МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ:
"КУЛЬТУРА
ДАНА НАМ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ
ХРАНЕНИЕ"
Эрмитаж -
великий музей, хранилище
сокровищ, главная
достопримечательность
города: Его бесспорная
структурообразующая роль
в "культурном тексте"
Петербурга простирается,
однако, гораздо дальше
пределов собственно
пластических искусств. В
последние годы, с приходом
на пост директора музея
Михаила Борисовича
Пиотровского,
искусствоведа-востоковеда
по образованию и
талантливого, современно
мыслящего менеджера
новейшей формации - по
призванию, Эрмитаж стал
проводить открытую
художественную политику,
превратившись в центр
притяжения самых
разнообразных
художнических интенций. В
чудесном Эрмитажном
театре, одной из жемчужин
гения Кваренги, а также в
залах дворца
осуществляются
интереснейшие музыкальные
проекты. При Эрмитаже
создана Академия музыки,
ориентированная на
организацию и проведение,
прямо скажем,
нетривиальных концертных
программ; свое пятилетие в
прошлом сезоне отметил
Эрмитажный оркестр
"Санкт-Петербург
Камерата" - по общему
мнению, лучший камерный
оркестр города.
Музей
инициирует создание
оперных и балетных
спектаклей, становящихся
затем совместной
интеллектуальной
собственностью Эрмитажа и
театральных коллективов.
Особо отметим в этом ряду
многолетнее
сотрудничество с
Эрмитажным театром труппы
"Санкт-Петербург
Оперы", возглавляемой
режиссером Юрием
Александровым. Специально
создан для сцены
Эрмитажного театра его
"Евгений Онегин", одна
из лучших работ режиссера,
и еще один его спектакль
пушкинского цикла -
"Пиковая дама", опера,
в которой напряжение
взаимопроникающих
культурных слоев времени,
места и художественного
текста достигает особой
остроты: в Эрмитажный
театр ведет как раз тот
сумрачный переход между
Зимним и Эрмитажем, что
нависает над канавкой, где
утопилась бедная Лиза.
Эрмитаж-музей
постепенно и неуклонно
превращается из хранилища
ценностей в живой
культурный организм с
многообразными функциями.
Наряду с Филармонией и
Мариинским театром,
завоевывает статус
довольно мощного
музыкального центра, в
котором бьется живая
мысль, процветают музы и
все еще пульсирует
театральная традиция,
начатая во времена
Екатерины Великой операми
Арайи, Траэтты, Паизиелло и
Сарти. Воспользовавшись
вполне веским поводом -
открытием очередного
концертного сезона
Академии музыки, который
проходит под девизом
"Только Моцарт!" - мы
обратились к директору
Эрмитажа Михаилу
Борисовичу Пиотровскому.
- Какова
общая концепция развития
музея? Каковы перспективы
музея в ХXI веке?
- Мы считаем
необходимым и полезным для
музея сохранять традиции,
выработанные веком XIX - ибо
все течение двадцатого
века, с его, подчас,
катастрофическими
событиями, показало:
лучшее, что у нас есть - это
традиции. Говоря о
катастрофах, я имею в виду
даже не те деструктивные
тенденции, которые
принесли Советы, а
тотальное нашествие
авангарда и авангардизма
на академическое
искусство, во многом
распылившее культурные
ценности прошлого. В наше
время музеи становятся
главными художественными
институтами общества,
отчасти заменяя в этом
качестве даже театр и
литературу.
Именно XIX
век, с его эстетикой и его
правилами, помог сохранить
нам образ музея. Эрмитаж
по-прежнему - это место
уединения души, жаждущей
отдохновения от
навязчивой
действительности.
Проще
говоря - музей дает
возможность человеку
"уйти с улицы", на
время отстраниться от
жестких реалий времени,
погрузиться в мир чистого
созерцания. Это не
означает, что у нас нет
посетителей и каждый
человек -один в пустых
залах музея. Посетителей в
Эрмитаже немало, но
человек здесь получает
особый вид "уединения в
толпе" - активное
уединение.
