Андрей Толубеев
Похороны
царя
отрывок
из повести
Вот
и Троицкий мост. Через
Неву. Через бывшую площадь
Революции... Совсем
недалеко, наискосок - дом
Кшесинской. На углу садика,
где трамвайная остановка,
какие-то пикетчики, не
стесняясь, на вытянутых
руках развернули четыре
или пять самодельных
плакатов о "борьбе с
жидомасонами, как всегда
губящими Россию" - ну,
что-то в этом духе. Не
пришло в голову записать,
запоминать, тем более.
Недоумки, да и только.
Остановились.
По деревянному мостику к
Иоанновским воротам
каждая машина ехала
отдельно. Для
безопасности. На такое
количество движущейся
техники он, конечно же, не
рассчитан. Это
обстоятельство, с другой
стороны, позволило народу
получше рассмотреть
процессию.
Но вот нас
попросили выйти из
роскошных автобусов и
предложили пройти
контроль, наподобие
предполетного при посадке
в самолет; через такую же
рамку-вход с реакцией на
металл. Свершив процедуру
досмотра, нестройными
рядами перешли мост.
Повсюду была заметна
охрана. Даже в прилегающей
невской акватории
покачивался милицейский
катер.
Через
некоторое время
неожиданно заиграла
шотландская волынка и под
звуки неведомого марша,
смешавшись без чинов,
подданства и званий, все
медленно двинулись через
Петровские триумфальные
ворота в последний путь к
царской усыпальнице...
Отступление
Наше
восприятие происходящего
на глазах наших порой
ведет с нами таинственную
игру, или будоража и
обостряя видимое, или
уводя по лабиринтам памяти
в такие воспоминания, что в
пору подозревать, а к месту
ли они?..
Продвигаясь
шаг за шагом в толпе, я
думал, отрывочно правда,
рвано как-то, но... о театре,
о своем "монархе",
правившим Большим
драматическим тридцать с
лишним лет, за гробом
которого, полные горя, мы
шли по короткому пути
Александро - Невской Лавры
десять лет тому назад.
Многие из нас плакали.
Искренне. Потому что
трагедия эта происходила с
нами, а не с нашими
предками. Она затрагивала
интересы каждого.
Безразличных и
равнодушных не было.
Актерский народ творил ему
Светлую Память, человеку,
провозгласившему
"добровольную
диктатуру", в основе
которой было
безраздельное подчинение
его художественным
принципам. При непонимании
их - или полная
капитуляция, или вольному
воля...
К слову
сказать, именно на
репетиции "Нерона", я
впервые так близко увидел,
услышал и кожей ощутил -
что такое неограниченная
власть в Театре. И не на
сцене, и не власть актера,
даже кумира публики, а
режиссера-монарха.
Речь,
конечно, о Товстоногове,
именем которого теперь и
назван театр...
На закате
своей жизни он уже не был,
естественно, таким жестким
и жестоким, каковым
виделся в расцвете лет, но
выпуск спектакля по пьесе
Радзинского как раз совпал
с самым страшным периодом
его собственной жизни.
Стало быть и нашей. Период,
когда врачи, и свои, и
заграничные, сообщили ему,
что если он не бросит
курение, - медицина
бессильна ему помочь.
Каждая затяжка сигареты -
шаг к пропасти.
Не курить он
не мог. Сигареты разделяли
с ним и печаль и
вдохновение. Насколько
знали окружающие, когда
творил, думал, интенсивно
работал Мастер, то не
замечал их в руке, как не
замечает дирижер своей
палочки или водитель руля
автомобиля - они же
сливаются с ними...
На
репетициях и прогонах
зрительный полупустой зал
враждебен работающим на
сцене... Настоящий акт
творения происходит
только в сопричастности, в
сопереживании самого
господина зрителя, в
напряжении меж Духом сцены
и Душой зала, в их единении
и войне между ними, в
постоянном перемещении
этих двух жизненных
ипостасей или хотя бы
части их в бесконечном
пространстве сцены и
ограниченном пространстве
зала.
По
точечному красному
огоньку сигареты
товстоноговские актеры
угадывали настроение
своего "царя и бога".
Интенсивность,
с которой он курил, частота
затяжек, траектория огней
были верными признаками
приближающейся грозы или
истовых раздумий, впрочем,
как и сопение в сочетании с
причмокиванием в моменты,
когда ему что-то нравилось
и лицо его светлело и
расточало саму доброту и
признательность - так он
поощрял и себя и нас.
Перед его
отъездом в Америку, если не
изменяет память, режиссер
Владимир Малыщицкий
показал плод наших
полутора- или двухмесячных
исканий - первый акт пьесы.
