Мария Берггольц
Посвящаю
Альфреду Шнитке
НОВЕЛЛЫ
ДЛЯ БАЛЕТА
романтический
триптих
Удивителен
и всеобъемлющ мир балета.
Ибо танцует все: танцуют
облака и луч света в
фонтане, танцуют сказочные
и несуществующие
персонажи. Танцуют на
равных с людьми их чувства,
помыслы и... вещи! Так, в
балет-фантасмагорию по
гоголевской
"Женитьбе" были мною
включены и мастерски
воплощены балетмейстером
Н. Н. Боярчиковым
персонажи: диван - друг
Подколесина (тройка
танцовщиков), дверь и
другие. (Сезон 1986-87 годов,
композитор А. Журбин).
В
публикуемых новеллах для
балета танцуют понятия:
Одиночество, Страсть,
Мечта. Они облечены в
образы птиц, цветов, но
возможны и прямые их
воплощения.
Эти
новеллы посвящены мною
светлой памяти
удивительного Альфреда
Шнитке. В пору их написания
было наше творческое
общение. Но тогда театры,
понимая его гениальность,
не нашли еще метода работы
с ним, импровизатором. С
Альфредом не заключали
договоров, а он нуждался
тогда, у него трагически
болела мать. Он сказал мне
о новеллах: "в них есть
все для композитора,
балетмейстера и художника.
Я непременно вернусь к
ним". Он сочинял тогда
фрагмент музыки для фильма
"Фуэтэ", где я
снималась и
присутствовала раз на
просмотре отенятого
материала, к которому
старались приспособить
его музыку. А Шнитке
мучительно пытался
объяснить то, что
необъяснимо для художника
другого, чем он, толка... Его
смерть на чужбине поразила
меня. Я вспомнила о
новеллах, которые могут
быть воплощены кем-то... Или
они останутся для людей,
которые видят, что в нашей
"обыкновенной" жизни
все же "... стихами летают
стаи птиц"...
I.
СЕРАЯ ЦАПЛЯ
Танцуют:
ЦАПЛЯ
(Одиночество)
БОЛОТНЫЙ
ОГОНЕК (Мечта)
САМЕЦ-ЦАПЛЯ
(Страсть)
СТАЯ
БОЛОТНЫХ ПТИЦ (Ансамбль:
сопровождает
кордебалет)
"Болото
- глубокая впадина
огромного ока
земли...
Он плакал так долго,
что в слезах изошло
его око
и глубокой травой
поросло..."
"Я люблю эту
вечность болот,
никогда не иссякнет
их мощь..."
Александр
Блок
Бескрайность
болот... Зеленоватое небо -
сквозь тонкую решетку
ветвей тростниково-тонких
березок, огромных
прозрачных хвощей...
Бархатистые кочки,
мохнатые цветы... Где-то
молится Болотный Попик.
Горизонтом, почти
силуэтом, проходит Стая
Болотных Птиц...
Среди
болота стоит одинокая
СЕРАЯ ЦАПЛЯ. Она - как
живое, уродливо-изящное
изваяние Тоски,
Одиночества... Взгляд ее
устремлен в небытие, одна
нога поджата, крылья
застыли в изломе, гибкая
шея лежит на плече...
Звучит
музыка Заката (перемена
света). Появляется СТАЯ
ПТИЦ. Они танцуют: все не
унисонно: каждая
"вступает когда
хочет" и "делает что
хочет" - общая
музыкальность. Танец весь
на переступаниях:
переступают, переступают...
Касаются концами пальцев
(крыл), сплетают шеи...
Спаривание почти
ритуальное, безличное,
общее... ЦАПЛЯ не
втягивается в это:
переступила раз, два,
повела крылом и вновь
замерла.
Танец-ритуал
уходит вместе с музыкой и
светом заката.
Ночь на
болоте. Только, слабо
покачиваясь, светит
серебристый факел тела
ЦАПЛИ.
Появляется
БОЛОТНЫЙ ОГОНЕК. Из
вечерней прелести, из
страшноватой мглы - он
летает, причудливо пляшет
(светит) - сам по себе, он -
Мечта...
Скользнул
по ЦАПЛЕ... Убегает, манит...
ЦАПЛЯ одна следит за ним.
И вдруг
ОГОНЕК сверкнул и
пародийно передразнил ее.
И тут же обратился в диво:
как если бы она сама стала
лучше самой себя!..
ЦАПЛЯ
вздрогнула, пошла на огонь
- изящна и нелепа...
БОЛЬШОЙ
ДУЭТ ЦАПЛИ С БОЛОТНЫМИ
ОГОНЬКОМ.
Сначала это
танец-игра, и она
втягивается в игру. Но все
больше игра делается
волшебством, как мечта
раскрывает нам самих себя:
"Так вот я какая?!"
БОЛОТНЫЙ
ОГОНЬ то неуловим, то
страшновато-близок...
