Андрей Зинчук

ВИД НА БЕСКОНЕЧНОСТЬ

1. У человечества появились симптомы нового опасного заболевания, которым, как большинством "детских" болезней, оно должно когда-нибудь переболеть. В нашей стране болезнь эта имеет усугубляющий фактор: от почти полного отсутствия нужной информации в социалистические времена мы перешли к ошеломляющему ее избытку. Как и многие другие пользователи персонального компьютера, благодаря увлечению новыми технологиями за последнее время я узнал множество совершенно не нужных мне вещей, потратив на это бездну времени. И тем не менее первый - пилотный - номер театрального альманаха мы решили опубликовать с использованием новых технологий и именно в сети Internet. Почему?

Потому что уверены: в эпоху безудержного увлечения информацией (по мнению некоторых авторитетных исследователей - в эпоху новой промышленной революции) отнюдь не кино и уж тем более не телевидение будет приоритетно востребовано в качестве инструмента воспитания чувств нового "многознающего" человека. Что подтверждается аншлагами в городских театрах (при почти повсеместном простое кинотеатров). Трехлетний опыт существования виртуального Домика драматургов, первая интернетовская страница которого появилась в середине 1996 года, косвенно подтверждает пробуждение интереса к современному театру: месячное количество ее посещений от одного-двух (!) увеличилось до 50-60-ти и более в день, что в месяц составляет около двух тысяч. (Напомню, что тираж номера альманаха "Ландскрона", изданный типографским способом - одно из трех специализированных изданий драматургии в России и единственное в Петербурге - не превышает тысячи экземпляров, следовательно за один месяц количество обращений к тем же самым книгам, выставленным на сайте Домика драматургов в сети Internet, вдвое перекрывает полиграфический тираж!)

2. Виртуальный Домик драматургов - это прежде всего тексты пьес. А так же немного статей из газет и журналов о Домике. Немного информации о текущих мероприятиях. Совсем чуть-чуть - о жителях Домика, потому что лучше всего говорят о них их работы.

Две тысячи посещений в месяц - много это или мало? Для популярной интернетовской странички, скажем, с ценами на комплектующие для сборки компьютеров или порно сайт, - до смешного мало: их счетчики фиксируют тысячи посещений в день. Для узкопрофильного сайта, каким и является наш виртуальный Домик, - много, потому что сравнимо с работой театральной библиотеки. Тем более, что после некоторых таких посещений раздаются телефонные звонки с просьбами познакомить с новинками драматургии, приходят обычные и электронные письма: пожалуйста, пришлите новые пьесы!

Причина этого явления в том, что к настоящему времени театральное пространство России распалось: упали тиражи специализированных журналов ("Современная драматургия" и "Драматург"), прекратило свою деятельность ВААП-овское издание пьес, нет крупнотиражных, правда хилых, брошюр "В помощь художественной самодеятельности", выпускавшихся "Советской Россией", исчезли машинистки московского ВТО, на свой страх и риск тиражировавшие новые пьесы, плохо работают семинары. Появившиеся театральные агентства, похоже, так и не набрали оборотов. Городские театры в основном питаются слухами. И слухи эти, прямо скажем, странные: современных пьес нет! Еще сложнее дела обстоят в провинции. Что ж говорить о странах бывшего СНГ, где осталось огромное количество русских с неутраченным и неутоленным интересом к родной культуре!?

Тут-то нам и может помочь Internet. Впрочем, уже помог: "Независимая газета" в одном из своих материалов назвала страничку Домика драматургов второй по значимости в русской театральной Сети (разумеется, после московского www.theatre.ru) - ну это-то как раз понятно: москвичи не захотели заметить, что и в интернетовский эфир мы вышли раньше их, да и текстов пьес у нас опубликовано больше. Впрочем, пусть в этом разбираются режиссеры и критики.

Стало быть, на сегодняшний день с распространением пьес через Сеть дела обстоят неплохо.