Набросок
будущего спектакля. Надо
отдать должное, мы все
вместе, страшно волнуясь,
этот прогон выдержали.
Истины ради, весомая часть
этого успеха по праву
принадлежала исполнителю
роли Сенеки - Владимиру
Рецептеру, человеку
глубоко начитанному,
пребывавшему в материале
пьесы, окунувшемуся и в
историю и философию.
Режиссеру в этом смысле не
всегда с ним было легко и
удобно. Но от
профессионализма и дара
Рецептера я лично как
партнер только выигрывал...
В пору,
когда Георгий
Александрович принимал
вчерне этот первый акт, он
неоднократно бросавший
свою упоительную и вредную
привычку, еще, слава Богу,
курил... И после
показа-экзамена
расстались с ним на
оптимистической ноте и с
уговором, что все усилия
бросим на разводку второго
акта, а после его
возвращения и
уготованного просмотра
обсудим итог, после чего,
помолясь, пойдем на выпуск.
Таков был уговор. Но
вернувшийся из-за океана
Товстоногов был уже другим
человеком. Человеком,
которому в глаза
определили срок жизни. Он
поверил американским
врачам. Да и грех было не
верить. В результате они,
как собственно и наши, но
щадившие его доктора,
оказались правы. Властному
мужу предложили операцию и
жизнь в обмен на отказ от
"Мальборо"... Он
отказался и стал
неистовым. Большинство
актеров стало избегать с
ним встречи, когда он шел
по коридору. Во-первых,
страшно - взгляд стал
другим и, во- вторых, опять
страшно и неудобно
спрашивать о здоровье,
интересоваться, зная
ответ. Еще страшней - какой
вопрос задаст сам Мастер в
твою сторону? Твой ответ
хозяину, которому стало не
до юмора, мог вполне
"выйти боком"...
Последствия
становились в
значительной степени
непредсказуемы. Так
случилось и с показом
второго акта спектакля
"Театр Нерона и
Сенеки" на малой сцене
БДТ имени М. Горького.
Тишина в
зальчике Малой сцены была
недоброй. Сопение мэтра,
усевшегося в середине,
было однозначно -
раздраженным. Может быть,
ему даже хотелось спать?
Его внутренние часы еще не
сошлись с широтой и
долготой Фонтанки? И
первый же вопрос, который
он нам задал, вернее
Малыщицкому, поставил нас
в тупик, вверг в шок:
"Сколько идет
спектакль?" Привожу его
по смыслу, так как в
действительности его
никто точно не помнит,
стало быть, - это почти:
сколько мне мучиться?
Зная
состояние и настроение
Товстоногова, смею
предположить именно такую
трактовку. Собственно, все
актеры были в кулисах и
готовились к выходу. До нас
донеслось только
недовольное ворчание,
растерянный шепот и
прерванная попытка
некоего оправдания со
стороны постановщика,
который через паузу возник
перед нами на сцене, как
растерзанное привидение.
Главный режиссер театра
требовал показать весь
спектакль... Готовый к
премьере?! У
растерявшегося от такого
оборота Владимира
Афанасьевича вся надежда
была только на в той же
степени растерявшихся
актеров, а все вместе
смотрели исключительно на
нас, на Нерона и Сенеку...
Кто знает
пьесу - тот поймет. Кто не
знает - откройте ее и
посмотрите на их
бесконечные диалоги
ученика и учителя. Сказать,
что меня объял ужас - это
ничего не сказать. Я
похолодел враз, но это,
вероятно, и спасло меня.
Превратившийся
в ледышку мозг, подсказал,
думаю, единственно
правильное решение: как
мне показалось, я спокойно
вышел на подмостки и
достаточно твердо сказал в
ту самую "пасть" зала,
в сторону откуда шло
излучение опасности, что я
не готов к показу!.. Не
готов лично я. Готов
показать только второй
акт. Вопрос из зала -
Почему??! - Потому, что мы
так не договаривались... Мы
вас так поняли перед
расставанием, что должны
явить то, что приготовим от
второго акта, а потом уж
работать над соединением...
Сейчас, попросту, не
справлюсь с текстом, буду
думать о нем, а не о том, что
делать, как действовать в
предлагаемых
обстоятельствах...
Извините, дескать... Это не
дословный пересказ, но
верный. Была пауза. Теперь,
вероятно, он - Великий,
оказался в не менее
странном положении. Не
могу поклясться, но
последующий его короткий
монолог, кажется,
прозвучал на повышенных
тонах.
Может быть,
он что-то и прокричал или
наши нервы так восприняли,
но гром грянул, а после
него - не так уж и страшно.
Все сказано, дело сделано и
остается ждать...
