путешествие из Петербурга в
О.Мухина. «Все женщины всегда смеются и танцуют». Челябинский государственный Камерный театр. Режиссер Игорь Коняев, художник Ольга Герр.
«Современный человек должен увидеть и убедиться, что его судьба зависит от того, что он сам излучает в мир, притом во всех сферах жизни».
И. А. Ильин
Зал аплодировал стоя! Не знаю, что думал о спектакле мой сосед по креслу, художественный руководитель Санкт-Петербургского академического Малого драматического театра - народный артист России, лауреат Государственных премий России и СССР Лев Додин, но смотрел он очень внимательно, ведь режиссер Игорь Коняев - его ученик.
Итак, новый спектакль Челябинского государственного Камерного театра «Все женщины всегда смеются и танцуют». Пьеса молодого драматурга Ольги Мухиной «Таня-Таня» обрела жизнь под новым названием уже в нашем городе, а недавно в Санкт-Петербурге наша Наталья Кутасова блеснула в этой пьесе в Театре сатиры на Васильевском острове... Странно все связано в жизни! Нас разделяют, как говорят в спектакле, «пространства людей и салатов», но с необъяснимой настойчивостью повторяются судьбы и слова, мы словно бьемся в общем замкнутом круге пространства и времени. Мы - это те герои, что живут на сцене, и те актеры, что их играют, и те зрители, что смотрят спектакль. Словом, все мы - люди.
В этом спектакле нет границы между актером и образом, сценой и залом.
Это единое пространство современной жизни.
Именно современной, с новым, достаточно странным, корявым языком (хотя
мы привыкли к нему и не замечаем всей нелепости, когда фразы не
выстраиваются в мысль, когда предложения не договариваются, а
произносятся лишь отдельные словосочетания, как бы подразумевающие
понятные лишь этому поколению ассоции).
Однако язык пьесы - не слепок с языка бытового, реального, повседневного, а скорее поэтизация нашей каждодневной речи, выявляющая осмысленность даже этого современного языка. Суть ее - в человеческих чувствах, освещающих любую речь. Ведь очень часто самое важное не формулируется, не выдается чеканными афоризмами, а размыто, растворено между незначительными репликами, происходит за словами, между слов, в молчании. И режиссер Игорь Коняев выводит героев в каком-то возвышенном танце отношений, мучительных, но совершенствующих человеческие души... Однако вдруг зазвенят разбитые стекла, а тихо беседующие мужчины и женщины взорвутся криком и будут сбивать друг друга с ног в дикой, вполне реальной драке... И оглушительно прогрохочет проходящий где-то рядом поезд, «мчащийся в сторону какого-то другого города, где пока еще спокойно».
В стиле пьесы и режиссерского решения создала прекрасные декорации художница из Санкт-Петербурга Ольга Герр. Они реальны и фантастичны: красивая веранда дачного дома выстроена почти в натуральную величину и сияет стеклами удобно и легко отворяемых окон, «живые» фрукты и овощи на столе, а рядом - аляповато нарисованные кусты «развесистой клюквы» с дебелыми пучеглазыми русалками на ветвях.
Думаю, не стоит пересказывать содержание спектакля. Ну, любит Зина «товарища Охлобыстина», а он любит Таню, но и Иванов любит Таню, а самого Иванова любит другая Таня... И так переплетаются и пересекаются эти «векторные пары», выстраиваясь в замкнутое «векторное кольцо», что на первый взгляд кажется все это неправдоподобным, но это только на первый взгляд. Разве менее туго завязаны отношения в «Гамлете» или «Платонове»?.. А сколько «пудов любви» во всех чеховских пьесах? Просто разговаривают герои тех пьес иначе, иначе одеваются и двигаются, но страдают так же... Наверное, поэтому звучит в спектакле такая разная музыка - от классики и шлягеров 60 - 70-х годов до современной «попсы»... Мы словно погружаемся в это течение времени, соприкасаясь то с одними, то с другими реалиями и настроениями, то вновь уносясь в бурлящих потоках...
В этом спектакле мы видим самих себя и нынешних, и прошедших, как на
фотографиях или слайдах. Только диапроектор пощелкивает мерно и
равнодушно... А на экране мы видим актеров-героев спектакля: вот
Андрей Абрамов - совсем молодой, с усиками, вот Виктор Нагдасев -
армейский снимок... Он сам, артист Нагдасев, вот так же сидел когда-то
у рампы, как теперь Игорь Иштубаев, и показывал слайды, но было это
давным-давно, в спектакле Е.