ЦАПЛЯ
делается все прекрасней.
Теперь уже
она дразнит ОГОНЬ, он ищет
ее взгляда, ее
прикосновения...
А вот они,
как дети, - взявшись за
руки, бегут догонять
заходящее светило!
И снова...
"То же дерзновенье и та
же темная струя...
Не таково ли
вдохновенье и
человеческого Я?.."
Это - особая
близость, любовь и не
любовь (поэтому ЦАПЛЮ и
ОГОНЬ могут танцевать
однополые исполнители).
Вершина
танца - это ВДОХНОВЕНИЕ,
когда в полете, в
единственном веселии духа
- прекрасно все в момент
воплощения: цапля это,
человек или дерево!
И на самом
взлете поэтической силы,
на вершине красоты видит
ЦАПЛЮ угрюмый и прекрасный
САМЕЦ, и он перехватывает
ее в этом полете!
И она идет
на это, сливая полет души
со страстью.
ДУЭТ ЦАПЛИ И
САМЦА.
Оторванный
от ЦАПЛИ БОЛОТНЫЙ ОГОНЬ
исчезает - легко и бесшумно
- как возник.
Это
короткий и трагический
дуэт: САМЕЦ (Страсть) -
жаден и беспощаден - в
желании своем, почти зол:
Но
что нам делать с
розовой зарей,
Над холодеющими
небесами,
Где тишина и
неземной покой
Что делать нам с
бессмертными
стихами?
Ни съесть, ни выпить,
ни поцеловать.
Н.
Гумилев
А она,
счастливая - не замечает,
что он сейчас подомнет,
поглотит ее!..
Но вот
мелькнул, пробежал
БОЛОТНЫЙ ОГОНЕК (Мечта,
Душа, Вдохновение!)...
И еще в
объятиях САМЦА, взнесенная
его сильными руками, ЦАПЛЯ
вся обратилась к ОГНЮ (к
себе?)...
Она
отрывается от САМЦА, она
летит к БОЛОТНОМУ ОГНЮ, но
мечта не терпит измены:
легкий, насмешливый,
грустный, едва касаясь ее -
кружится, летит,
кувыркается что-то милое,
знакомое и чуждое...
Неодолимое, как
воспоминание детства,
нежное и страшноватое - как
она сама и - больше чем она
сама...
САМЕЦ
пытается снова вовлечь ее
в их страстный дуэт, но нет
- она уходит и леденеет в
его объятьях, она
захвачена другой, высшей
поэтической страстью...
САМЕЦ в
ярости пытается отогнать
это наваждение - БОЛОТНЫЙ
ОГОНЕК, - а тот не боится
его, как птица Глупыш (из
северного края непуганых
птиц) - доверчиво кладет
голову на его плечо. (Как
обрадовалась эта нелепая
ЦАПЛЯ!)
Ну, раз так,
САМЕЦ пробует
приспособить Мечту к
"делу": служи мне!
Из этого
сразу ничего не выходит:
ОГОНЕК просто не понимает -
чего от него хотят!
А ЦАПЛЯ все
ищет его...
Тогда САМЕЦ
в дикой ревности, особой:
так ревнуют к таланту, к
жизни духа - которой не
обладает тот, кто ревнует...
Он настигает ОГОНЬ,
бросается... Подмял его!..
Еще секунду
трепещет хрупкое тело -
мгновенная спазма: борьба
Страсти и Мечты.
И Мечта
подавлена, ОГОНЬ угас.
Долю
мгновения и САМЕЦ как бы
мертв... Нет, он встал, он
торжествует!
Вот теперь
он овладеет ЦАПЛЕЙ! Но где
же то прекрасное
существо?.. Ее душа - мертва.
Она не видит и не слышит
его... Где же ОГОНЬ? - Горько,
нелепо ковыляет она -
кругами, кругами... Где
Мечта, где Душа, где
Любовь?.. Где ВСЕ?
Круги все
уже, движения все
изломанней...
Почти в
страхе, но и в ярости, САМЕЦ
- он молит ее, он ищет то,
что нельзя уже найти...
Появляется
СТАЯ ПТИЦ (вместе с музыкой
Рассвета) - Силуэтный их
ход - нескончаемого,
усталого ритуала -
безличных церемонных
сближений - вовлекает и
уводит САМЦА.
ЦАПЛЯ
застывает в одиночестве, в
отчужденности от ВСЕГО
МИРА...
II.
ОРХИДЕЯ И ВЕТЕР
Танцуют:
ОРХИДЕЯ
(Солистка)
ВЕТЕР
(Солист)
В
сопровождении АНСАМБЛЯ
ОРХИДЕЙ
Лето, Зной. В
тени огромной ветки, у края
болотной поляны - русские
Орхидеи (так называемые
"НОЧНЫЕ ФИАЛКИ").
Восковые,
монашески-строгие.