Возвращение
на дорогу к
Петропавловскому собору
Уже народу
по сторонам почти не было,
за исключением редких
служащих самой крепости,
кого-то в штатском,
репортеров и
телевизионщиков... А в
основном, на нас, на всю
процессию, на плывшие
впереди гробы,
торжественно-напуганно и
не моргая, глядели рядовые
курсанты и вполне спокойно
прохаживающиеся за ними
чины из особых
подразделений милиции и
еще Бог знает откуда...
Только напротив главного
входа в собор, за натянутым
по периметру канатом,
стояли горожане.
Шли молча.
Почтительно. Именно
почтительно, а не
торжественно. Наверно
потому, что вся эта история
так и не укладывалась в
мыслях?.. Шагали просто. Без
рыданий ближних и
осиротевших, без
подобающих в таких случаях
"меди труб" и
бесконечных венков, без
сочувственных слез и
пронзительно-любопытных
взглядов. В этой простоте и
таилось уважение к
истории. Собор принимал и
живых, и мертвых звоном
колоколов.
Г.А. Товстоногов
Перед
входом процессия
остановилась, и в
наступившей тишине
открылись врата храма,
и впустили только
останки. Двери за ними
прикрылись, наступило
ожидание. Спустя время
стало понятно, что там
в храме устанавливали
в эти самые минуты
внесенные гробы на
специально
приготовленное
возвышение...Размышления...
на паперти
"Показывайте,
что есть." - вот его
вердикт в полной
тишине. А в театре
редко бывает полная
тишина. Кто-то
обязательно горит
свободой. Но в это
мгновение
"прометеев огонь"
на секунды сник.
Начинать было нелегко.
Но и испытывать
терпение Георгия
Александровича,
какими-то ни было
присказками,
оправданиями и
извинениями, помимо
сказанного, было
нелепо.
Отыграли
мы минуты три-четыре, и
Мастер, остановив
показ, суровым тоном,
не терпящим
возражений, начал
выяснять отношения с
Сенекой. Волею судьбы
Толубеев с Малыщицким
вызвали гром, а молния
попала в Рецептера.
Угодила
"наповал".
После
бури мы все вместе
несколько перемонтировали
и сократили кое-что, но
тогда, похоже,
остановились на
двусмысленном и
пророческом для меня
месте. На реплике Сенеки:
" Все обойдется, Цезарь.
Я написал твою речь. Сейчас
войдут сенаторы, и ты
прочтешь. Они ненавидели
твою мать. Они будут с
тобой, Цезарь".
Для меня
действительно обошлось. И
Владимир Эммануилович,
действительно, в
значительной части
прописал мою роль или
прочертил, или объяснил...
Для меня это неразделимо.
Но мы тогда не углядели и
не осознали другой реплики
и мысли Радзинского. В тот
момент и Мастер не в силах
был ее воспринять.
Тогда
Сенека еще успел
произнести: "Не бей его,
Цезарь. Он все объяснил.
Добро - потому добро, что не
боится быть добром, когда
рядом зло... Зло нужно для
добра. Он считает, что
видимый мир - это наше
испытание."
В пьесе речь
шла о позиции еще одного
сценического героя - о
старике-философе по имени
Диоген. Царь костил
философа и бил. Я лично не
отбиваю этот удар в
сторону Георгия
Александровича, отношу
просто к позиции любой
власти и любого режима,
пусть даже очень
демократичного.
Товстоногов, повторяю,
ведь сам провозгласил свою
власть, как
"добровольную
диктатуру". То есть
ключи от наших личностных
и творческих
"крепостей" мы
добровольно отдавали в его
руки. Но вершил-то суд
именно он.
В
Храме
В ожидании
над площадью были слышны
только переговоры по
рации. Охрана все время
что-то докладывала друг
другу, и только один раз я
обратил внимание на чей-то
нервный доклад о стоящем с
плакатом мужчине... Я его
увидел тоже почти сразу и
почти напротив входа,
только смотреть на него
было неловко... Он держал на
вытянутых руках кусок
"ватмана", где
отчетливо бросались в
глаза слова "о позоре
захоронения
псевдоостанков". Буквы и
мысль запомнил, а дословно
- нет. Мне кажется, было
неловко перед Романовыми...
Мы-то к отечественному
хамству, пожалуй и
привыкли... Имею в виду
политическое хамство. А
по-человечески, право,
неловко и непонятно -
зачем? Перед лицом, точнее
фактом самих останков... Не
столь важно, кто и где?!
Гораздо важнее, что
хоронят. Хоронят с
примирением, с уважением к
ее Величеству Истории, а не
к конкретному лицу, да
простят родственники!
