Мария Берггольц

Посвящаю Альфреду Шнитке

НОВЕЛЛЫ ДЛЯ БАЛЕТА

романтический триптих

Удивителен и всеобъемлющ мир балета. Ибо танцует все: танцуют облака и луч света в фонтане, танцуют сказочные и несуществующие персонажи. Танцуют на равных с людьми их чувства, помыслы и... вещи! Так, в балет-фантасмагорию по гоголевской "Женитьбе" были мною включены и мастерски воплощены балетмейстером Н. Н. Боярчиковым персонажи: диван - друг Подколесина (тройка танцовщиков), дверь и другие. (Сезон 1986-87 годов, композитор А. Журбин).

В публикуемых новеллах для балета танцуют понятия: Одиночество, Страсть, Мечта. Они облечены в образы птиц, цветов, но возможны и прямые их воплощения.

Эти новеллы посвящены мною светлой памяти удивительного Альфреда Шнитке. В пору их написания было наше творческое общение. Но тогда театры, понимая его гениальность, не нашли еще метода работы с ним, импровизатором. С Альфредом не заключали договоров, а он нуждался тогда, у него трагически болела мать. Он сказал мне о новеллах: "в них есть все для композитора, балетмейстера и художника. Я непременно вернусь к ним". Он сочинял тогда фрагмент музыки для фильма "Фуэтэ", где я снималась и присутствовала раз на просмотре отенятого материала, к которому старались приспособить его музыку. А Шнитке мучительно пытался объяснить то, что необъяснимо для художника другого, чем он, толка... Его смерть на чужбине поразила меня. Я вспомнила о новеллах, которые могут быть воплощены кем-то... Или они останутся для людей, которые видят, что в нашей "обыкновенной" жизни все же "... стихами летают стаи птиц"...

 

I. СЕРАЯ ЦАПЛЯ

Танцуют:

ЦАПЛЯ (Одиночество)

БОЛОТНЫЙ ОГОНЕК (Мечта)

САМЕЦ-ЦАПЛЯ (Страсть)

СТАЯ БОЛОТНЫХ ПТИЦ (Ансамбль: сопровождает кордебалет)

"Болото - глубокая впадина
огромного ока земли...
Он плакал так долго,
что в слезах изошло его око
и глубокой травой поросло..."
"Я люблю эту вечность болот,
никогда не иссякнет их мощь..."

Александр Блок

Бескрайность болот... Зеленоватое небо - сквозь тонкую решетку ветвей тростниково-тонких березок, огромных прозрачных хвощей... Бархатистые кочки, мохнатые цветы... Где-то молится Болотный Попик. Горизонтом, почти силуэтом, проходит Стая Болотных Птиц...

Среди болота стоит одинокая СЕРАЯ ЦАПЛЯ. Она - как живое, уродливо-изящное изваяние Тоски, Одиночества... Взгляд ее устремлен в небытие, одна нога поджата, крылья застыли в изломе, гибкая шея лежит на плече...

Звучит музыка Заката (перемена света). Появляется СТАЯ ПТИЦ. Они танцуют: все не унисонно: каждая "вступает когда хочет" и "делает что хочет" - общая музыкальность. Танец весь на переступаниях: переступают, переступают... Касаются концами пальцев (крыл), сплетают шеи... Спаривание почти ритуальное, безличное, общее... ЦАПЛЯ не втягивается в это: переступила раз, два, повела крылом и вновь замерла.

Танец-ритуал уходит вместе с музыкой и светом заката.

Ночь на болоте. Только, слабо покачиваясь, светит серебристый факел тела ЦАПЛИ.

Появляется БОЛОТНЫЙ ОГОНЕК. Из вечерней прелести, из страшноватой мглы - он летает, причудливо пляшет (светит) - сам по себе, он - Мечта...

Скользнул по ЦАПЛЕ... Убегает, манит... ЦАПЛЯ одна следит за ним.

И вдруг ОГОНЕК сверкнул и пародийно передразнил ее. И тут же обратился в диво: как если бы она сама стала лучше самой себя!..

ЦАПЛЯ вздрогнула, пошла на огонь - изящна и нелепа...

БОЛЬШОЙ ДУЭТ ЦАПЛИ С БОЛОТНЫМИ ОГОНЬКОМ.

Сначала это танец-игра, и она втягивается в игру. Но все больше игра делается волшебством, как мечта раскрывает нам самих себя: "Так вот я какая?!"

БОЛОТНЫЙ ОГОНЬ то неуловим, то страшновато-близок...