Куда как хуже с их постановкой (ну, в этом-то Домик драматургов совершенно не виноват: "не стреляйте в музыкантов, они играют как умеет"!) Первой через Internet проскочившей и поставленной в Ташкенте оказалась хулиганская опера Олега Ернева "Большой Ук-Ук". После нее улетели две пьесы Людмилы Разумовской в США, Финляндию и Грецию. Пьесы Аллы Соколовой, Сергея Носова и автора этих правдивых строк были востребованы также в Финляндии. Еще одна пьеса Аллы Соколовой - в Норильске. Несколько маленьких комедий запросили студии петербургских технических ВУЗов. (Это из того, что известно нам на сегодняшний день о тех театрах, которые позвонили, прислали договоры, вызвали на просмотр и вообще как-то дали о себе знать). Остальные "качают" наши тексты пока молчком.

По афишам же можно констатировать: в основном театры России ставят сегодня классику! Хочется надеяться, что вскоре "проснется" интерес и к современной русской драматургии.

"Домой" Людмилы Разумовской.
Театр города Лахти (Финляндия)

На самом деле театры перепробовали, кажется, уже все: под конец советского периода - бесчисленные (и в основном бессмысленные) инсценировки главных режиссеров, потом - переводную драму, в настоящий момент до дыр затерли классику (хорошо что хоть в основном русскую). Осталось попробовать последнее - современную пьесу. И заменить ее, похоже, нечем (тут-то и может в полной мере сработать Internet). Иначе зритель уйдет из несовременного ему театра, как лет десять назад он ушел из кино. Уйдет, кстати, в тот же самый Internet, где протекают в последнее время захватывающие процессы...

3. Развитие компьютерных и Интернет-технологий начинают влиять не только на представления о будущем, но и на экономические показатели сегодняшнего дня. Насколько далеко зашел этот процесс говорит последняя статья Рика Карлгарда в серьезном, вовсе не компьютерном, американском журнале "Форбс" с названием:

"ДЕСЯТЬ ЗАКОНОВ ВИДА БЕСКОНЕЧНОСТЬ НА НОЛЬ"

В статье выделяются десять основных тенденций развития экономики ближайшего десятилетия. Важнейшим знаком перемен Карлгард считает снижение розничной цены оборудования в этом году до одного доллара на миллион компьютерных операций в секунду. Десять лет назад эта цифра равнялась пятистам, а двадцать - двумстам пятидесяти тысячам долларов. Через десять лет этот объем операций будет стоить меньше цента. С похожей скоростью растет пропускная способность Интернета. Революция затронет святая святых: цена международных телефонных переговоров снизится до одного цента за минуту. А в начале следующего десятилетия ожидается такое расширение каналов, что все 40 миллионов единиц хранения Российской государственной библиотеки могут улететь за 10 минут в любую точку нашей планеты! Таким образом широкополосные Интернет-технологии ведут к "бесконечным" пропускным способностям сетей за практически "нулевую" плату. По мнению Рика Карлгарда последствия таких перемен будут быстрыми и радикальными:

Первое. Интеллектуальные устройства проникнут во все средства связи, объединяя их в огромную цифровую высокоскоростную сеть - телефоны, телевизоры, карманные и обычные компьютеры сольются в единые устройства.

Второе. Еще быстрее умные устройства проникнут в обычные бытовые приборы.

Третье. Взрывной рост умных устройств, связанных через сеть, создаст глобальный рынок мгновенной и достоверной информации о товарах и услугах.

Четвертое. Снизятся внутрифирменные затраты. Разовьется безбумажный оборот документов. Торговля пойдет по прямым заказам, минуя посредников и дорогие складские помещения.

Пятое. Главной формой торговли станут сетевые аукционы, где цена на товар будет гибко формироваться в режиме реального времени.

Шестое. Только лучшие фирмы в своих отраслях выживут в эпоху бесконечности на ноль. Для многих промышленных монстров, чьи цены на товары искусственно завышены (и к большой пользе для потребителей) в мире точной информации эти игры закончатся.

Седьмое. Вымрут централизованные вертикальные рынки. Современная фирма будет представлять собой конгломерат специализированных компаний, направленных во вне гораздо больше, чем во внутрь корпорации. Уже сегодня подобные изменения проходят в области телекоммуникационных и финансовых услуг. Завтра они затронут рынки сырья и электроэнергетику, правительственные структуры.

Восьмое. Расцветет новая порода посредников, освоивших технологии умных устройств, широкополосного программного обеспечения и Всемирной паутины.