Но современный мир сыграл с ними злую шутку: он разучил их изъяснять
свои чувства, сузил и умалил любовь, отнял смысл ее и
предназначение... «Пить шампанское так радостно», - говорит
Таня, а хочет прокричать: «Я люблю!» «Козодой поет...»
- говорит Охлобыстин, а хочет простонать: «Я страдаю...»
Откуда все это - эта неумелость чувств, эта терзающая пустота внутри и
вокруг?.. Нет, никто на это не ответит в спектакле - ответ даст само
присутствие этого спектакля в театре, само бытие театра в жизни и...
игра актеров. Все актеры играют истово, даже в маленькой роли плотника
«дяди Вани» актер Михаил Яковлев так органичен, что его эпизод
- почти концертный номер - нисколько не выбивается из ткани и ритма
спектакля.
Актерские работы в этом спектакле поразительны, а каждая роль -
вариация одной темы: как устоять в любви. Словно все несыгранное
Еленой Ожигановой сконцентрировалось и выплеснулось в роли Зины,
страдающей от бесконечных стрессов и дистрессов любви. Здесь все - от
шумной открытости кабаре до тихого и глубокого чеховского подтекста.
Охлобыстин Андрея Абрамова вмещает в себе целый мир: в нем и
современные выкрутасы и глубина и сложность неординарной личности...
Хорошо и полно проявилось дарование молодого актера Игоря Иштубаева в
роли Мальчика. Нелепо одетый, с механическими движениями робота, зомби
музыки из наушников - это Мальчик. Его речь состоит из почти
бессмысленных слов - обрывков фраз, его поступки спонтанны и внешне
лишены логики. Как трудно понять при его косноязычии, что этот Мальчик
способен на сильные чувства.
Очень важная для спектакля роль молодой девушки Тани сыграна Владой
Ивикой легко, естественно и правдиво. В роли другой Тани - актриса
Зульфия Акчурина. Ее Таня любит Иванова, пытаясь по-своему
самоутвердиться в этом чувстве, но все время ошибается, ведь
«любовь - это соучастие, а соучастие - это общение». Но
общение у Тани не получается ни с мужем, ни с сыном. Может быть, она
просто не знает, что семья - это духовная общность, что это
совместное творчество.
Человек же создан для творчества, потому что Бог - творец, и если
человек создан как подобие Божие, то подобие его проявляется в
предназначении к творчеству. Но творчество - это всегда нравственное
усилие, и без этого усилия ничего не возникает.
Не только Таня, но и остальные герои пьесы не умеют творить ни любовь,
ни жизнь, ни человеческие отношения. Получается лишь их видимость,
суррогат, вот только страдания настоящие, неподдельные. А как хочется,
чтобы все было хорошо, все «как у людей»! «В Бибирево
всегда хорошо». - «И в Крыму хорошо». - «Хорошо
сидим». - «И все у нас хорошо». - «Эх, хорошо-то
как!» - «Хорошо», - как эхо, перекликаются в финале
персонажи спектакля. Все они, нарядные, сидят за празднично убранным
столом, но какие безжизненные лица, заторможенные движения... Что это?
Просто инерция жизни, когда жизнь есть сон? А наши герои - фантомы,
такие же, как их изображения на слайдах, которые показывает в конце
спектакля Мальчик?
«...Заглохшее и омертвевшее сердце бессильно и слепо; и когда оно
обращается к жизни, то не может вложить в нее ничего хорошего».
Неужели таковы и наши герои?
Но внезапно, легко, уверенно и строго входит Девушка в ярко-красном
платье... И когда на глазах у всех на фоне белого экрана Мальчик и
Девушка - юный мужчина и юная женщина - замирают в долгом
целомудренном поцелуе, а взрослые - за столом, где полыхают алые
розы, то надежда, вечная неумирающая надежда, возникает и пролетает как
тихий ангел. И не грохочет больше безжалостный поезд-время, сметающий
все на своем пути...
Спектакль окончился. Заслуга режиссера в том, что герои пьесы
«очерчены внешними штрихами, а мы постигаем их изнутри». И
руководимые режиссером актеры необычайно плавно вели ту главную тему,
что пытались постичь еще со времен А.
И, безусловно, главная заслуга режиссера Игоря Коняева в его
способности не просто поставить спектакль, а создать узнаваемый, но от
этого не менее загадочный и непостижимый мир человеческой души,
человеческих отношений - мир, возникший на маленькой сцене Камерного
театра.
Материалы © 1996, 1997 "Петербургский театральный журнал"
Электронная версия © 1997 Станислав Авзан
Последние изменения: 27 ноября 1997