Даты жизни Игоря Герасимовича Терентьева имеют только одну точную хронологическую границу. 17 января 1882 года он родился в г. Павлограде, Екатеринославской губернии. Отец его, Герасим Львович, был полковником жандармерии, служил начальником Жандармского управления Екатеринославля (ныне Днепропетровск); мать, Елизавета фон Дерфенден, происходила из семьи прусских баронов...
1892 - 1944: такой временной отрезок Терентьев наметил себе сам, шутки ради
поместив эти даты на фронтисписе своего второго поэтического сборника
«Факт», собственноручно набранного в тифлисской типографии.
Оформление фронтисписа выглядит предвестием поп-арта: даты жизни
располагались под всем хорошо знакомой, а в голодном 1919-м году
ассоциировавшейся с благами небесными, эмблемой сухого молока фирмы
«
Жизнь Терентьева прошла, однако, чуть короче намеченных сроков. В середине
70-х годов среди специалистов высказывалось мнение, что он, возможно, еще
жив, только скрывается под чужой фамилией и позаботился, по Цветаевой,
«пройти, чтоб не оставить следа», так сказать,
«вычеркнуться из зеркал» Большой Истории Искусств, но, вероятнее
всего, не желая покидать лагерь, бесследно сгинул в ГУЛАГе. Во времена
«хрущевской оттепели» дочь его получила справку, что отец умер от
«упадка сердечной деятельности» в октябре 1941 года, место смерти,
естественно, не указывалось. И лишь совсем недавно публикаторы первого,
помеченного 1931 годом, следственного дела Игоря Терентьева, прояснили его
гражданскую судьбу: досрочно освобожденный в начале тридцатых от
исправительных работ на стройке Беломорканала, он, по собственному
желанию, отправился на строительство канала Москва - Волга, был арестован
вторично 26 мая 1937 года и через двадцать дней расстрелян в Бутырской
тюрьме.
«Держаться границ антисоветской работы в области искусства,
избегая работы в областях чуждых и незнакомых», - такое задание,
согласно материалам следственного дела, получил он в начале двадцатых, не
то от французской, не то от английской контрразведки.
Имя Игоря Терентьева прочно связано с историей русского и зарубежного
авангарда. За какой «смысл» несет оно ответственность, был ли
Терентьев «автором», по терминологии М. Фуко, либо останется
чисто мифологической фигурой русского авангарда, - должны показать все
дальнейшие исследования.
Поэт, художник, сценарист, драматург, режиссер суть аспекты его творческой
личности, системное изучение которых в рамках искусствознания еще только
началось. Изучение режиссерской деятельности Терентьева и реконструкция
его театральной системы представляются принципиальными. Многообразие
творческих проявлений личности Терентьева, безусловно, диктовалось
авангардной традицией. Но именно в театральной деятельности и режиссуре
был возможен наисущественный для авангардизма выход из видовой
ограниченности искусства, то самое отодвигание «предела»,
осуществить которое авангард всегда стремился.
В случае Терентьева обращение к театру не было дилетантством и занятием a
propos. Ближайшее рассмотрение фактов его театральной деятельности,
которой он отдался всецело, свидетельствует о том, что он явился
создателем совершенно оригинальной системы, в основе которой лежали
принципы, сформулированные еще в «поэтический» период, когда
Терентьев, состоя компаньоном Алексея Крученых и братьев Зданевичей,
выпускал тифлисские манифесты группы «41 градус».
Режиссер Терентьев начался в 1923 году, когда футуристическая традиция
переживала кризис, связанный с исчерпанием формальных средств, являвшийся,
прежде всего, следствием кризиса цельности сознания, единства
«картины мира» и «образа будущего».
«Наше будущее - в настоящем. Оно пришло. Мы - натуристы!» -
пишет в программной статье 1926 года Терентьев, противопоставляя свой
театр единичному опыту постановки футуристических спектаклей. Тогда, в
1913 году, считал Терентьев, у футуристов собственно театральные формы не
развились дальше символизма.