Девятое. Резко возрастет роль покупателя в паре покупатель-продавец. Благодаря Интернету тысячи возможных розничных покупателей смогут объединиться и требовать значительных скидок на партию товара.

Десятое. И, наконец, перемены затронут основы основ современного экономического уклада: торговая марка и налаженная сеть сбыта и обслуживания больше не избавят компанию от революционных перемен.

Если просуммировать выводы, которые можно сделать из этой статьи применительно к театру и к зрелищным искусствам вообще, то мы получим приблизительно следующую картину:

  • - в самое ближайшее время мир станет информационно прозрачен;
  • - могут развалиться крупные корпорации, производящие кино-фото-телепродукцию, вероятно возникновение "домашних" кино-телестудий; образуются виртуальные сообщества по интересам и виртуальные рабочие группы;
  • - Internet сможет реально конкурировать c кино и со спутниковым телевидением;
  • - производители зрелищ смогут получать мгновенную обратную связь от потребителей их продукции;
  • - возникнут новые формы искусства (возможно использующие принцип интерактивности);
  • - все большую роль начнут играть люди, ориентирующие зрителя в безбрежном океане информации, выступая в роли квалифицированных экспертов;
  • - образуется гигантский черный рынок, который сможет оказать сильное влияние на цены "честного" зрелищного продукта;
  • - у людей, принявших условия новой промышленной революции, появится дополнительное количество свободного времени, которое нужно будет чем-то заполнить;
  • - в сложившихся условиях зрелищные искусства (и в частности театр), как уже было сказано, будет востребован в качестве инструмента воспитания чувств нового "многознающего" поколения.

4. В свете вышесказанного и в продолжение и развитие издательской программы "Ландскрона" мы решили кроме страниц виртуального Домика драматургов начать публиковать в сети Internet материалы нового альманаха "БАЛТИЙСКИЕ СЕЗОНЫ" (действующие лица) в двуязычном варианте (на русском и английском), а также четыре раза в год выпускать обычным полиграфическим способом и сам альманах с аннотациями включенных в него материалов на английском языке. Поскольку "мир могут изменить только дети" - а наши дети сейчас в большинстве своем сидят за компьютерами - альманах "БАЛТИЙСКИЕ СЕЗОНЫ" (действующие лица) предположительно ориентирован на будущее!

ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ АЛЬМАНАХА

Основным принципом издания являются оперативность и открытость для всех заинтересованных лиц, которые могут принят квалифицированное участие в подготовке его материалов.

Цель издания - создание единого балтийского (а в будущем, возможно, и всероссийского) театрального пространства с привлечением зарубежных партнеров.

В Internet-версии альманаха мы постараемся реализовать следующие идеи:

  • - в полной мере использовать принцип интерактивности - знамение времени! - за которым стоят невостребованные творческие возможности читателей;
  • - транслировать наиболее удачные тематические статьи из других изданий (с разрешения их авторов);
  • - организовать подписку и автоматическую рассылку материалов (афиши, рецензии, новости);
  • - для пользователей, кому по финансовым соображениям Internet-версия альманаха окажется не по карману, помочь установить связь с эхоконференциями бесплатной сети FIDO - SPB.THEATRE, SPB.CULTURE, RU.CULTURE и др.;
  • - подключить московские узлы и петербургскую школьную сеть;
  • - с учетом продюсерского опыта Домика драматургов в будущем организовать авторское агентство;
  • - помочь театральному менеджменту;
  • - завести книгу отзывов и пожеланий: какие спектакли вы хотели бы посмотреть в городских театрах, на какие темы поговорить, какие пьесы следует ставить, в чем причины неуспеха и многое, многое другое;
  • - вместе с английской страницей открыть страницы и на других языках - ведь возможности Internet БЕСКОНЕЧНЫ!

ПУТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АЛЬМАНАХА

-Организация зеркала альманаха на WWW: (Internet on-line, возможность получения материалов по протоколу FTP, реклама через Internet-пейджер ICQ);

  • - эхоконференции сети FIDO;
  • - организация доступа к материалам альманаха на BBS (предположительно на 106 станции);
  • - выпуск полиграфической версии альманаха;
  • - автоматическая рассылка факсов по театрам и организациям с анонсом статей нового номера;
  • - выпуск специального бюллетеня;
  • - размещение информации об издании в бюллетене Института культурных программ;
  • - реклама в газетах, журналах, на радио и телевидении.