ЦАПЛЯ делается все прекрасней.

Теперь уже она дразнит ОГОНЬ, он ищет ее взгляда, ее прикосновения...

А вот они, как дети, - взявшись за руки, бегут догонять заходящее светило!

И снова... "То же дерзновенье и та же темная струя...

Не таково ли вдохновенье и человеческого Я?.."

Это - особая близость, любовь и не любовь (поэтому ЦАПЛЮ и ОГОНЬ могут танцевать однополые исполнители).

Вершина танца - это ВДОХНОВЕНИЕ, когда в полете, в единственном веселии духа - прекрасно все в момент воплощения: цапля это, человек или дерево!

И на самом взлете поэтической силы, на вершине красоты видит ЦАПЛЮ угрюмый и прекрасный САМЕЦ, и он перехватывает ее в этом полете!

И она идет на это, сливая полет души со страстью.

ДУЭТ ЦАПЛИ И САМЦА.

Оторванный от ЦАПЛИ БОЛОТНЫЙ ОГОНЬ исчезает - легко и бесшумно - как возник.

Это короткий и трагический дуэт: САМЕЦ (Страсть) - жаден и беспощаден - в желании своем, почти зол:

Но что нам делать с розовой зарей,
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Н. Гумилев

А она, счастливая - не замечает, что он сейчас подомнет, поглотит ее!..

Но вот мелькнул, пробежал БОЛОТНЫЙ ОГОНЕК (Мечта, Душа, Вдохновение!)...

И еще в объятиях САМЦА, взнесенная его сильными руками, ЦАПЛЯ вся обратилась к ОГНЮ (к себе?)...

Она отрывается от САМЦА, она летит к БОЛОТНОМУ ОГНЮ, но мечта не терпит измены: легкий, насмешливый, грустный, едва касаясь ее - кружится, летит, кувыркается что-то милое, знакомое и чуждое... Неодолимое, как воспоминание детства, нежное и страшноватое - как она сама и - больше чем она сама...

САМЕЦ пытается снова вовлечь ее в их страстный дуэт, но нет - она уходит и леденеет в его объятьях, она захвачена другой, высшей поэтической страстью...

САМЕЦ в ярости пытается отогнать это наваждение - БОЛОТНЫЙ ОГОНЕК, - а тот не боится его, как птица Глупыш (из северного края непуганых птиц) - доверчиво кладет голову на его плечо. (Как обрадовалась эта нелепая ЦАПЛЯ!)

Ну, раз так, САМЕЦ пробует приспособить Мечту к "делу": служи мне!

Из этого сразу ничего не выходит: ОГОНЕК просто не понимает - чего от него хотят!

А ЦАПЛЯ все ищет его...

Тогда САМЕЦ в дикой ревности, особой: так ревнуют к таланту, к жизни духа - которой не обладает тот, кто ревнует... Он настигает ОГОНЬ, бросается... Подмял его!..

Еще секунду трепещет хрупкое тело - мгновенная спазма: борьба Страсти и Мечты.

И Мечта подавлена, ОГОНЬ угас.

Долю мгновения и САМЕЦ как бы мертв... Нет, он встал, он торжествует!

Вот теперь он овладеет ЦАПЛЕЙ! Но где же то прекрасное существо?.. Ее душа - мертва. Она не видит и не слышит его... Где же ОГОНЬ? - Горько, нелепо ковыляет она - кругами, кругами... Где Мечта, где Душа, где Любовь?.. Где ВСЕ?

Круги все уже, движения все изломанней...

Почти в страхе, но и в ярости, САМЕЦ - он молит ее, он ищет то, что нельзя уже найти...

Появляется СТАЯ ПТИЦ (вместе с музыкой Рассвета) - Силуэтный их ход - нескончаемого, усталого ритуала - безличных церемонных сближений - вовлекает и уводит САМЦА.

ЦАПЛЯ застывает в одиночестве, в отчужденности от ВСЕГО МИРА...

 

II. ОРХИДЕЯ И ВЕТЕР

Танцуют:

ОРХИДЕЯ (Солистка)

ВЕТЕР (Солист)

В сопровождении АНСАМБЛЯ ОРХИДЕЙ

Лето, Зной. В тени огромной ветки, у края болотной поляны - русские Орхидеи (так называемые "НОЧНЫЕ ФИАЛКИ"). Восковые, монашески-строгие.

Они едва колышатся, бессильные от зноя, таинственные в своей слабости...