Видно,
доклад, хотя и с
опозданием, возымел
действие, и гнусная бумага
исчезла. Надеюсь, без
последствий для этого
гражданина... Вот если бы он
такую бумагу развернул на
похоронах Сталина, или в
день подавления революции
в Будапеште, или при
вхождении советских
танков в Прагу, в день
известия о пролитой крови
в Баку и Вильнюсе... О
псевдосоциализме!!?
Вольному - воля. Хотя лучше
бы шахтерам помогал в
выколачивании денег или
врачам и офицерам - вот уж
позор действительно и не
для власти только, а для
всей страны.
Наконец
двери распахнулись, и
вошли в собор избранные,
среди них и все, кто ехал в
автобусах. Граждане " за
веревкой", так и
остались за ней. Пел хор. Он
стоял ближе к алтарю. Что
пел, не ведаю, но чудно...
На
постаменте в виде
усеченной трехступенчатой
пирамиды стояли гробы.
Царя и царицы на вершине,
чуть ниже дочери-царевны и
на нижних ступенях
разделивших с ними участь
слуги и доктора. Речей
по-моему не было. Постояли,
послушали певчих. Потом
кто-то из распорядителей
попросил всех, кроме
родственников, покинуть
храм. Стали выходить. Кто
хотел, поклонился останкам
- всем вместе.
На площади
перед дверьми, сбоку, со
стороны, где шемякинский
Петр сидит, потоптались
неловко и кто куда стали
расходиться. На всякий
случай поинтересовался,
как завтра добираться и не
надо ли пораньше, в связи с
приездом Президента.
Оказалось - надо и лучше
всем вместе от Смольного.
Режим в центре будет
особый и подобраться к
крепости станет сложно...
Равно, как шведам при
основании города.
По
дороге из Храма
Увидев
Петра, я снова невольно
вернулся к размышлениям на
дороге... Михаил Шемякин и
Владимир Рецептер вместе
создали изумительную
книгу - "Возвращение
пушкинской "Русалки".
Когда-то в только что
созданном Пушкинском
театральном центре я
репетировал в этой пьесе
Мельника, да не один, а в
паре с, на мой взгляд,
великим актером Алексеем
Петренко... В ту пору он еще
работал в Театре
Ленсовета, но уже был
знаменит по фильмам о
Петре Первом, женившем
своего арапа и Гришке
Распутине в "Агонии"...
И помнится, пушкинский
Князь, вслед уходящему
больному старику молвит:
... Страшно
Ума лишиться. Легче
умереть.
На мертвеца глядим мы с
уваженьем,
Творим о нем молитвы.
Смерть равняет
С ним каждого...
В финале
книги можно прочесть: "...
Написанная на русском
материале, "Русалка"
всем своим строем
примыкает к "Маленьким
трагедиям" Пушкина и
составляет вместе с ними
новое единство
неслыханной красоты и
законченности."... И я
хочу закончить монолог о
"маленькой трагедии"
в Большом драматическом...
Красиво
и законченно прозвучали
слова Сенеки - "...
видимый мир - это наше
испытание." Отзвучавшая
реплика философа минутой
позже стала роковой! И
мистически направленной.
Испытание принял Владимир
Рецептер. Человек,
которого Товстоногов
ценил и уважал, но... Но он
остановил его на этих
словах и все, что пришло
ему в голову о нашей
сценической
несостоятельности, все
вдруг неожиданно
обернулось
несостоятельностью
исполнителя роли Сенеки.
Прогон отменили. А через
пару дней артист ушел в
академический отпуск до
конца сезона, а потом и
вовсе покинул театр.
Режиссер - снова начал
курить и выпустил
спектакль сам... Под своей
фамилией - как постановщик.
Одна из его
немногочисленных
репетиций, чуть ли не
первая, была божественной,
и есть этому свидетели. Но,
в принципе, репетировали
мало, так как были уже
основательно
"размяты" и в
материале...
Во всей этой
истории меня до сих пор не
оставляет ощущение вины...
И дело не в размерах ее...
Во-первых, я набрался
наглости все свести к тому,
что я, видите ли, не готов
справиться с работой, то
есть переложил часть
собственной вины на коллег
и, в первую очередь, на
"Сенеку", который,
вполне, мог сказать, что он
все помнит и у него лично
нет проблем. Склонен
думать, что так оно и было.
Кого-кого, а Владимира
Эммануиловича количество
текста никогда не
волновало. Проделанная им
работа нареканий у
художественного
руководителя не вызывала...
Но Рецептер промолчал!
Во-вторых, истинная
причина окончательного
ухода его из театра,
конечно же, не
исчерпывалась нелепым, в
данном случае - "по
собственному желанию".
Он не из тех, кто бежит с
"тонущего корабля".
