ДВЕНАДЦАТЬ
авторов петербургского альманаха "Ландскрона"

(альманах "Балтийские сезоны N 1 за 2000 год)

Драматург Виктор Розов лет двадцать назад признался одному из авторов этого альманаха: «У нас получилось потому, что когда мы вернулись с войны, оказалось, что всех убили. Мы начинали на пустом месте!».

Рассеивается угар так называемой «перестройки» и в петербургском драматургическом пространстве, как на полотне Верещагина, все больше начинают проступать черты «позднего» Апокалипсиса:

– развалилась одна из самых крупных в прошлом секций Ленинградского отделения Союза писателей СССР – секция драматургии;

– канули в лету ежегодные конференции писателей Северо-запада, а вместе с ним и большинство литературных семинаров;

– никто даже уже и не вспоминает о ВОТМе – Всероссийских творческих мастерских;

– известная в прошлом всей стране Драматургическая мастерская при СТД РФ (ВТО) влачит ныне незавидное существование.

На протяжении последнего десятка лет петербургские драматурги умирали своей смертью, сводили счеты с жизнью, эмигрировали за границу; не выдержав затянувшейся паузы, навсегда уходили из профессии. У немногих оставшихся «в живых» перспектива тоже, прямо скажем, невеселая: современному драматургу (уж так устроена его профессия) приходится бороться за право постановки (а в нынешних условиях это означает фактически за право на жизнь) не только со своими коллегами по перу, а в основном со всем парком мировой драматургии. Где плечом к плечу стоят плотными рядами такие мэтры, как Шекспир и Пушкин, Мольер, Гольдони и Беккет, Чехов, Островский, Булгаков и множество других первоклассных, проверенных временем авторов, с правами которых современному режиссеру не нужно считаться и которым – может быть сегодня это главное – НЕ НУЖНО ПЛАТИТЬ за использование их произведений. В одном замечательном романе о театре об этом было сказано так: «А зачем же было себя утруждать писать? Вон ведь сколько уже написано!» (М. Булгаков, «Записки покойника» – первоначальное название, «Театральный роман» – второе, может быть, вынужденное).

Еще одна театральная страшилка – инсценировка. Еще страшнее она становится оттого, что часто принадлежит перу главного режиссера. А инсценировок одного и того же автора в театре может быть сколько угодно. Следовательно, к сонму соперников современного драматурга из числа классиков-собратьев по перу следует приплюсовать еще и мировых прозаиков! Не многие сферы производства находятся в подобном положении: свежая еда, питье и одежда требуются человеку каждый день, очень бурно развиваются новые технологии. И причина этому только одна: они вынуждены соревноваться друг с другом за обладание потребителем – не с ламповыми же приемниками компьютерным технологиям тягаться, в самом деле!

Вот и потенциальных потребителей современной драматургии по идее должно бы становиться с каждым днем все больше: кино, телевидение, радио, театры, всевозможные вечера и массовые представления и психологическая служба по отработке травмирующих ситуаций и проч., но почему-то не становится. Во всяком случае, сегодня на афише петербургских театров доминирует классика! Что было бы во времена Александра Островского с Александром Островским, если бы в современных ему театрах шли спектакли только по пьесам Еврипида, Софокла, Аристофана и Шекспира  – можно только догадываться!

В Театре (как, впрочем, и вообще в жизни) зритель всегда чего-то ждет. Если согласиться с идеей Федора Достоевского об управлении миром троицей, состоящей из Чуда, Тайны и Авторитета, то можно заметить, что чудо и тайна развития сюжета из современного театра ушли – большинство сюжетов хорошо известны: страна, похоже, навсегда выучила историю трех сестер. И зритель следит в основном не за тем, ЧТО происходит на сцене, а за тем, КАК оно происходит. Поэтому современный Театр держится в основном на Авторитете.

