АРХИВ Н.В ДЕМИДОВА (1884-1953)
Архив Николая Васильевича Демидова - это не мемуары, не дневники и письма - это рукописи, материалы, наброски и заметки к целой серии задуманных Н.В. Демидовым книг о творчестве актера: исследование естественных закономерностей процесса творчества актера и создание на этой основе методологии обучения и воспитания актера-художника. А точнее - актера--самостоятельного художника.
Каково содержание этого определения?
Вот одна из записей в архиве:
"...теперешние требования от актера (предъявляемые режиссером) не требуют творчества, силы свободного вдохновения, острейшей и глубокой восприимчивости в процессе спектакля, живой реакции и т.д., а больше всего требуют точного исполнения предписанного режиссером рисунка, формы. И "оправдания" предписанного - лишь бы все было достаточно правдоподобно. Лишь бы не нарушало установленного по вкусу и разумению режиссера.
Отсюда и сама школа театральная стала вырабатывать в актере иные качества, качества хорошей подделки под творческую жизнь на сцене; качества послушания и подчинения сторонней воле; качества хорошего и скорого выполняльщика указаний режиссера.
Но можно ли, допустимо ли, не преступно ли забывать о силе воздействия на зрителя Мочалова и других?! Да и не только прославленных и великих, а и многих тех самых самородков в лучшие их минуты? О совсем недавнем Леонидове в Мите Карамазове? И не в соединении ли такого актерского искусства с современными постановочными успехами и есть та самая полная, истинная сила театра? Театра, способного поистине потрясать и формировать душу зрителя?
Возможен ли такой театр? Можно ли думать о создании такого театра? Ведь назывались всT великие таланты, гении?
Коли возможны, - хотя бы случайные, - проблески, вспышки настоящего и подлинного, - то дело только в том, чтобы найти способ (секрет) вызывать их по своему желанию, а затем мгновенные проблески превратить в длительно горящее пламя - словом, найти подход к ним и овладеть этим случайным.
В этих поисках, в этой борьбе и заключается весь ход прогресса человечества.
Почему же нашему искусству быть исключением из этого пути прогресса?
Все равно, рано ли, поздно ли, но здесь найдутся беспокойные люди и любой ценой выцарапают у природы ее тайны. Не прислушиваться к ним - по меньшей мере легкомысленно, а противодействовать им - преступление".
Серия книг, задуманных Н.В. Демидовым, состоит из четырех названий.
1. "ИСКУССТВО АКТЕРА В ЕГО НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ".
В этой книге Н.В. Демидов стремится проследить эволюцию творческих критериев в искусстве театра и актера, анализирует потенциальные возможности его и его будущее.
Можно упомянуть и запретные во времена Демидова, но все же затрагиваемые им в рукописи, вопросы, условно говоря, биополя творящего на спектакле актера, мыслительной и эмоциональной энергетики и охвата ими зрителя в процессе творчества, силе природных автоматизмов и др.
Вслед за К.С. Станиславским, Н.В. Демидов все свое внимание сосредотачивает на "школе переживания". Десятилетия после Станиславского, новации и спекуляции в театре размыли и выхолостили конкретный смысл этого определения. Н.В. Демидов по-новому раскрывает условия и требования школы "искусства переживания". Это:
а) Создание (точнее - возникновение, еще точнее - зарождение, рост и формирование) образа в процессе перевоплощения.
Процесс перевоплощения специально, подробно и по-новому раскрывается Н.В. Демидовым, как процесс, принадлежащий исключительно "искусству переживания".
б) Свободная и непроизвольная жизнь образа в предлагаемых обстоятельствах, жизнь не актера, а образа, персонажа, рожденного актером-художником в процессе перевоплощения. Это принципиально иное, в самой сути своей новое раскрытие такого кардинального понятия в "школе переживания", как жизнь на сцене.
Рукопись книги собрана воедино, систематизирована, многие главы автором отредактированы и, в целом, книгу можно считать почти законченной.
