Сергей Носов

ТЕСНЫЙ МИР ЮБИЛЕЙНОЙ РУЗЫ

Руза - понятие не только географическое (городок в Московской области и извилистая река). Руза - понятие в некотором роде культурологическое, имеющее прямое отношение к театральной жизни. Во всяком случае, когда говорят "последняя Руза", можно быть уверенным, что речь идет о театральных новинках, именно - о новых пьесах, представленных в одном из корпусов бывшего СТДешного Дома отдыха.

Впрочем, "рузовцы" собираются здесь не столько отдыхать, сколько работать. И работают - в свободное от обсуждений время уединяются по номерам и пишут, пишут и пишут что-нибудь новое, или, на худой конец, дописывают что-нибудь старое, чтобы в свободное опять же время от этих трудов собраться в гостиной и обсудить всем миром конечный или промежуточный результат.

В Рузе пьесу читает сам автор. Здесь обсуждают текст и только текст - без скидок на возможности постановок.

"Последняя" Руза" - это уже юбилейный, 25-й семинар, на который съехалось более двадцати драматургов из разных уголков России. Уголок, именуемый Петербургом, довелось представлять Андрею Зинчуку, Тимофею Хмелеву и мне. Спасибо организаторам за приглашение.

Что же мы услышали в Рузе?

Москвич Александр Коровкин прочитал сразу две пьесы - "Рябина кудрявая" и "Около любви"; нет никакого сомнения, что скоро они пойдут во многих театрах страны.

Родион Белецкий читал "Свободное телевидение" - пьесу из рода тех, которые когда-то называли "производственными", но только не в пример тем очень смешную (а где-то и грустную).

При обсуждении пьес Ильмара Альмухамедова из Уфы часто произносили слово мистерия. Это тем более интересно, что Ильмар пишет детские пьесы.

Анатолий Григорьев из Ижевска предложил столь же бесхитростную, сколь и веселую пьесу "Поросенок и жених". А драматург из Коми Алексей Попов спровоцировал разговор о мифопоэтическом сознании своего народа.

Екатерина Нарши предложила на суд семинаристов концептуальное сочинение "Тень дерева", уже получившее признание в Интернете, а кроме того (или может быть, в первую очередь) пьесу "Москва - Владивосток" - пьесу, достойную особого разговора.

Приятная новость: у Андрея Яхонтова в дни семинара приключилась премьера пьесы "Койка" в московском театре "Монолог - ХXI век". Эту пьесу он написал здесь, в Рузе, несколько лет тому назад. Надо сказать, что Яхонтов также, как драматурги Юрий Каменецкий, Эжен Щедрин и Надежда Птушкина на правах старожилов Рузы руководили семинаром, причем Птушкина, пожалуй, на сегодняшний день самый популярный российский драматург, представила фрагменты своей последней работы - "Не лучшее утро нашей жизни", посвященной 55-летию Победы.

А чем порадовали петербуржцы?

Тимофей Хмелев прочитал элегантную пьесу "Идиоты", впрочем, к Достоевскому отношения не имеющую. Спектакль по предыдущей работе Хмелева "Август" идет с успехом а Антрепризе им. Миронова.

Андрей Зинчук вынес на обсуждение рабочий вариант пьесы "Сказка про четверг". В эти же дни он закончил, наконец, пьесу "Однажды, или Планета русских", над которой работал более двадцати лет. В промежуточной редакции эта пьеса была представлена в театре им. Ленсовета в рамках фестиваля петербургских авторов "Действующие лица".

Ваш покорный слуга, Сергей Носов, оттянулся на собственной комедии "Тесный мир", показавшейся, к счастью, смешной не только ему самому.

Душой Рузы была Валентина Федорова, главный специалист МК РФ. Без МК (министерства культуры) никаких бы "Руз" у нас не было.

Участники 25-й Рузы с оптимизмом глядят в новое тысячелетие. Даешь 26-ю!