Справедливости ради следует заметить, что современная драматургия отчасти сама себя дискредитировала еще в начале перестройки. И нынешнему, некогда напуганному ею зрителю, очень трудно объяснить, что на спектакле по современной пьесе его, как минимум, не будут мучить и объяснять ему, какой он – зритель – нехороший. Подливают масла в огонь и современные кино- теле- зрелища, постепенно складывая стойкий стереотип: современное, значит с кровью, с насилием. А зритель этого по вполне понятным причинам не хочет! В классике же насилия, как ни крути, меньше. Наверное, ровно столько, сколько его и в жизни. Если бы посторонний наблюдатель, скажем с Марса, имел бы в качестве канала информации только наше российское телевидение – можно себе представить, в каком виде предстала бы перед ним наша сегодняшняя российская действительность! Хотя, по сути дела, захваченные каналы информации НИЧЕГО другого не изображают кроме желания их владельцев. И за сегодняшнюю ситуацию платить, как водится, придется следующему поколению: отсутствием полноценной современной ему культуры. Но ведь это будет не сейчас, а потом, когда-нибудь, завтра. Завтра, а не сегодня, вот в чем дело! А своих детей главные перестройщики видимо рассчитывают успеть вывезти за границу!

Вот в таких или приблизительно в таких условиях на пустом или на почти пустом месте и родился в нашем городе альманах «Ландскрона», организованный на свой страх и риск (и, кстати, на свои средства) инициативной группой петербургских авторов, объединившихся в Домик драматургов. По свидетельству Канадского социологического института – сегодня это одно из немногих в России неформальных литературных объединений следы деятельности которого можно обнаружить!

За три года объединением было выпущено четыре сборника:

 

«Петербургские авторы конца тысячелетия»,

 

«Пьесы для небогатых театров»,

 

«Новая петербургская драматургия»

 

«Семь пьес с необычной судьбой» (эксклюзивное издание для сети Internet).

Подготовлен к печати пятый сборник:

 

«Комедии».

 

Собираются пьесы для детей.

 

Приняли мы участие и в выпуске сборника современного петербургского рассказа:

 

«На невском сквозняке»

 

Если со сборниками, выпушенными обычным полиграфическим способом, все более менее ясно, то на четвертом Internet-овском хотелось бы остановиться особо: «Семь пьес с необычной судьбой» – это семь невеселых (если не сказать большего) «Театральных романов», разыгравшихся у семи петербургских авторов в разных театрах с разными героями и антигероями последних двадцати лет России – во многом этот сборник и подтверждает многое из вышесказанного. А поскольку денег на полиграфическое его издание объединению не найти (опять же в силу изложенных причин), он опубликован на страничке Домика драматургов в Internet «бесплатно».

При анализе уже увидевших свет изданий альманаха представляется редкий и счастливый случай заглянуть в будущее современного театра: поскольку с помощью этого издания каждый из членов Домика драматургов не только заявил о себе, но и выпустил свою, пусть и неполную, антологию, можно попробовать экстраполировать склонности и намерения авторов с тем, чтобы определить тенденции развития современной петербургской драматургии.

Изданные сборники альманаха составлены по тематическому признаку, что удобнее для потенциального потребителя. И его авторов не стоит особенно ни ругать, ни хвалить – от этого еще никто не становился лучше! Тем более, что других с такой настойчивостью и обреченностью пишущих для театра все равно не сыскать. А если где-то они и есть (вообще-то – по определению – быть не должно!), мы о них мало что знаем. Поэтому представленных во всех пяти сборниках двенадцать авторов лучше всего расположить в алфавитном порядке:

За три года существования альманаха Наталья Бортко (автор сценария к широко известному фильму «Собачье сердце») напечатала в нем только одно трагическое произведение из петербургской жизни – драму «Варвара».

Олег Ернев, запомнившийся зрителю может быть не самой лучшей своей комедией «Когда спящий проснется», правда, облетевшей лет пятнадцать назад многие театры, опубликовал либретто маленькой «хулиганской» оперы «Большой Ук-Ук», отличную повесть «Плата за перевоз» и небольшие, но очень яркие и смешные комедии «Третий глаз» и «Загадочный мужчина». В пятом сборнике выйдут еще две его одноактные комедии: «Вечер с хорошенькой и одинокой» и «Час моржей».