Критика европейского логоцентризма, составлявшая истинный пафос
выступлений постфутуристической группы «41 градус», с
необычайной силой и страстностью выразилась в театральной деятельности
Терентьева, раньше многих догадавшегося, что любой опыт сценической
репрезентации одновременно является, как мы сказали бы сегодня, и опытом
деконструкции. Практически этот опыт основывался на разработанных
участниками «41 градуса» концепциях различных творческих приемов
- «закорюк», «ерундовых орудий», - как именовал их
Терентьев в своих «трактатах». Использование «заумного»
слова, намек, учение о случайности в искусстве, сознательная установка на
бесстильность, теория «плагиата», «воровства»
«чужого слова», учение о перпендикуляре и литературе факта, теория
ритма, - все это сочеталось с пониманием особой природы театра, который
представлялся системой открытой, способной к бесконечным изменениям,
«живой книгой», явлением не замкнутым в языке. Это был опыт
«живого театра». В одной из программных статей Терентьева о театре
мы встречаем и термин, созвучный философии Эрнста Блоха -
«генеральная репетиция»; каждый спектакль - собирание
«элементов, отрывков, частей, кусочков» в единой перспективе,
«исторической», как отмечал Терентьев (не футуристической! -
заметим).
Театральный «натуризм» Терентьева, этот поворот модуса бытия от
будущего к настоящему, генетически родствен, как реакция на футуризм в
русле единой традиции, «реальному искусству» - объединению
Хармса, Введенского, Левина, Липавского и др., заявившему о себе в
литературе в конце 20-х годов и, при содействии директора Ленинградского
Дома Печати Н. П. Баскакова, желавшему освоить единые с Терентьевым
подмостки.
Старая доктрина Марионетти «Ежедневно плюйте на алтарь искусства!»
и «Долой авторов!», идея «клубной пьесы»,
«Великодушный рогоносец» Мейерхольда и постановки Н. Фореггера
- вот примерный набросок «влияний» на первые эксперименты
Терентьева, ни в какой мере не покрывающих его собственной оригинальной
концепции театрального действа.
Первый публичный успех и внимание советской прессы были завоеваны в
Красном театре осенью 1924 года «Джоном Ридом», не инсценировкой,
но, по словам режиссера, «постановкой книги, которую Ленин
<192>желал бы видеть распространенной в миллионах экземпляров и
переведенной на все языки...<169>».
Подлинный же расцвет деятельности Терентьева пришелся на «Театр
Дом Печати» (1926 - 1928 годов), труппа и репертуар которого были
сформированы его творческой волей. «Фокстрот», «Узелок»,
«Джон Рид» (опера), «Наталия Тарпова» и гоголевский
«Ревизор», показанный в трех редакциях, - вот опыт, прежде всего
заслуживающий изучения и реконструкции.
Критика логоцентризма в 20-е годы у Терентьева проходит, закономерно и
правомочно наследуя «заумному слову» русских футуристов, в форме
«фотоцентризма», опоры на звук, проверкой явления звуком. Он
сближается с композитором Владимиром Кашницким, разработавшим теорию
«музыки факта», призывавшим фиксировать «звуковую натуру»,
чтобы «выйти за пределы такта, инструмента, голоса, композиции,
мелодии, гармонии - и, вообще, всего того, что называется музыкой».
Не музыка - а звукомонтаж!
- такие принципы заявлял в это время в театре
Терентьев, приступивший к руководству «Домом Печати».
«Строить театр на звуке, чуть дополняя зримым материалом», - это
известное требование режиссера вело к методологическому плюрализму, к
сосуществованию в постановке как минимум двух, размыкающих структуру,
центров, к дисперсии, «распылению» смысла и к недоумению
современной критики, полагающей «монизм» и «единство
метода» имманентными режиссуре. Между тем, «целостность»
спектакля определялась, по-видимому, следуя предложенной Лессингом
оппозиции, параметрами менее пространственными и более временными. Эта
«бергсонианская длительность» парадоксальным образом делала
Терентьева, публично признававшего себя в театре учеником Мейерхольда,
продолжателем линии Станиславского и даже, возможно, «звуковой
режиссуры» Генриха Лаубе. С той только разницей, что «слово» в
театре Терентьева было «вывихнуто», «сдвинуто» и подчас
готово продемонстрировать такую возможность референции, что ой-ой-ой.
При постановке «Ревизора» Гоголя Терентьев отталкивался от идеи
русских формалистов (Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский) - и, отметим,
выражаясь языком Бахтина, «профанировал» ее, ибо переводил из
одного дискурса - в иной, из «научно-филологического» - в, так
сказать, практически-театральный. Они говорили о необязательности,
формальности сюжета у Гоголя, о подчиненности всего повествования
«сказу», т. е. о превалировании фонетического момента. Между тем
в европейской традиции сюжет и есть смысл произведения. Текст, который
Терентьев выстроил поверх текста пьесы, - демонстративно сохраненного без
купюр и каких-либо изменений, только лишь «слегка», против
привычной нормы, переозвученного, - имел свое собственное сюжетное
развитие и весьма крамольное, с политической точки зрения, содержание.
