Анкета "БС"

1. Чем вам запомнился 1999 год?

2. На что надеетесь в 2000 году?

3. Что радует и что огорчает в нашей театральной жизни?

 

Елена Попова, народная артистка России (БДТ):

1. Потрясающе теплым длинным летом. Такое количество солнечных дней для нас, северян, - подарок. Когда столько солнца - очень хочется жить.

2. Как большинство людей, я надеюсь "на лучшее". Молю Бога о меньших потрясениях для нашей страны, о жизни для моей 82-летней мамы, перед которой я всегда в долгу. Конечно, надеюсь на встречу с Григорием Дитятковским в его новом спектакле. Надеюсь, что в театре, как и в жизни, появится возможность говорить не только о пороках и зле, но и о Любви, Доброте, Надежде, о светлом, очищающем душу страдании.

3. Радует, что зритель снова хочет ходить в театр, радует, что есть талантливая молодежь и в режиссуре, и в актерской среде. Огорчает вечное: произвол режиссуры, безвкусие театральных приемов, поверхностное представление о классике, лишенное подлинного проникновения в ткань драматургии, в мир тех людей, которых так любишь. Но, может быть, цинизм - знак времени, которое не выбирают?..

 

Игорь Волков, артист Александринского театра:

1. Гастроли в Костроме.

2. Надеюсь на гастроли в Севастополе.

3. Радует, что стали появляться хорошие спектакли. Огорчает, что в этих спектаклях не занят.

 

Роман Малкин, директор МДТ - Театра Европы:

1. Получением премии "Золотая маска" за спектакль "Зимняя сказка".

2. Надеюсь на серьезные изменения в отношении Правительства к культуре вообще и к театру в частности.

3. Радуют хорошие спектакли. Огорчают - серые.

 

Ольга Дазиденко, помощник режиссера (МДТ - Театр Европы):

1. Спектакль "P. S." в Александринском театре, особенно, актерская работа Алексея Девотченко.

2. Надеюсь, что в будущем году будет больше интересных режиссерских и актерских работ.

3. Радует, что в Петербурге проводятся интересные театральные фестивали. Хотелось бы, чтобы было больше просмотров новых работ для театральных работников, считаю, что это необходимо с профессиональной точки зрения.

 

Александр Белинский, художественный руководитель Театра музыкальной комедии:

1. Лучшие спектакли прошлого сезона: "P. S." в Александринке, "Семен Котко" в Мариинском театре и "Я другой такой страны не знаю" в Музкомедии.

Лучшие актрисы: Елена Забродина, Елена Руфанова, Евгения Игумнова и, в первую очередь, - Анна Нетребко!

Актеры: Константин Хабенский и Кирилл Ульянов.

2. Жду полной смены руководства Театральной академии на Моховой.

3. Беспокоит многое в нравственном аспекте театральной жизни. Ей не хватает вдохновения, зато прагматизма более чем достаточно. Огорчает резкое снижение уровня актерского мастерства. Радует появление новых режиссерских имен.

 

Юрий Александров, художественный руководитель театра "Санкт-Петербург опера":

1. Считаю событием 1999 года "Золотую маску" в номинации "Лучший оперный спектакль России", полученную нашим театром. Работы Анны Нетребко в "Свадьбе Фигаро" и Геннадия Беззубенкова в "Семене Котко".

2. Надеюсь, что у нас будет возможность играть свои спектакли в России и видеть лучшие спектакли России, а не сборную халтуру.

3. Огорчает необъективность. Пример - "Золотые софиты". Радует репертуарная политика Мариинского театра.

 

Владислав Пази, художественный руководитель Театра Ленсовета:

1. Грандиозными манипуляциями массовым сознанием в мировом масштабе.

2. На лучшее.

3. Радует особый путь питерской режиссуры, чуждый московским фейерверкам и золотым дождям. Огорчает стираемость индивидуальностей театральных трупп.

 

Борис Соколов, народный артист России (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской):

1. Запомнился тем, что поездкой в Израиль со спектаклем "Мизери" антреприза "Аполлон" поломала стереотипы российского театрального присутствия в этой стране.

2. Надеюсь на то, что после всех выборов жизнь наша станет спокойнее и мы сможем поездить по России, показать наши спектакли там, где мы их раньше часто показывали.

3. Радует то, что в Питере сейчас самый мощный отряд молодой режиссуры. Огорчает же то, что театры живут, как в XVIII веке, театральная система громоздка и неповоротлива, администрация рассчитывает на государство и не умеет зарабатывать деньги.

 

Кирилл Датешидзе, актер Театра комедии, режиссер:

1. Запомнился спектаклем "Касатка" в Молодежном театре на Фонтанке и "Макбетом" Някрошюса.

2. Надеюсь на перемены в руководстве Театра комедии.

3. Радует приход в Театр Ленсовета Владислава Пази. Человека, который никому не указал на дверь, всех занял и дает работать другим режиссерам. Огорчает то, что нет альтернативной актерской прессы, которая давала бы оценки спектаклям сезона. Тогда, возможно, результаты "Софитов" были бы немного другими.

 

Александр Гетман, художественный руководитель Театра на Литейном:

1. Событием года считаю "Лес" в нашем театре - актерские работы Татьяны Ткач, Александра Баргмана, Алексея Девотченко. И статью Татьяны Москвиной о "Лесе".

2. Надеюсь, что нам удастся выжить в ситуации безденежья и инерции.

3. Огорчает отсутствие разнообразия. И гибкости театральных структур. Огорчает и публика, жаждущая только развлечения. Радует, что у нас есть режиссура, не стремящаяся к коммерческому результату.

 

Григорий Дитятковский, режиссер:

1. Год запомнится режиссерской работой Александра Галибина - "Вера, Надежда, Любовь" (Театр на Литейном) и сценографией Эмиля Капелюша к "Буре" в Театре им. Комиссаржевской.