Это у "капитана" сдали
нервы... Его можно было
понять, точнее,
пчувствовать. А наш грех
заключается в том, что
никто не рискнул, даже
намекнуть Товстоногову,
что, извините, Георгий
Александрович, но ведь
Володя попался вам "под
горячую руку"...
"Мой дом -
моя крепость" - вот что
стоит за "добровольной
диктатурой", которой
присягнули артисты и я, в
том числе. Грубо говоря,
присягнули, в том числе и
благополучию. Это не
хорошо и не плохо. Это -
данность. Если хотите,
фактор творческой
атмосферы и
психологически-
комфортных условий, в
которых, разумеется,
безумно хочется
существовать и работать.
Но это и отречение!
Простите меня, коллеги.
Рецептер ушел и сохранил
свою честь. Я остался со
своей совестью наедине и
только сегодня, спустя
много лет, она дала о себе
знать через эти мысли и
слова. За это время ушли из
театра Селезнева и
Томошевский, уехала
Лозовая и пропал начисто
артист Пряженков,
безнадежно заболел Михаил
Волков и умер Михаил
Данилов, спектакль погиб...
А исполнитель роли Нерона
стяжал лавры в виде
памятной записи в томике
пьес драматурга Эдварда
Радзинского, под общим
названием - "ТЕАТР":
" Блистательному Цезарю
Андрею Толубееву - от его
почитателя Э. Радзинского.
Ленинград. Дни премьеры
"Нерона и Сенеки" 1987
г., февраль."
Я получил
блистательный урок
императорского Театра.
Шестнадцатое
прошло. Не отшумело, как
событие историческое, а
оттолкнувшись от берегов
реки Леты скромно и тихо
поплыло в даль...
Эти дни я
жил в городе один. Близкие
были на даче. И ничто не
мешало вечером и в ночи
поразмышлять над
пережитым и виденным. В
итоге, признал одно -
вероятно, этот день для
меня самого останется
одним из самых
значительных и интересных
дней жизни, и я уже смел
предположить, что
памятнее, собственно,
самих похорон.
Семнадцатого
я в этом убедился. Встал
раньше обычного. Прошелся
утюгом по брюкам. Сменил
рубашку. Оставил почти
черный галстук. Глядя в
окно, перекрестился на
Исаакий. Вышел на площадь.
Не мудрствуя лукаво,
остановил "частный
экипаж" и покатил к
"штабу". Народу против
вчерашнего дня собралось
уже гораздо больше. В том
числе, и деятелей культуры.
И чрезмерно светлых
костюмов и ярких галстуков
уже не было. То тут, то там
нервность стремилась
дотянуться до
торжественности. Не берусь
утверждать - чего больше
ждали? - Погребения или
Президента. Охраны везде
тьма.
Подъехал и
мой начальник -
художественный
руководитель БДТ - Кирилл
Юрьевич Лавров. Не рискнул
просто перейти дорогу, а
живет он рядом с Троицкой
площадью... Да и никто,
по-моему, не посмел,
подавляющее большинство
выбрало путь официальный,
то есть более надежный.
Худрук
поинтересовался прошедшим
днем и сам ответил на мой
"немой" вопрос - что
привело сегодня? -
любопытство, чувство долга
или еще что-то
необъяснимого?.. Он
склонялся ко всем трем
посылам. Я, если честно, к
первому и последнему. Он
почувствовал, что не быть -
нельзя. Грех не быть. Думаю,
помимо обязанности
служебной или
общественной, многие
созрели именно так, пришли
именно к этой, не хитрой, но
важной мысли.
Гранин,
Дудинская, Андрей Петров,
Никита Михалков,
Радзинский и Гергиев,
депутат Галина
Старовойтова - лица
знакомые и уважаемые в
разных концах и в разных
компаниях неспешно вели
беседы. Позже, в соборе,
увидел Ростроповича и
Вишневскую, губернатора
Ленинградской области
Вадима Густова...
Здороваться
пришлось недолго,
улыбаться тоже. Донеслось -
"по машинам!", и
последний акт начался.
Псалтырь
- псалом 60
Псалом
Давида 7. - " Приложи дни
ко дням царя; лета его
продли и род."
Не все
получилось по этим стихам.
Многих извели под корень.
Немногие претендуют на
престол, да и из них не все
имеют право. Все не
бесспорно, но все
бесполезно. К удручению -
обратно не повернуть, то
есть по-божески для России
не выйдет. А не по-божески
уже было - как не прикрывай,
секретари обкомов были
просто удельными князьями;
генеральные секретари
коммунистов - царями... Род
царский по крови от дел
государственных в России
отошел, а род князей от
партии, пока не насосется
"крови золотой", то и
не сгинет. По своему
комчванству и не появились
все на похоронах и на
поминках. Хотя они же и
довели до неизлечимости
отечество свое. Им, бесам,
чем хуже ему, тем лучше им.