- В
залах Эрмитажа, среди
картин и статуй, стала все
чаще звучать музыка -
Моцарт, Перголези,
Бетховен. Время от времени
собирает публику на
спектакли и концерты и
Эрмитажный театр. Почему
Эрмитаж решил
развернуться лицом к
академической музыке?
- Мое
глубокое убеждение - в
музее такого ранга, как
Эрмитаж, должен
осуществляться синтез
искусств. Сюда приходят не
только образовываться, но
и просто провести время,
так сказать, культурный
досуг. Для общения с
картинами Эрмитаж
посещает лишь небольшая
часть публики. Многие
приходят погулять,
развлечься, людей
посмотреть, полюбоваться
на вид из окна - он у нас,
кстати, лучший в мире. А по
музею можно и нужно гулять.
То есть,
музей как целостность
рассчитан на самые разные
уровни эстетического
развития и восприятия.
Есть посетители, которых
интересуют картины
знаменитые, есть и те, кто
ищет малоизвестные
картины.
Кроме того,
само название
"Эрмитаж" поначалу
означало не только
комплекс помещений в
небольшом здании,
примыкающем к Зимнему
Дворцу, но и некий образ
придворной жизни, с
событиями и церемониями,
проходившими в этом
здании. Понятие
"Эрмитаж" включало в
себя и прогулку по
картинной галерее, и
концерт в театре, и приемы
в Зимнем Дворце - все это
вместе обнималось
названием "Большие и
Малые Эрмитажи
Екатерины". Так что в
музее генетически
заложено сочетание
статики и динамики,
полилога искусств внутри
выставочного
пространства.
Сообщив
новый импульс развитию
давнишнего театрального
центра мы лишь следуем
традициям Екатерины.
Потому и стараемся вписать
музыку в музейное
пространство,
модернизировав форму
обычного академического
концерта. Конечно, во
многих крупных музеях мира
организуют концерты.
Ближайший пример -
фестиваль "Декабрьские
вечера" в Пушкинском
музее. Но мы подходим к
проблеме бытования музыки
в музее иначе: музыка у нас
звучит в работающем музее.
Люди могут, гуляя по
анфиладам дворца,
завернуть в сторону на
звуки музыки, они могут
заходить в зал и выходить
из него во время
исполнения. Конечно,
поначалу было довольно
сложно преодолеть
предубеждения музыкантов
(да и охраны тоже) - следуя
сложившимся стереотипам,
они стремились впустить
публику в зал, рассадить ее
по креслам и закрыть двери.
Но у музыки внутри музея
другое предназначение, на
первый план здесь
выступает ее прикладная
функция. И не стоит считать
это профанацией - это
явление из того же ряда,
что и прогулка по музею, во
время которой человек
обращает внимание не
только на картины, но и на
мебель, на наборный паркет
пола и лепнину потолка.
Этим-то и отличаются
великие музеи - своей
способностью вписывать в
свое пространство самые
разнообразные артефакты
из области архитектуры ли,
театра или быта. В
восприятии как
изобразительного
искусства, так и музыки
есть разные уровни
"считывания"
смысловых слоев. Можно
слушать Моцарта
благоговейно, в тишине, а
можно ловить ухом
"гуляки праздного"
знакомые мотивы, мимоходом
упиваясь их очарованием. Я
думаю, сам Моцарт не
возражал бы против этого.
- Вы
упомянули времена
Екатерины Великой: при ней,
в частности, процветала
итальянская опера. При
дворе работали знаменитые
итальянцы-капельмейстеры,
они писали музыку самого
разного качества, иногда,
посредственную, а иногда и
почти гениальную, как уже
упоминавшийся Сарти. Мне
известно, что готовится
концертное исполнение
оперы Сарти "Эней в
Лацио", которое
состоится в Эрмитажном
театре. Но, быть может,
настало время создать
полноценный спектакль,
обратившись к
сохранившимся партитурам
многочисленных опер seria и
buffo, писанных для двора
Екатерины?
Известно
же, что к Новому году
Императрица обыкновенно
получала оперную новинку -
так было заведено при
дворе.
- У нас уже
шли фрагменты
исторической драмы,
сочиненной самой
Екатериной и украшенной
музыкой и хорами Сарти. Но
целиком ее пьесы вряд ли
стоит реконструировать -
уж очень они занудные.