Предполагается включать в альманах новые сборники Домика драматургов из серии "Ландскрона" - в первом выпуске это будут "Комедии".

Вообще же через подобное издание можно легко и быстро реализовать идеи, которые наверняка будут присланы читателями по электронной почте. Замечательная, но вконец затасканная фраза Ольги Берггольц "от сердца к сердцу" могла бы сегодня прозвучать иначе, если рассматривать компьютер как сердце информационной жизни современной семьи - с его возможностями chat (переписки в реальном времени) и e-mail, Internet-телефонии, просмотра видео и электронных художественных галерей, хранения баз данных, получения электронных версий газет, журналов и т. д. и т. п.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ГУМАНИТАРНЫЕ РЕСУРСЫ INTERNET

Каталог ресурсов Интернет: http://www.list.ru

Наиболее известные поисковые системы:

rambler.ru

www.aport.ru

www.yandex.ru

Обзор электронных библиотек: http://www.homepage.techno.ru/barsik/

Одна из самых крупных электронных библиотек - библиотека Максима Мошкова: http://www.ras.ru/~moshkow/

Арт Петербург (сайт Александра Житинского): http://www.art.spb.ru/

Журнал альтернативной и маргинальной культуры АКМ занимается сбором, систематизацией, подготовкой и публикацией в Интернет материалов, имеющих отношение к маргинальной и альтернативной культуре: http://akm.rema.ru/

Справка по кинотеатрам, клубным концертам и выставкам: http://www.spb.ru/gaudeamus

Новый фантастический web-журнал "Альтист": http://www.tema.spb.ru/altist

Сайт Института русской литературы РАН "Пушкинский Дом": http://www.pushkinhouse.spb.ru.

Проект InterVision (http://www.webtv.ru/intervision) анонсировал усовершенствованную систему просмотра телевизионных каналов через Интернет.

Новизна системы состоит в расширении возможностей средств просмотра видео и кроссплатформенность системы. На сегодняшний день любой пользователь, имеющий броузер и программу RealPlayer может без труда смотреть более 50 телеканалов всего мира. Кроме того в i2 сделана попытка интегрирования другого популярного видеоформата - MS Netshow.

Сервер "Музеи России": http://www.museum.ru

"Золотая Маска": http://www.theatre.ru/maska/

Симфонический Оркестр в on-line: http://www.orchestra.spb.ru

Официальный веб-сайт Санкт-Петербургского Государственного Академического Симфонического Оркестра. Здесь рассказывается история оркестра, приведена афиша предстоящих концертов, и разумеется, публикуются новости, связанные с деятельностью оркестра. Также здесь выложены в формате Real Audio некоторые произведения, исполняемые оркестром.

Подписка на обозрение сетевых литературных конкурсов: http://virtuals.atlant.ru/

Курс, необходимый всем, для кого Интернет является основным источником информации "Основы профессионального поиска информации в Internet": http://www.citmgu.ru/courses/base3.html

Глобальная афиша. На сервере "Амбар" (http://ambar. overlink.ru) размещена полная Санкт-Петербургская афиша.

Добавлена информация о многих учреждениях культуры Санкт-Петербурга. В дополнение к уже существующим разделам "выставки", "премьеры", "гастроли", появился раздел "фестивали", содержащий информацию о фестивалях и других общегородских мероприятиях запланированных на этот месяц: http://ambar. overlink.ru/fest.htm

Желтые страницы Санкт-Петербурга: http://www. presscom.spb.ru/ind.asp

Радиостанция "Серебряный дождь" предлагает слушать передачи прямо по Интернету, причем даже на самых плохих каналах (есть выбор качества передачи): http://www.silver.ru

"Телефонные справочники городов России" (http://www.sakh.com/phones/) где расположен каталог телефонных справочников городов Российской Федерации. Теперь не нужно звонить по межгороду в справочную и искать необходимый телефон.

Открылась новая рассылка "Глядя в телевизор". Анонсы телепередач и фильмов. Рецензии и комментарии. Подписаться на данную рассылку можно по адресу: http://www.citycat.ru/subscribe/ (в разделе "Отдых").