И делают вид, что не знают,
что спасителей из них все
равно не получится.
Но нашлись и
поумнее: Лебедь, Явлинский,
Аяцков, по должности и
вице-премьер приехал -
Немцов... Стали ждать
приземления самолета
Ельцина. Он не опаздывал.
Он задерживался.
У похорон -
свое томление. У
исторических есть
особенность - расписанный
ритуал. Тянули время. В
собор не запускали. Кстати,
до него по прямой тоже
нельзя было пройти. Шли в
обход, по левой, по невской,
стороне, по прямой тоже
нельзя было пройти. Хотя и
чисто прибрали и подмели
все, но даже походя нельзя
было не заметить
обшарпанности стен,
осыпающейся краски и
штукатурки внутри
бастионов и при всем
величии, незаслуженной
бедности музея и города,
которые не могут позволить
себе поддерживать эти
самые стены исторической
цитадели постоянно и
достойно. Зато в просвете
Невских ворот, ведущих к
пристани, настороженно
стояли вооруженные до
зубов и в масках какие-то
"убойные" люди -
особое воинство, одетое,
как в кино про другой мир и
дела в нем. Может,
предосторожность не была
совсем зряшной, но не
уверенность она вселяла, а
тревогу. Вышел я, как и все,
сбоку на площадь перед
Петропавловским собором и
узрел развернутое
"полевое" кафе и лавки
с сувенирами и книгами - и
воды испить, и духовной
жажды утолить. Сувениры и
книги соответствовали
исключительно событию.
Правда, все по цене
немалой. Однако,
потолкавшись, купил на
память о дне этом в рамочку
оформленную, то ли под
иконку, то ли под памятное
фото горсточку земли
из-под Ипатьевского дома в
Екатеринбурге. С номером,
упоминанием сертификата,
уверением в подлинности и
ответственности, и
крестом... На памятную
медаль денег не хватило. Не
ведаю, кто из рядовых
россиян-бюджетников носит
с собой в кармане по
полмиллиона, но видно
медаль того стоит. В любом
случае, коллекционеров
цена не остановит.
Долго я
держался возле Кирилла
Юрьевича, да, вдруг с
наскока, подвели меня
пообщаться с
представителями
иностранного бизнеса,
оплатившими выпуск вот-вот
прошедшей днями передачи
по телевидению Петербурга
видеофильма под
упомянутым названием "17
июля". Пока я делал умное
и приветливое лицо,
благодарил, Лавров исчез.
Подозревая неладное, стал
спрашивать, где он и
стоявшие с ним деятели?
Спустя время, по крохам
собрался ответ - все уже за
оцеплением. Оцепление -
здоровенные воины,
выполняющие приказ, -
отделить прошедших в собор
избранных от толпы
неизбранных, среди которых
остался и я, имевший
соответствующий пропуск. Я
еще раз повторил умное, но
теперь уже озабоченное
лицо и стал высматривать
щель среди стоящих толпой
людей. Нашел. " Мы вас
знаем..." - сказал кто-то
из офицеров охраны и
пропустил-таки в свободное
от рядовых граждан
пространство. А в этом
пространстве остались к
этому моменту только
руководители милиции.
Поздоровался с ними,
помялся и окончательно
понял, что опоздал и все
уже началось без меня -
растяпы и ротозея-павлина.
Я, конечно же, вполне
осознавал, что ближние
места давно заняты, но не
догадался впустить в
голову мысль, что
Президента еще нет, а стало
быть, до службы есть еще
время... Но видеть все
своими глазами интереснее
гораздо, чем только
слышать.
Не ошибся. В
соборе народ уже стоял и
плотно. Несколько минут
походил за знакомыми и
незнакомыми спинами и
пристроился за
репортерами... Они тоже
отгородили веревочкой
свой маленький
независимый кусочек
территории. И если
приноровиться и проявить
известную подвижность шеи,
да еще привстать на
цыпочки, то можно было
некоторые фрагменты
происходящего и увидеть...
Ближе к алтарю, как и вчера,
снова стояли певчие.
Боковые проходы были почти
свободны. Слева увидел
представителей
дипкорпуса; справа -
родственников и тех, кто
имел хоть какое-то
отношение к Романовым; там
же потом появился и
генерал Лебедь, и Григорий
Явлинский; в центре -места
заняли представители
администрации и
приглашенные.
Надо
заметить, Романовы имели
возможность сидеть.
Сесть
хотелось. Ждали Ельцина.
Певчие, если не изменяет
память, пели.
Тут я
увидел, как генерал-майор,
который вчера командовал
офицерским караулом,
переносившим останки,
перешагнул через эту самую
веревочку, отделявшую
репортеров и прошел
быстренько к дипломатам...