2. Надеюсь на установление художественной диктатуры!

3. В театральной жизни Петербурга не хватает событий. Не может не огорчать уход из жизни людей, которые во многом определяли театральный облик города и память о которых еще жива. Театральный облик города нынче определяет растущая дезориентация в представлениях о профессии.

Радует рост интереса к театру зрителей.

 

Владимир Ветрогонов, режиссер и педагог:

1. Год запомнится мне "Лесом" в Театре на Литейном и блестящей работой Сергея Бызгу в роли Скапена (Молодежный театр).

2. В основе репертуарного театра с постоянной труппой, являющегося государственной собственностью, должен стоять подлинно художественный, а не административный лидер. В противном случае художественный уровень неуклонно снижается. Приглашение же разовых мастеров - только фасад, который скрывает внутренний распад и отсутствие процесса художественного строительства театра-дома (основной формы существования российского театра). Надеюсь, что эта модель уцелеет. Как и другие, например, театральная антреприза, которой требуются более широкие возможности. Верю в будущее финансируемых проектов на конкурсной основе. Жду появления театральных антрепренеров уровня Дягилева.

3. С уходом непререкаемого авторитета эпохи Товстоногова появилось много разнообразной хорошей режиссуры, масса идей и направлений. Парадоксально, но этот же факт открыл путь к засилью дилетантизма, авантюризма и делячества в профессии театрального деятеля.

 

Виктор Минков, директор театра "Приют комедианта":

1. В театре вышел спектакль "Собачий вальс", который пробудил интерес к нам и заслужил признание театральной общественности. Состоялся бенефис народной артистки России Ольги Антоновой "Недосягаемая", на который практически невозможно достать билеты. Это не только наш самый аншлаговый спектакль, но и единственный за 13 лет истории "Приюта" - с жесткой декорацией. Спасибо художнику Игорю Иванову!

Незабываемы гастроли театра в Германии и Швейцарии со спектаклем "Она бросает вызов" - с Зинаидой Шарко и Игорем Волковым. Потрясающий прием зрителей!

Год запомнится и 20-летием творческой деятельности Юрия Томошевского.

2. Надеюсь, по-прежнему, на Комитет по культуре. Хочу больше денег. Но не жалуюсь. Надеюсь продолжить генеральную линию театра - приглашать талантливых людей со всего города: режиссеров, актеров, художников - и давать им возможность реализовывать свои планы в нашем "Приюте". Надесь занять в спектаклях молодых актеров нашего театра.

Надеюсь сделать спектакли на наших двух звезд - Зинаиду Шарко и Ольгу Антонову. Они украшают нашу афишу, и я жду их новых работ.

Надеюсь, что сезон будет не менее удачным, чем прошлый.

3. Сначала о грустном. Огромная невосполнимая утрата не только для нашего театра, но и для города - смерть любимого всеми А. С. Демьяненко.

Как директора меня огорчает отсутствие законодательной и налоговой базы для нормальной жизни театра - отсутствие Закона о театре, Закона о меценатстве, местных нормативных актов.

Радует, что так много молодых талантливых режиссеров в нашем городе. Радует повышение зрительского интереса к петербургским театрам и "высокая планка" спектаклей. Радуют успехи, достижения, премии коллег. Искренне аплодирую и поздравляю.

 

Иван Благодер, хормейстер:

1. Событием года считаю " P. S." в Александринском театре. Лучшими актрисами: Татьяну Ткач и Елену Немзер в Театре на Литейном, актерами - Александра Баргмана и Алексея Девотченко.

2. Надеюсь, что в театр придут талантливые режиссеры, способные возглавить их и воплотить задуманное.

3. Радует, что у нас есть некий неповторимый питерский стиль (глубина, строгость, некрикливость) и есть талантливые творцы: режиссеры, артисты, художники, музыканты. Огорчает, что еще много серого, создающего серое.

 

Галина Коваленко, кандидат искусствоведения, доцент Академии театрального искусства:

1. Событием года считаю спектакль Григория Дитятковского "Отец" и актерскую работу в нем Сергея Дрейдена.

3. Возросла интересная когорта режиссеров. За 40-летними - 30-летние: Бутусов, Каргин, Шерешевский, Селин.

Огорчает, что единственная современная западная пьеса на весь город - "Аркадия". Этого очень мало. Огорчает состояние театральной критики. Хотелось бы, чтобы кто-то осмелился произнести в адрес ряда театральных работников: "Тень! Знай свое место!"

 

Екатерина Ефремова, кандидат искусствоведения:

1. Событием года считаю "Пиковую даму" Александра Галибина - Валерия Гергиева в Мариинском театре, а также многочисленные работы в театре Ивана Благодера.

2. Надеюсь, что попытка Александра Гетмана создать "интендантский театр" будет удачной.

3. Обнадеживает создание устойчивых театральных команд, как, например, Эмиль Капелюш - Сергей Грицай - Глеб Фильштинский. Огорчает угасание Большого драматического театра.

 

Леонид Попов, театральный критик:

1. События 1999 года: итоги "Золотой маски" - фактическое признание петербургского театрального первенства; присвоение МДТ титула - Театр Европы; мощный дуплет Григория Козлова - "Лес" и "P. S."; возвращение на питерскую сцену Эры Зиганшиной; апофеоз тупиковости московского пути развития отечественного театра; актерская работа Константина Хабенского в "Калигуле" и т. д. и т. п.

3. Питер стал нечаянным заповедником (в экологическом смысле) для возникновения с последующим распространением на отечественном пространстве того, что составляет подлинную суть театрального искусства. Возникло поле, благоприятствующее как произрастанию новых идей, так и их реализации.