Андрей Зинчук – автор этих строк и руководитель издательской программы, дебютировавший когда-то пьесой для детей «Вперед, Котенок!» до сегодняшнего дня не сходящей со сцены, – опубликовал в альманахе «31 декабря»ю сказку для повзрослевших детей», либретто драматического балета «Безымянный проспект», сказку «С волшебным удовольствием» и приключение для детей и взрослых «Игра в DOOM». Его комедия «История маленькой любви» должна появиться в пятом сборнике.

Леонид Кудряшов (псевдоним Леонид Ворон) – опубликовал довольно любопытную комедию положений «Пять миллионов долларов» – первую свою работу в печати. Собирается публиковать комедию дель арте «Маски и барабан».

Сергей Носов – представлен комедиями «Берендей» и «Времени вагон», а так же очень изящной миниатюрой «Джон Леннон, отец», выступив в качестве мастера мистификаций.

Александр Образцов (известна его небольшая драма «Пятеро», опубликованная в четвертом, Internet-овском издании альманаха) выпустил комедии «Магнитные поля», «Пригород» и «Все кошки серы», а так же трагедию «Сад ветра», выступив в основном в роли автора лирических комедий.

У СашиПопова (именно под этим именем его знали) была опубликована чрезвычайно известная в свое время (лет двадцать назад) и, пожалуй, даже мифологизированная драма «Потом... потом... потом...» до сегодняшнего дня не потерявшая своей мрачной притягательной силы.

Людмила Разумовская (ее «Дорогая Елена Сергеевна» прошла почти по всем европейским театрам) опубликовала драмы «Владимирскую площадь» и «Биографию», а так же пьесу мало свойственного ей комедийного жанра «Французские страсти на подмосковной даче».

Алла Соколова (самая известная ее работа «Фантазии Фарятьева») дала в альманах одноактную пьесу «Раньше» и лирическую комедию «Либертэ... Эгалитэ».

Произведения Станислава Шуляка «Послесловие», «Наваждения» и «Книгу Иова» можно отнести к философской драме.

Для 5-го сборника альманаха под названием «Комедии» Вадим Шмелев предложил довольно традиционную (что, в общем, совсем неплохо) комедию «Розы в ванне».

Игорь Шприц (известна необычная судьба его комедии «ГРОБ, также опубликованная в эксклюзивном сборнике для сети Internet) предложил комедию «На донышке», драмы «Не верь, не бойся, не проси» и «Иосиф прекрасный». Для 5-го сборника альманаха подготовил три небольших комедии под общим названием «Три песни о Родине».

То есть, ДЕВЯТЬ ИЗ ДВЕНАДЦАТИ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В АЛЬМАНАХЕ ПЕТЕРБУРГСКИХ АВТОРОВ СЕГОДНЯ (В 2000-м ГОДУ) ПИШУТ КОМЕДИИ! А это значит, что после того, как закончится Апокалипсис «в отдельно взятой стране», жить нам с вами видимо будет немного веселее! Потому, что в современной Америке, например, большинство исполняемых в театрах пьес – вышли из-под пера современных драматургов. Их количество в репертуаре колеблется по разным оценкам от 30 до 80%% – видимо, среднего американца очень интересует сегодняшний день. А еще больше завтрашний, который у них, в Америке, связан с сегодняшним. Хотелось бы надеяться, что так случится и у нас.

В заключение хотелось бы сказать еще вот о чем: каждый из нас с детства знаком со Злом. Причем в совершенно разных его формах. И к злу принято относится негативно. Хотя можно вспомнить В. Гете, а за ним и М. Булгакова: «Я – часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо» Или другое: «Ты должен сделать Добро из Зла, потому что больше его делать не из чего» (Роберт Пенн Уоррен «Вся королевская рать»). Из чего следует, что так же, как Тьма и Свет формируют объем, Зло – необходимый ингредиент во многих жизненных процессах. И сегодняшнее Зло – время, преломившееся в источниках массовой информации – на самом деле изо всех сил работает на современную русскую литературу: в их темном свете она начинает приобретать настоящий объем. В особенности на бескрайних просторах нынешнего российского безвременья.

Андрей Зинчук