Метнулся и я в ту сторону. А
там, не стояли так плотно,
сразу удалось
пристроиться в третьем
ряду. Отсюда я уже увидел,
сидящего в центре
академика Д. С. Лихачева.
Прошло
малое время и почти с
выстрелом сигнальной
пушки Петропавловской
крепости, известившей о
полудне, присутствующие
оживились в виду прибытия
господина Президента. На
мой взгляд, до этого
момента, больше всех
томились
священнослужители. По сути
ведь начинать можно было в
любую минуту...
"Королевская"
точность после
восьмидесяти лет ожидания
казалась уже излишней.
Ельцин
двигался чуть быстрее
обычного. Выражение его
лица было - несколько
растерянное и даже
виноватое. По телевидению
я такого лица никогда не
видел. Не позволял он себе
этого до сих пор. Всегда -
"как будто, так и
надо"... Тут я впервые и
подумал, что собственный
"свердловский" грех в
ситуации с останками
тяготил его больше, чем
политические амбиции или,
точнее, политическая
конъюнктура. Бориса
Николаевича, как бы
мимоходом, спешно подвели
к Великому князю Николаю
Романовичу. Один в
прострации, другой в
ответственности пожали
друг другу руку. Президент
со странной полуулыбкой
сказал князю что-то тихое
и, со стороны,
неотчетливое. Меж ними и
мной наблюдавшим было
метров десять; между нами
стояли только гробы. Он и
его спутники пошли,
наконец, в центр и
поздоровались весьма
дружелюбно с Дмитрием
Сергеевичем. Им поднесли
свечи.
Далее
начались речи, и не все
подробности помню...
Президент говорил и
губернатор тоже. Их слова
опубликованы. Только я не
понял в храме, почему в
этой трагедии - ВИНОВНЫ
ВСЕ?! Как сказал Президент -
"Виновны те, кто
совершил это злодеяние, и
те, кто его десятилетиями
оправдывал. Виновны
все". Что значит все?
Виновата стремившаяся к
неограниченной власти
партия большевиков,
помогавшие им эсеры и
бундовцы и те, кто им
подпевал; расшатавшие
государство, развалившие
его; виноваты - безволие
российской власти,
безволие двора и мягкость
государя... Петра-то
Великого по-другому
вспоминаем... Но за этим
стоят конкретные фамилии,
а не весь народ. У нас
дурная привычка - как
что-нибудь, валить на народ
без разбору. Поэтому
истинные виновники
наказываются редко.
Не понял и
других слов, а точнее не
принял - " Но с этим
именем (Романовы) связан и
один из ее (истории)
горьких уроков - любые
попытки изменить жизнь
путем насилия обречены."
Передернул господин
Ельцин или ему писавшие.
По-моему, имя-то совсем
другое - Ленин.
Ульянов-Ленин!! А не
Романов!? И товарищу Ленину
до сих пор стоят памятники
во всех российских городах
и не по одному...
Губернатор
наш был более искренен, но
и в его словах- "... что
единственно правильный
путь для нас - это путь к
согласию и примирению" -
есть для меня что-то
настораживающее... Если в
Новой России все время
тянуться к согласию с
коммунистами, точно не
будет никаких реформ и все
мучения народа опять будут
напрасными.
Не ведаю,
что творилось в это время
за пределами собора, но в
пределе служба началась;
возглавил ее настоятель
собора протоирей Борис
Глебов.
Часть
службы президент и
академик сидели. Для них
возраст службе не
подвластен.
Ни разу за
всю панихиду, ни слова об
усопших. Странная панихида
- без имен - вообще за всех
разом сгинувших в
лихолетья. За жертв правых
и не правых, за
переворотчиков и
перевернутых, за тех, кто
стрелял в лицо и за тех, кто
стрелял в спину. Не знаю,
принял ли эти молитвы Бог,
но сам народ отнесся
спокойно. Покаяния, на мой
взгляд, не вышло. Настоящее
застило прошлое и не дало
увидеть себя в будущем, а,
стало быть, дорога к
беззаконию по-прежнему не
заказана.
Все шло
своим чередом, согласно
канонам. Много ли - мало ли,
долго ли - нет, отцы церкви
читали хорошо и привычно,
певчие выводили
божественно. Кто -
крестился; кто - перепускал
и осенял себя только время
от времени, стеснялся или
сугубо по незнанию как
надо - в их числе я был; кто
просто переживал. Даже
среди Романовых все шло
также, как среди
теперешних русских и
петербуржцев. Нет-нет, да и
мелькнет мысль, что
молодые и вовсе не знают,
как креститься. Ну, да это
не наказуемо, и пока еще, не
осуждаемо... Вот
какие-нибудь партийцы
возьмут власть в свои руки
(и не обязательно
коммунисты, а любой масти!)