Оптимальный
вариант - концертные
исполнения какого-нибудь
"Вещего Олега",
минимум текста и максимум
музыки - что и было
осуществлено. Создавать же
реконструкции опер XVIII
века - не дело музея. Однако
мы с удовольствием
предоставим нашу сцену для
подобных проектов.
-
Недавно решено расширить
площади музея. Как и когда
это будет осуществлено?
- Много лет
музей был обращен к Неве,
вход в него был с
набережной. В перспективе
он должен развернуться к
Дворцовой площади. Мы
открываем вход со стороны
площади, осваиваем
отданное нам левое крыло
Главного штаба, вплоть до
Триумфальной арки. Таким
образом, вся площадь
попадает в зону влияния
музея. Человек, проходя под
аркой, уже вступит в
музейное пространство. Мы
надеемся добиться особого
статуса для Дворцовой
площади: на ней будет
запрещена торговля и
реклама, будут убраны
ларьки и палатки.
Есть планы и
насчет благоустройства
внутреннего двора. Мы
собираемся провести в нем
большой международный
концерт на открытом
воздухе: сценой послужит
терраса и ступени дворца,
публика разместится в
саду. Но для этого нужно
отреставрировать двор,
привести в порядок сквер.
Идут переговоры с
Кшиштофом Пендерецким,
членом Художественного
совета Эрмитажной
Академии музыки (наряду с
Родионом Щедриным, Майей
Плисецкой и Саулюсом
Сондецкисом).
-
Сколько экспонатов музея
выставлено для публичного
обозрения, и сколько
хранится в запасниках?
- Сейчас
музей выставляет примерно
5 процентов своих
коллекций. Обычно в музеях
такого ранга
экспонируется больше - 7-10
процентов. Но после
присоединения здания
Штаба мы сможем показывать
до 20 процентов коллекций -
это амбициозно, я понимаю,
но мы надеемся, нам это
удастся.
- Из
каких источников
складывается
финансирование музея?
- Их три:
государственные дотации,
собственные заработки
(продажа билетов,
организация выставок,
музейный туризм) и помощь
доноров и
благотворительных
организаций. Есть, правда,
и четвертый источник -
почти бесплатный труд
сотрудников Эрмитажа, они
работают за мизерные
деньги. Средняя зарплата в
Эрмитаже около 700 рублей. С
некоторых пор мы продаем
лицензии на право
использования и
воспроизведения
экспонатов музея -
картинок и репродукций в
книгах, узоров с платья и
утвари, на фотографии
интерьеров. Мы разработали
удобные схемы, по которым
легко работать со
спонсорами и
благотворителями. Но сами
никого не ищем специально.
Живем по принципу:
"Никогда не надо
просить. Придут и сами
дадут". Нужно только
создать благоприятную для
спонсорства общественную
атмосферу и держаться до
тех пор, пока к нам ни
обратятся. У нас есть отдел
развития и мы внимательно
работаем над тем, чтобы
наши желания и планы
представали в виде
детально разработанных
проектов. Так нам удалось
установить в залах новое
освещение (дневной свет),
систему вентиляции и
водоотвода.
Мы активно
занимаемся и музейным
туризмом, принимая
специальные группы,
формирующиеся обществами
друзей Эрмитажа за рубежом
- они посещают не только
залы музея, но и запасники,
реставрационные
мастерские. Но, строго
говоря, добывание денег -
не есть задача музея. Когда
же государство начинает
видеть в музее машину для
зарабатывания денег -все
переворачивается с ног на
голову. К культуре нельзя
относиться, как к
источнику дохода.
Наоборот, это государство
обязано содержать
учреждения культуры,
потому что оно получило их
не в наследство, а как бы в
доверительное хранение,
чтобы передать следующим
поколениям, как природу,
как воздух и воду.
Эта позиция
созвучна лозунгу экологов:
"Природа дана нам не для
использования, а для
передачи следующим
поколениям". И если
государство забывает об
этой своей охранительной
функции - значит, нам нужно
напоминать о ней.
Беседу
вела Гюляра Садых-Заде
|