"Пикколо"
собирает друзей
фестиваль
театров европы
Вот уже
восемь лет существует Союз
театров Европы. Восьмой
фестиваль этого
сообщества прошел в
октябре-ноябре 1999 года в
Страсбурге. И сразу же в
Милане начался
внеочередной форум,
посвященный памяти одного
из создателей Союза
театров Европы - Джорджо
Стрелера. Оба исторических
здания
"Пикколо-театра" -
старое, где великий
итальянский режиссер
работал еще с Паоло Грасси,
и новое, которое он
построил незадолго до
смерти, а также
"Студио" -
экспериментальная
площадка, где проходили
занятия со студентами, -
принимали гостей. Как,
впрочем, и другие
миланские театры, где
выступали лучшие театры
Европы.
Фестиваль
длился почти два месяца: 10
ноября его открыли
спектакли Эймунтаса
Някрошюса, а 23 декабря
завершил знаменитый
"Арлекин - слуга двух
господ", поставленный
Стрелером много лет назад.
Для юных зрителей
проводился фестиваль "Il
Piccolo per i piu piccoli". Помимо
спектаклей, фестиваль
включал мастер-классы,
встречи режиссеров и
сценографов с коллегами и
студентами. В "Палаццо
Реале" была развернута
выставка, посвященная
творчеству мастера, шла
видео-ретроспектива его
работ. Проводились также
симпозиумы, семинары,
творческая лаборатория
"Театр Джорджо
Стрелера".
Подробнее
мы расскажем о фестивале в
следующем номере. А пока -
статья из миланской газеты
"Corriere della Sera", от 23
декабря 1999 года.
Додин
восхищает, Някрошюс
удивляет, Бергман
разочаровывает
Фестиваль,
посвященный Стрелеру,
представил 21 спектакль
(восемнадцать
драматических и три
балетных), всего
состоялось 65
представлений (еще 70
представлений было дано
для детей). В пяти театрах,
разных по вместимости,
побывало 100 тысяч зрителей.
Больше всего посмотрело
балетный спектакль Билла
Джонса в театре
"Лирико", за три
вечера в зале на 1600 мест
побывало 3500 зрителей. Что
касается драматических
спектаклей, то на первом
месте спектакли Додина (4700
платных билетов за 12
спектаклей в маленьком
зале) и спектакли
Някрошюса (4400 платных
билетов за 6 представлений
в большем по размеру зале).
Если
перейти от количественных
оценок к качественным, то
исключая китайский
спектакль "Мудан
Тинг", который нельзя
сравнивать с другими по
характеру представления, и
два спектакля Стрелера
("Счастливые денечки"
и "Арлекино"), я без
колебаний назову лучшим
спектакль Додина "Пьеса
без названия" по Чехову.
Этот спектакль
заслуживает оценку 8
баллов из 10, и эта оценка
продиктована моим личным
чувством, а не количеством
зрительских
аплодисментов. Другому из
трех спектаклей Додина
"Gaudeamus" я бы поставил
оценку 8 с минусом, потому
что текст Каледина менее
красив, чем Чехова, а
"Чевенгуру" я бы
поставил 7, где особенно
прекрасен финал. Оценку 7 я
бы поставил "Макбету"
Някрошюса, который стал
для многих открытием, и 7 с
минусом "Гамлету",
превосходящему
"Макбет" в изяществе,
но уступающему в силе.
Кроме этих
вершин я бы хотел
поприветствовать (но не
более того) несколько
спектаклей,
представлявших
европейскую культуру. Хочу
вспомнить
"Специалисты"
Марталера, режиссера,
возможно переоцененного,
но единственного, который
обращается к театру жеста
и в этом смысле может войти
в историю. И другой
спектакль - "Диско
Свиньи" (Disco Pigs),
Остермайера, который
набрался смелости
использовать современные
тексты (большей частью
посредственные), но
компенсирует это
прекрасными актерами,
заслужившими зрительские
аплодисменты. Высших
похвал заслуживают и
артисты венгерского
Театра Катоны в спектакле
"Ивона, принцесса
Бургундская"
Гамбровича, но сам
спектакль отдает стариной,
как словно вы вошли в
комнату, обставленную с
хорошим вкусом
пятидесятилетней
давности.
Но больше
всего разочаровал
спектакль
"Кинематографисты"
Энквист-Бергмана, где
далеко не лучший вкус
сочетался с архаикой.
В целом
разочаровал и французский
театр (хотя и представлен
он был в благородном
стиле): от "Орестеи"
Лаводана до
"Мизантропа" Лассаля
и "Скупого" Планшона.
Складывается впечатление,
что они защищают
театр-музей, где все от
костюмов до декораций и
режиссуры оказывается
архаичным, что театр
существует не для того,
чтобы быть живым. Однако
то, что театр живой,
доказал фестиваль,
организованный Пикколо.
Франко
Корделли
|