(Примерно, 10 авторских листов).
2. "ТИПЫ АКТЕРОВ".
Кроме "школы переживания", Н.В. Демидов подробно анализирует и другие школы актерского искусства. Он приходит к выводу, что сама одаренность актеров не однозначна - есть явно выраженные четыре типа ее, причем, актеру каждого типа органически присуща своя собственная технология (внутренняя техника). Есть различие принципиальное.
Трудно переоценить значение этого открытия для теории и практики театра, педагогики и режиссуры.
Материал книги собран, систематизирован, вся книга обозначается ясно и конкретно.
(Примерно, 6 авторских листов).
3. "ИСКУССТВО ЖИТЬ НА СЦЕНЕ"
По сути своей книга является учебником начального обучения актера, но с полным основанием можно сказать, что это учебник на всю жизнь, примерно так же, как гаммы для музыканта. Аналогия слишком прямая и слишком упрощающая, но в учебной своей сути верная.
Принцип "этюдной техники" Н.В. Демидова, созданной и разработанной им, тем и отличается от всех других педагогических принципов, что в этих этюдах ученик с первых же шагов обучается, так сказать, не "беглости пальцев", и не "верности уха", а сразу же "творчеству". Это, можно сказать, этюды на процесс творчества актера, это экзерсисы его творчества. Процесс творчества в таких этюдах сразу же (при верной душевной 1 технике) возникает, и ученик обучается процессу в ходе самого процесса (можно для наглядности вспомнить обучение езде на велосипеде) - такова единственно возможная специфика обучения актера "школы переживания", обусловленная единством творца и живого материала его, актера и образа.
(Примерно, 34 авторских листа).
В 1965 году, в сильно сокращенном и специально отредактированном виде книга была издана издательством "Искусство".
4. "РАБОТА АКТЕРА НАД РОЛЬЮ, ВЫСШИЕ ДОСТИЖЕНИЯ, "ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ"
(название условное).
Содержание книги (задуманное и во многом уже осуществленное в набросках и заметках) много шире буквально понимаемой работы над ролью - это исследование целого, быть может наиболее скрытого, периода работы актера. Вопросы возникновения "эмбриона" роли и его развития, вопросы перевоплощения, становления "образа", "взаимоотношения актера и образа", прорыва на этажи вдохновения и др. Вопросы, пожалуй, впервые затрагиваемые и исследуемые в теоретическом плане.
Материал автором в книгу не собран, но систематизирован, т.е. собран по темам. Например, "Творчество", "Труд, работа", "К.С. Станиславский", "Вдохновение" и т.д. до 15 тем. (Озаглавлено не Демидовым).
(Примерно, 9 авторских листов).
В наши дни, вероятно неизбежен вопрос: если "актер-художник", "актер-самостоятельный художник" - что же, по Демидову, - театр будет вовсе без режиссера?! Конечно, не так. Сам Демидов был и педагогом, и режиссером, и постановщиком, но всегда, какие бы не возникали постановочные соблазны или соблазны "трактовки", "прочтения", высшей творческой задачей его было достижение свободного и непроизвольного творчества на спектакле самого актера-художника.
Концепция же и решение спектакля органически возникали совсем на иных основаниях, нежели в современной театральной практике. Но это особая тема.
В заключение, еще одна запись из архива Н.В. Демидова:
"... не надо забывать, что Станиславский объявил, что "одна из главных задач, преследуемых "системой", заключается в естественном возбуждении творчества органической природы с ее подсознанием" ("Работа актера над собой"). Подсознание же у него однозначно органической, непроизвольной свободе.
Конечно же, он хочет творчества - чего же и хотеть ему, который всю жизнь искал путей только к творчеству!"
1 Демидов предпочитал, дабы уйти от медицинского оттенка, название "душевная техника" "психотехнике" (психея - душа). Его этюды тренируют творческое начало, т.е. душу.