Заходит солнце, с последними красками заката - влетает ВЕТЕР.

ВЕТЕР молод, бездумен, рад своей силе - почти груб... Он стремительно нарушил строй цветов, грубо срывает лучшую из них - богиню-Орхидею.

Кажется, что все они и она - в его веселой и грубой власти!..

Но вот. - всходит луна: время благоухания - власти НОЧНЫХ ФИАЛОК - пьян, пленителен их аромат...

Из монахинь они обращаются в чувственных, вкрадчивых ведьм.

ДУЭТ ОРХИДЕИ-БОГИНИ и ВЕТРА в сопровождении кордебалета. (Весь танец - это колдовство их аромата).

ВЕТЕР, насыщаемый их страшноватой прелестью - уже не летит, он тяжелеет, он уже льнет к земле, он сам уже - тягостно сладкий запах... ОРХИДЕЯ-БОГИНЯ властвует над ним, она - почти паук, удушливо-прекрасна...

ВЕТЕР пленен и подавлен, почти ползает... Нет сил...

Но наступает рассвет... Снова - строгий строй ОРХИДЕЙ-МОНАШЕК, и БОГИНЯ слилась с ними...

Готовый угаснуть, печальный и покорный, - ВЕТЕР прощальным и нежным жестом касается строгого строя... И в ответ на нежность раздается струнный стройный звук!.. (Лютни?) и ОРХИДЕЯ-БОГИНЯ протягивает ему спокойные исцеляющие пальцы... Он прощен!

Он оживает - по-новому легкий.

ДУЭТ: УТРЕННИЙ ВЕТЕР И ОРХИДЕЯ (дуэт согласия).

Прекрасное не берут силой: оно отомстит, оно идет на зов души.

Хореографию Орхидей надо искать в скульптуре этих удивительных цветов всех видов. (Книга "Орхидеи" - издания на английском и немецком языках.)

 

III. СВЕЧИ, НОЧНЫЕ БАБОЧКИ И СЛУЖКА

Танцуют:

СВЕЧИ (Мужской балет) - Кордебалет

Двойки-Канделябры

Тройка-Паникадило

НОЧНЫЕ БАБОЧКИ (женский балет)

БАБОЧКА-МАХАОН (Солистка или Солист) - "Ночной павлиний глаз"

СЛУЖКА (Солист)

Часть католического храма. Огромное окно-витраж. СЛУЖКА делает приготовления к богослужению: расставляет и зажигает СВЕЧИ (Парад Свечей) - Шествие, отдельные номера. СВЕЧИ торжественны - прозрачно-красные с бронзой. В -музыке - орган. Все в высшей степени благопристойно. СВЕЧИ властвуют.

Ветер приоткрыл створку окна. Влетает рой НОЧНЫХ БАБОЧЕК.

Они бросаются на огонь СВЕЧЕЙ!

СВЕЧИ шокированы - они не хотят... СЛУЖКА - в ужасе...

Но трепет БАБОЧЕК смутил, сбил чопорность СВЕЧЕЙ: они уже хотят, хотят!..

Отчаянный канкан БАБОЧЕК. Общий танец: СВЕЧИ и БАБОЧКИ - к ужасу СЛУЖКИ - все идет в полной непристойности...

В отчаяньи СЛУЖКА срывает с себя одежду и пытается изгнать проклятых обольстительниц... Нечаянно задевает один из Канделябров - тот падает и... вспыхивает ковер! (Свет).

БАБОЧКА в мгновение превращаются в пачку черного, хрупкого, нежного ПЕПЛА, который сквозняком выносит в окно.

Пожар потушен, но СВЕЧИ начали таять, обмякать... Вместо стройной благопристойности - томное, мягкое коловращение... СЛУЖКА пытается выправить положение, придать СВЕЧАМ прежнюю стойкость, - но тщетно! От усталости он и сам начинает обмякать и выкручиваться. Он в копоти и полугол...

Но тут в окно влетает великолепная, сильная и агрессивная (почти со звуком сказочного самолетика!) - НОЧНАЯ БАБОЧКА - "ПАВЛИНИЙ ГЛАЗ"!

СЛУЖКА ошалел от ее великолепия: уж до СВЕЧЕЙ ли тут?

ДУЭТ СЛУЖКИ и БАБОЧКИ-ПАВЛИНЬЕГО ГЛАЗА.

Они уносятся в окно-витраж!..

А СВЕЧИ продолжают свое грустно-сладостное кишение - сливаясь в красно-золотую розу...