Они едва
колышатся, бессильные от
зноя, таинственные в своей
слабости...
Заходит
солнце, с последними
красками заката - влетает
ВЕТЕР.
ВЕТЕР молод,
бездумен, рад своей силе -
почти груб... Он
стремительно нарушил
строй цветов, грубо
срывает лучшую из них -
богиню-Орхидею.
Кажется, что
все они и она - в его
веселой и грубой власти!..
Но вот. -
всходит луна: время
благоухания - власти
НОЧНЫХ ФИАЛОК - пьян,
пленителен их аромат...
Из монахинь
они обращаются в
чувственных, вкрадчивых
ведьм.
ДУЭТ
ОРХИДЕИ-БОГИНИ и ВЕТРА в
сопровождении
кордебалета. (Весь танец -
это колдовство их аромата).
ВЕТЕР,
насыщаемый их
страшноватой прелестью -
уже не летит, он тяжелеет,
он уже льнет к земле, он сам
уже - тягостно сладкий
запах... ОРХИДЕЯ-БОГИНЯ
властвует над ним, она -
почти паук,
удушливо-прекрасна...
ВЕТЕР
пленен и подавлен, почти
ползает... Нет сил...
Но
наступает рассвет... Снова -
строгий строй
ОРХИДЕЙ-МОНАШЕК, и БОГИНЯ
слилась с ними...
Готовый
угаснуть, печальный и
покорный, - ВЕТЕР
прощальным и нежным жестом
касается строгого строя...
И в ответ на нежность
раздается струнный
стройный звук!.. (Лютни?) и
ОРХИДЕЯ-БОГИНЯ
протягивает ему спокойные
исцеляющие пальцы... Он
прощен!
Он оживает -
по-новому легкий.
ДУЭТ:
УТРЕННИЙ ВЕТЕР И ОРХИДЕЯ
(дуэт согласия).
Прекрасное
не берут силой: оно
отомстит, оно идет на зов
души.
Хореографию
Орхидей надо искать в
скульптуре этих
удивительных цветов всех
видов. (Книга
"Орхидеи" - издания на
английском и немецком
языках.)
III.
СВЕЧИ, НОЧНЫЕ БАБОЧКИ И
СЛУЖКА
Танцуют:
СВЕЧИ
(Мужской балет) -
Кордебалет
Двойки-Канделябры
Тройка-Паникадило
НОЧНЫЕ
БАБОЧКИ (женский балет)
БАБОЧКА-МАХАОН
(Солистка или Солист) -
"Ночной павлиний
глаз"
СЛУЖКА
(Солист)
Часть
католического храма.
Огромное окно-витраж.
СЛУЖКА делает
приготовления к
богослужению: расставляет
и зажигает СВЕЧИ (Парад
Свечей) - Шествие,
отдельные номера. СВЕЧИ
торжественны -
прозрачно-красные с
бронзой. В -музыке - орган.
Все в высшей степени
благопристойно. СВЕЧИ
властвуют.
Ветер
приоткрыл створку окна.
Влетает рой НОЧНЫХ
БАБОЧЕК.
Они
бросаются на огонь СВЕЧЕЙ!
СВЕЧИ
шокированы - они не хотят...
СЛУЖКА - в ужасе...
Но трепет
БАБОЧЕК смутил, сбил
чопорность СВЕЧЕЙ: они уже
хотят, хотят!..
Отчаянный
канкан БАБОЧЕК. Общий
танец: СВЕЧИ и БАБОЧКИ - к
ужасу СЛУЖКИ - все идет в
полной непристойности...
В отчаяньи
СЛУЖКА срывает с себя
одежду и пытается изгнать
проклятых
обольстительниц...
Нечаянно задевает один из
Канделябров - тот падает
и... вспыхивает ковер!
(Свет).
БАБОЧКА в
мгновение превращаются в
пачку черного, хрупкого,
нежного ПЕПЛА, который
сквозняком выносит в окно.
Пожар
потушен, но СВЕЧИ начали
таять, обмякать... Вместо
стройной
благопристойности -
томное, мягкое
коловращение... СЛУЖКА
пытается выправить
положение, придать СВЕЧАМ
прежнюю стойкость, - но
тщетно! От усталости он и
сам начинает обмякать и
выкручиваться. Он в копоти
и полугол...
Но тут в
окно влетает великолепная,
сильная и агрессивная
(почти со звуком
сказочного самолетика!) -
НОЧНАЯ БАБОЧКА -
"ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ"!
СЛУЖКА
ошалел от ее великолепия:
уж до СВЕЧЕЙ ли тут?
ДУЭТ СЛУЖКИ
и БАБОЧКИ-ПАВЛИНЬЕГО
ГЛАЗА.
Они
уносятся в окно-витраж!..
А СВЕЧИ
продолжают свое
грустно-сладостное
кишение - сливаясь в
красно-золотую розу...
|