Игорь Ступников

Балет 1999

В январе-феврале несколько молодых танцовщиков Мариинского театра впервые выступили в новых партиях. Татьяна Некипелова танцевала Гюльнару в "Корсаре" (3.01), Андрей Баталов - Солора в "Баядерке" (8.01), его партнершами были Жанна Аюпова (Никия) и Эльвира Тарасова (Гамзатти). 17 января Андрей Корсаков дебютировал как Вацлав в "Бахчисарайском фонтане" с Жанной Аюповой - Марией. Софья Гумерова впервые вышла в балете "Юноша и смерть", ее партнером был Вячеслав Самодуров. 5 февраля Вероники Парт станцевала "Раймонду" в редакции К. Сергеева. В январе Петербург навестил Игорь Зеленский. Он станцевал Зигфрида в "Лебедином озере" с Вероникой Парт и Альберта в "Жизели" со Светланой Захаровой. А затем неожиданно продлил свое пребывание, станцевав ведущие партии в "Дон Кихоте" и "Баядерке" с Ирмой Ниорадзе и Ульяной Лопаткиной - незабываемые вечера.

В этом же месяце труппа отправилась на гастроли в Испанию с тремя балетами Фокина, которые всегда имеют успех у зарубежного зрителя - "Шопениана", "Жар-птица", "Шехерезада".

"Раймонда". Вероника Парт - Раймонда.
Данила Корсунцев - Жан де Бриен.

7 января труппа праздновала 75-летие замечательной танцовщицы и педагога Инны Зубковской. Спектакль "Дон-Кихот" шел в необычном составе: в каждом акте были свои Китри и Базиль, в партии Китри выступили ученицы Инны Зубковской, а ее внук Николай, продолживший традиции знаменитой балетной семьи, впервые исполнил партию Эспады и танцевал блестяще.

Алла Осипенко отпраздновала 45-летие сценической карьеры. В прошлом знаменитая танцовщица Кировского-Мариинского театра, нынче работающая в США, не забывает родной город, иногда дает мастер-классы и в труппе театра, и в Академии им. Вагановой.

Музей театрального и музыкального искусства открыл выставку памяти выдающегося русского балетмейстера Леонида Якобсона (1904-1975). Был показан документальный фильм "Сердце Арлекина", снятый в 1975 году и тогда положенный на полку.

Диана Вишнева впервые выступила в "Жизели", партии, к которой готовилась давно и серьезно. Спектакль имел большой успех. А танец молодой звезды отличался эмоциональной насыщенностью и продуманностью хореографического рисунка.

Канал "Петербург" показал телевизионный фильм "Махар Вазиев и Мариинский балет", в котором директор труппы обстоятельно рассказал о новом поколении танцовщиков - Ульяне Лопаткиной, Диане Вишневой, Софье Гумеровой, Майе Думченко, Светлане Захаровой и Веронике Парт. За последнее время женская гильдия труппы сильно поредела, по разным причинам ее покинули Любовь Кунакова, Татьяна Терехова, Галина Мезенцева. Необходимо было обогатить труппу и сделать это срочно. Молодые таланты пришли, как всегда, из Академии и тотчас получили большой и серьезный репертуар. Когда Вазиева спросили, кто же его самая любимая танцовщица в труппе сегодня, он после паузы ответил:"Моими любимцами являются репетиторы, педагоги, - они основа нашего театра.

1 марта труппа отправилась в Москву, в Кремлевский дворец съездов, где показала свои новые спектакли - балеты Алексея Ратманского "Поцелуй феи", "Средний дуэт" и "Поэму экстаза".

"Баядерка". Светлана Захарова - Никия,
Игорь Зеленский - Солор.

Судя по отзывам московских критиков, которые не очень-то жалуют петербуржцев, гастроли имели большой успех.

В Музее театрального и музыкального искусства состоялся вечер, посвященный выходу альбома фотографий о творчестве Михаила Барышникова. 320 страниц альбома содержат огромный иконографический материал, отражающий весь путь танцовщика - от первых шагов на Мариинской сцене и до его звездных спектаклей на сценах Нью-Йорка, Лондона, Парижа.

В апреле Светлана Захарова впервые исполнила главную партию в балет Баланчина "Симфония до мажор". Захарова танцевала технически безупречно, но по-видимому пребывала в плохом настроении, выражение лица оставалось капризным и надменным.

7 апреля Габриэла Комлева, в прошлом одна из ведущих балерин Кировского театра, а ныне профессор Петербургской консерватории, отметила юбилей. В программу вечера вошли второй акт "Баядерки", а также черно-белые фильмы 70-х годов, в которых Комлева исполнила свой знаменитый номер "Ковбои" (миниатюра Леонида Якобсона), па-де-де из балета "Лауренсия" и "Большое классическое па-де-де" Виктора Гзовского, где ее партнером был незабываемый Юрий Соловьев.

"Золотые маски" за 1998 год были присуждены Валерию Гергиеву (Лучший дирижер года), Светлане Захаровой (Лучшая женская роль) и Борису Эйфману (Лучший хореограф года).