На сервере Галереи Гельмана http://www.guelman.ru/index.html появилась персональная страница российского арт-критика - Екатерины Деготь.

Макс Фрай "Обзор литературных конкурсов в Сети": http://www.guelman.ru/frai/obz_0.htm.

Вести от Марата Гельмана: http://www.guelman.ru/

Обзоры литературной жизни России на сайте "Современная русская литература с Курицыным".

http://www.guelman.ru/slava/index.html - здесь же Сто писателей, публикации и биографии.

Справочник электронных адресов СМИ: http://www.advertis.com.ru/h/1.htm.

База электронных адресов газет, журналов и информационных агентств, рассортированных по городам России.

Словари и переводчики: Каталог сайтов, содержащих онлайновые словари и интерактивные переводчики:

http://rivendel.com/~ric/resources/dictionary.html

Русские Кино Новости: http://www.citycat.ru/cinema/

Петербургский Дом Книги: http://www.cbs.spb.ru

Рисуем всей Сетью! По адресу http://www.mega.ru/~nik/art/patterns.html предоставляется уникальная возможность создать коллективный рисунок.

Русский Журнал (http://www.russ.ru) - первый крупный гуманитарный проект в русском Интернете. За время своего существования РЖ приобрел широкую известность как одно из ведущих интеллектуальных изданий в отечественной Сети. В 1997-1998 гг. в Москве выходила печатная версия Русского Журнала - журнал "ПУШКИН".

Мультимедийное издательство "Кирилл и Мефодий" находится на сайте www.km.ru под названием "Универсальная энциклопедия" и доступен по ссылке http://www.km. ru/base/bes_98/, точно так же, как и толковый словарь Ожегова-Шведовой, представленный по адресу: http://www.km.ru/base/ojigov/

По адресу http://www.mmv.cityline.ru/ живет сетевой журнал "Московский Музыкальный Вестник: Академическая музыка on-line". Это первый независимый сервер в российской Сети, посвященный исключительно академической музыке.

Проверьте свой компьютер на вирусы в он-лайн!

Ежедневно появляется огромное множество компьютерных вирусов, которые каждый день заражают тысячи компьютеров. Чтобы каждый раз, с появлением нового вируса, не скачивать обновленную версию антивирусного ПО. Вы можете проверить любой файл своего компьютера (за исключением системных областей дисков) на вирусы в режиме он-лайн на сайте "Диалог-Науки": (http://www.dials.ru/www_av/home.htm).

На выбор предоставляется две программы - DrWeb и Aidtest.

И на последок, дабы не думать о грустном, закажите себе музыку, или Концерт по заявкам: http://www.sinor.ru/~koncert/arhiv.htm.

Идея довольно интересная: Вы заказываете музыку и Вам через день уже присылают, или вернее выкладывают заказанную песню, вот и получается концерт по заявкам.

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО ИНТЕРНАВТА

Поскольку театралы приходят в Internet, похоже, позже всех, это, как правило, малоопытные пользователи ПК. Специально для них несколько советов:

  • - если Вы все-таки решили выйти в Сеть, не скупитесь, постарайтесь приобрести хороший модем на 56К и найти провайдера, который поддерживает эту скорость - сэкономите кучу времени и средств;
  • - в своем слаломе по Internet постарайтесь долго не задерживаться на каждой странице, сбрасывайте материалы на диск для того, чтобы позже знакомится с ними "бесплатно" в режиме off-line;
  • - для быстрейшего перемещения отключите в браузере показ графики и видео - как показывает практика, в основном это рекламные баннеры;
  • - периодически устраивайте ревизию своей электронной библиотеки и убирайте из нее устаревшие технические материалы - они теряют свое значение очень быстро;
  • - не гонитесь за самой современной техникой, но и не забывайте время от времени апгрейдить (модернизировать) свою аппаратуру - тем самым Вы поддерживаете фирмы в разработке новых технологий и вкладываете средства в самого себя - в свое образование - на взгляд сотрудников альманаха один из самых достойных способов их применения;
  • - и последнее: не старайтесь узнать все. Как показывает опыт, это невозможно. Старайтесь побыстрее отыскать нужное.

В 1998 году в журнале "Театральная жизнь" автором была опубликована еще одна статья о новых технологиях в искусстве - "Третья рука человечества"