и введут в школах Закон
Божий по рангу истории
"Партии", вот тогда -
гляди в оба, чтобы не
засекли с какого плеча и на
какую сторону. По ходу
дела, мне показалось, что
священники тоже
подглядывали в шпаргалки,
дабы не отойти от
установки своего
начальства. Уж больно
непривычно: лежат
конкретные покойники и, а
они поминают - одному Богу
известно кого! Их тянуло
по-человечески, а указ вел
по-чиновничьи. Вот и
сверяли по бумажке. Не
обессудьте служители, но
привиделось мне - как раз
это. Хорошо если не прав.
Тогда простите. Сам я клал
крест, когда хотел, а не
когда надо. Может годами и
созрею до правил.
Отступление
|
Я
прошел через
Всесоюзный пионерский
лагерь "Артек",
клуб юных космонавтов,
был председателем
пионерского звена и
освобожденным
секретарем комитета
комсомола факультета
подготовки
авиационных (и
космических) врачей; в
результате стал
"скоморохом",
награжденным в свое
время лауреатством
премии Ленинградского
комсомола за
исполнение роли
мятежного
революционного
матроса в
"Оптимистической
трагедии", (а отец
мой, в этой же пьесе,
гораздо ранее меня,
сыграл другую главную
роль, у того же
режиссера
Товстоногова и
получил Ленинскую
премию страны, которой
больше нет...) -
воспитывался хорошо,
но в других
традициях... |
"Театр времен
Нерона и Сенеки"
Э. Родзинского.
Постановка
Г. Товстоногова. 1986 г.
Амур - Ю.Томашевский,
Нерон - А.Толуеев,
Венера - Т.Лозанова |
В раннем
детстве, еще до школы,
правда, ходил в церковь.
Няня у меня была - звали ее
Грушей - она верила истово;
Библию мне читала,
показывала в ней картинки,
объясняла, что могла... Я за
ней повсюду и поклоны бил,
и к причастию спешил, и
свечки ставил... грешить
уже потом стал; даже
бабушку свою Марию, иконы
попросил из дома убрать -
примерным стал, только по
другим законам. Некоторые
из них теперь и в голове не
укладываются, а некоторые
и тогда оставались
христианскими, только нам
об этом ничего не говорили.
Было и не отрекаюсь. В моем
поколении и близких к
моему таких большинство.
Вослед сему,
не то, что церковной
культуры, а и обычной-то не
прибавилось, а кое в чем и
на убыль пошло...
Осенью 98-го
года на петербургском
телевидении попытались
создать цикл
просветительских передач
о российских фамильных
династиях, принесших славу
отечеству. Первыми в этом
ряду стали Боткины... Мне
предложили вести передачу,
по сути - видеофильм - и в
кадре, и за кадром. В один
из съемочных дней мы
оказались в учебном классе
Биофака Университета, но у
меня перед глазами стоит
не класс, а лестница к
нему... Широкий коридор
здания Двенадцати
коллегий еще потрясает
величием и хранит
университетский дух. Чуть
в сторону от него отходит
лестница, стены которой,
почти снизу, на всем
протяжении вверх, к самим
лабораториям и музею
исписана автографами
будущих мужей науки. Вот
они, некоторые:
(у окна)
- Писец мой!
- Смерть Бакенбардам- му!
- Водка плохо
- Пушкин - хорошо!
(П-лю-ушкин)
- Бакенбарда Ублюдок
- Хочу домой!
- Моя любовь на 2-ом этаже
киска
- Проклятое метро
сгубило меня!
- Пули летят, пули...
(ауд. +
140)
- Гога это сила!
- А я не присоединяюсь
- Гога супержаба. Др. Зло.
- Кто говорил что это
будет легко?
- Кто говорил, тоже
человек (хотя и не
совсем)
Гоблин
- А мы-то поверили
- Мы выиграли КВН.
- Геофак всем факам фак!
- Да здравствует МАТ-КА
Это
грубо
Вот так.
Появилось другое
поколение, другие
претенденты на звание
интеллигентов. Впрочем,
для кого-то это звание,
может быть, и ругательное...
По надписям - трудно
оспорить. Они - никакие. Не
матерные, не
революционные, не зовущие -
ни к борьбе, ни к
справедливости... Пустые,
понятные только им самим.
Это иероглифы их жизни, в
которой им, увы,
действительно не будет
легко...
В
храме
Вот и
сказали, наконец, - Аминь.
И подошли
офицеры, и, преклонив
колени, подняли останки
слуг и отнесли в
Екатерининский придел, и
опустили навечно.
|