"Легенда о люви". Ульяна Лопаткина -
Мехмене-Бану

Презентация новой книги Веры Красовской "Профили танца" состоялась 19 марта в Академии танца им. Вагановой. Этот огромный опус состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящена видным танцовщикам XX века, особенно интересна глава "Увольнение без разрешения" - о знаменитых беглецах Кировской-Мариинской сцены Рудольфе Нуриеве, Наталье Макаровой и Михаиле Барышникове.

Второй международный фестиваль балета и танца открылся на сцене Театра оперы и балета им. Мусоргского в конце марта и продолжался целый месяц.

Участие в нем приняли представители Японии, США, Голландии, Кипра, Франции.

30 апреля Мариинский театр был переполнен: давали премьеру "Спящей красавицы" Мариуса Петипа в ее оригинальной постановке 1890 года. ТВ и пресса достаточно подготовили публику к этому спектаклю, объяснив по каким причинам оригинальные записи старинного балета оказались в Библиотеке Гарвардского университета. Балет был восстановлен по оригинальным записям одним из ведущих танцовщиков труппы Сергеем Вихаревым, который провел поистине титаническую исследовательскую и репетиторскую работу с танцовщиками труппы, буквально шаг за шагом восстанавливая подлинный текст Мариуса Петипа. Теперь вопрос состоит в том, сохранять ли обе "Спящие красавицы" в репертуаре театра, ведь в 1952 году Константин Сергеев создал свой вариант, который основывался и на его собственном опыте и на воспоминаниях многих артистов балета.

В начале мая труппа Бориса Эйфмана дала возможность критикам и прессе увидеть новый балет "Русский Гамлет" на музыку Бетховена и Малера. Среди присутствовавших на просмотре были Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Что не удивительно: русская премьера балета должна состояться в феврале 2000 года на сцене Большого театра.

"Балет глазами художников" - название выставки, которая открылась в Доме Союза художников в мае. Это редкое слияние работ художников, скульпторов, сценографов и фотографов, которые посвятили большую часть своей творческой жизни балету.

   

Премьера "Спящей красавицы" вызвала огромный отклик в прессе. Некоторым критикам она показалась слишком старой, пропитанной нафталином, другим же - интересным явлением в истории сегодняшнего балета. Вера Красовская писала: "Никакой балет не должен превращаться в мумию, он должен развиваться вместе со временем, отвечая на его запросы и эстетические интересы. Я видела много "Спящих красавиц", начиная с 1925 года, каждая из них была по-своему созвучна пульсу времени. Едва ли стоит возвращаться к старинной пантомиме, она скучна и неинтересна. И вообще: восстанавливать классику нужно очень продуманно, терпеливо, без спешки и не кричать на весь мир: "мы де открыли нового Петипа!"

В конце мая на сцене Мариинского театра появилась новая Джульетта - Юлия Махалина. Едва ли ей стоило приниматься за эту роль: вместо искренней наивной девочки-подростка перед зрителем возникла вполне сформировавшаяся женщина, уверенная в своих чарах и неотразимости.

В июне Марина Вивьен, заведующая музеем Академии русского балета, открыла выставку, посвященную балетной пушкиниане. Она как бы суммировала все то, что было создано на основе пушкинских произведений в балете: "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник", "Сказка о Попе и его работнике Балде","Цыганы", "Пиковая дама", "Царь Борис"...

Фестиваль "Звезды белых ночей", как всегда, был большим событием в жизни города. Труппа Мариинского театра показала несколько спектаклей - "Звезды Мариинки", в котором приняли участие Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова и Игорь Зеленский.

Государственная премия РФ за 1998 год в области искусства была присуждена Валерию Гергиеву и Ульяне Лопаткиной. Этой же премии был удостоен Борис Эйфман за балеты "Карамазовы", "Красная Жизель", "Чайковский" и "Дон Кихот".

Как всегда, выпускные спектакли Академии проходили на сцене Мариинского театра. На этот раз своих учеников представили Инна Зубковская и Елена Евтеева. 32 русских студента получили диплом профессионального танцовщика классического танца. Среди выпускников было 9 иностранцев - из Японии, Финляндии, Кореи и Португалии.

3 июля в возрасте 74 лет скончался художественный руководитель Академии русского балета Игорь Дмитриевич Бельский. Он окончил ЛХУ в 1943 году и почти точас стал ведущим характерным солистом Кировской труппы, создал замечательные роли в балетах Леонида Якобсона, Юрия Григоровича, Константина Сергеева, Бориса Фенстера. Возглавлял ведущие балетные труппы Ленинграда-Петербурга, сам поставил балеты "Ленинградская симфония", "Одиннадцатая Симфония", "Конек Горбунок", "Берег надежды", "Икар". Это был человек неуемной энергии, щедро наделенный умом, юмором. Он великолепно рисовал, всегда быстро откликался на все новое, неординарное и талантливое.

Михаил Шемякин посетил Петербург прошлым летом. Он готовится к работе над "Щелкунчиком" на сцене Мариинского театра. Мысль о новом варианте принадлежит Валерию Гергиеву, который намеревается пригласить на постановку Алексея Ратманского.

