
голосом ("Его далекий
голос был тишиной
наизнанку...", - вспоминал
Жан Кокто) - и даром
воздействия на зал. Ему
случалось играть роли
характерные и гротескные,
но в памяти зрителей
остались прежде всего
внутренние, как Гамлет, или
Астров, или доктор Штокман
в ибсеновском "Враге
народа" - предсмертная
его роль.
Шел 1939 год;
надвигалась, становясь
неотвратимой, война, и
внутренний,
неполитический человек и
актер, тяжко больной, не
изживший инфаркта Питоев
совершал свой финальный
подвиг, бросая из
последних сил, от Штокмана
и от себя, вызов
наступающей черни. Недаром
биограф Питоевых назвал их
жизнь героической.
|