«Литературная основа» при этом оказывалась одновременно лишенной
девственности и, воистину, хранима в полной неприкосновенности. Спектакль,
осуществленный, по определению постановщика, «от овладения методом
Школы Заумного Языка», представляется сегодня вполне осознанным опытом
деконструкции.
Так называемая эпоха Двух Усов - насильственное и закономерное
прекращение традиции авангарда, связанное со вступлением мировой культуры
в период тоталитарных режимов, - обозначила физическое и экономическое
уничтожение авангардного экспериментаторства. В бывшем СССР начало
государственных репрессий против авангардизма помечено первым полугодием
1928 года и едва ли не связано с арестом на квартире Хармса директора Дома
Печати Николая Баскакова. После закрытия в Ленинграде театра «Дом
Печати» Терентьев успевает показать свои спектакли в Москве, на летних
гастролях, но не может сохранить специально собранную и натренированную по
разработанной им системе «слово-движение» актерскую труппу. Он
перебирается на Украину - эту цитадель и прародительницу российского
футуризма. Здесь еще живы традиции авангарда, здесь он сближается с
сотрудниками редакции харьковского журнала «Нова генерация», в
котором печатает свои статьи, и здесь в театрах республики он еще находит
возможность ставить спектакли.
«В исполнение заданий, полученных мной в Константинополе от брата
Владимира, я с 1923 по 1930 г., возвратившись в СССР, проводил
контрреволюционную работу на культурном фронте - в литературе и
театре - в городах Москве, Ленинграде, Харькове, Луганске, Макеевке,
Павлограде, Херсоне, Виннице и Днепропетровске.
На особом месте - моя полуторамесячная служба в 1923 г. секретарем
Бакинского отделения Внешторга, где я проводил вредительскую работу
путем затягивания деловой переписки и путаницы в ней.
Весь последующий восьмилетний период я за пределы работы в области
искусства не выходил».
Арестованный в гостиничном номере Днепропетровска, города, где в
дореволюционные годы протекала служебная деятельность Герасима Львовича,
его отца и полковника жандармерии, Терентьев был приговорен к пяти годам
работ в Карелии, на стройке Беломорканала. Обвиненный в контрреволюционной
деятельности, Терентьев, сам юрист по образованию, дал следственные
показания, недавно ставшие достоянием широкой читательской публики.
Следственные показания Терентьева выглядят преднамеренным творческим
актом, осуществленным согласно авангардистской нерасчленяемости жизни -
искусства. И вместе с тем, эта попытка присвоения чужого дискурса,
сознательное и по мере сил ироничное переписывание текста собственного
опыта - по сути своей явление в прямом смысле слова поставангардное,
постмодернистское.
«К счастью, рукою ГПУ я был остановлен, и если есть надежда у меня
на сохранение жизни, то лишь в связи с этой остановкой.
Мне ясны мои ошибки и преступления.
Давая свои чистосердечные признания - я начал действительно понимать
грозное величие пролетарской культуры, к которой мы могли так долго
подходить шутя лишь потому, что с нами нянчились до последней минуты,
ценя в пролетарском хозяйстве (зачеркнуто: последнюю гнилушку)
каждого, кто мог бы работать - честно».
Поэзия абсурда гражданской судьбы русского художника - явление, увы,
типичное, и не выходит за рамки исследования социологии советского
государства и права. Искусствознание же, со своей стороны, как уже
подчеркивалось, нуждается в системном изучении фактов опыта русского
авангарда во всех пограничных областях жизни и искусства. Только
реконструкция спектаклей, поиск материальных следов и фактов
репрезентации, попытка определить микротекстуры и конфигурации
режиссерского текста и выработать сколько-нибудь точные представления о
языке могут поймать эту ускользающую от нас фигуру - Игоря Терентьева.
Не декорации - а монтировка!
Не живопись - а светомонтаж!
Не пьеса - а литомонтаж!
Материалы © 1996, 1997 "Петербургский театральный журнал"
Электронная версия © 1997 Станислав Авзан
Последние изменения: 27 ноября 1997