Никита Долгушин, главный балетмейстер балетной труппы Петербургской консерватории, показал свою академиическую версию "Лебединого озера", наиболее близкую оригиналу. За пультом стоял скрипач и дирижер Сергей Стадлер, который восстановил многие купюры балета. Все скрипичные соло он исполнял сам. А вместо привычной дирижерской палочки держал в руках смычок.

Петербургское телевидения в своей очередной программе "За кулисами"представила двух ведущих танцовщиц Мариинского театра - Алтынай Асылмуратову (в конце 1999 года она назначена художественным руководителем Академии русского балета) и Диану Вишневу. Первая рассказывала о своем творческом пути, родителях, тоже танцовщиках, а также о маленькой дочке Анастасии, которая, по ее словам, должна стать балериной. Диана Вишнева поделилась впечатлениями о недавних американских гастролях труппа показывала новую "Спящую красавицу" на сцене Метрополитен опера. Спектакль прошел с большим успехом и критика высоко оценила молодых петербургских танцовщиц. Вишнева весьма критично относится к американскому зрителю, который, как ей кажется, реагирует только на акробатические трюки и пышные декорации.

В сентябре Марина Вивьен открыла выставку, посвященную 120-летию А. Я. Вагановой: фотографии, редкие документы, переписка Вагановой с ее ученицами и две книги о педагоге, написанные ее бывшими ученицами - Галиной Кремшевской и Верой Красовской.

Борис Эйфман был награжден французским правительством Орденом искусств: в нашем городе появился еще один шевалье.

15 августа в возрасте 84 лет скончалась Вера Миихайловна Красовская. Это вне сомнений была самая выдающаяся фигура и в русском балетоведении, и в петербургской культуре. Библиография ее работ могла бы составить отдельную книгу. За свою жизнь Красовская выполнила работу, которая под силу, пожалуй, целому отделу научно-исследовательского института. Четырехтомная история русского балета и четырехтомная история западноевропейского балета надолго станут тем источником, из которого будут черпать знания многие поколения.

"Аполлон". Игорь Зеленский - Аполлон

Свой 217-й сезон Мариинский театр открыл 7 октября оперой "Пиковая дама", за которой последовало "Лебединое озеро", в нем главные партии исполнили Вероника Парт и Илья Кузнецов. В том, что эта честь была доверена именно Веронике, нет ничего удивительного: ведь прошлым летом она была удостоена премии "Наша надежда": "надежде" и пристало открыть новый сезон.

Летом труппа выступала в Аргентине. Театр Буэнос-Айреса "Колон" попросил наших мастеров перенести на свою сцену балет "Корсар", что и осуществили под руководством Махара Вазиева, Елена Воронцова и Вячеслав Хомяков. В вечер премьеры главные партии исполнили наши танцовщики Светлана Захарова, Фарух Рузиматов и Евгений Иванченко.

В ноябре труппа отправилась на гастроли в Шанхай, а затем до 19 декабря- в Австралию: ведь во всем мире начался сезон "Щелкунчиков".

В октябре Театроперы и балета им. Мусоргского показал балет "Фауст" в постановке Николая Боярчикова на музыку московского композитора Шандора Каллоша. Спектакль оказался необычайно трудным для восприятия. Его создатели попытались вложить в хореографическое действо обе части поэмы Гете, стараясь не пропустить ни одной детали, ни одного сюжетного поворота. Хореографический язык становится трудным, исполненным символов и настолько сложным, что во время антрактов все зрители поглощены чтением программок, чтобы хоть как-то разобраться в происходящем. Как, к примеру, можно догадаться, что один из падших ангелов неожиданно, где-то за кулисами превращается в Марту, а она - в Шута. А затем - в гомункула. Публика теряется в догадках: почему брат Маргариты Валентин становится поздней Белым рыцарем, а затем Парисом. Вопросы, вопросы...

"Жизель". Диана Вишнева - Жизель.

Премьера "Драгоценностей" была показана на сцене Мариинского театра 30 и 31 октября. Это абстрактный балет, в нем все выражено танцем, ведь Джордж Баланчин не любил сюжетов. "Мужчина и женщина на сцене - вот вам уже сюжет, а два мужчины и одна женщина - уже трагедия", шутил он. К премьере труппа подготовила два замечательных состава: в "Изумрудах" выступили Жанна Аюпова и Андриан Фадеев, в "Рубинах" - Диана Вишнева и Вячеслав Самодуров, в "Брилллиантах" Ульяна Лопаткина и Игорь Зеленский.

Несколько лет назад Ульяна Лопаткина была удостоена высокого титула "Божественная", она и была божественной в этом спектакле. Диана Вишнева оказалась в "Рубинах" в своей стихии. - юмор, шаловливость, неожиданность хореографических поз и фразеровки пришлись ей как нельзя в лицу. Великолепно дирижировал оркестром Джанандреа Нозеда. Этот спектакль показывает, что Мариинская труппа вошла в следующее столетие не только с огромным наследием классической хореографи, но и тончайшим умением осваивать иные балетные миры.