ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге собраны драматические сочинения, объединенные внешним признаком: они предназначены для исполнения одним, двумя, максимум - тремя актерами. Кроме того, все авторы книги - петербуржцы.

Думается, мотивы издания сборника пьес для камерного театра вполне очевидны. Отечественный театр последних десятилетий живет в отсутствии цензуры, идеологических запретов. В атмосфере относительной финансовой и организационной свободы возникло много новых студийных и полустудийных театров и театриков. Постоянно складываются и распадаются, и вновь создаются объединения актеров во главе с режиссерами-энтузиастами, причем не только в столицах, но и во всех мало-мальски театральных городах страны. Завоевала право на существование театральная антреприза (правда, в современном варианте, в корне отличном от практики русской антрепризы дореволюционной поры). Наконец, повсеместно традиционные стационарные театры открывают у себя малые сцены. Сегодня театры приглашают публику в фойе, репетиционный зал или на балкон, в ярусы, а зачастую - и прямо на сцену, усаживая спиной к таинственному черному пространству партера и максимально сокращая дистанцию между артистами и зрителями.

По существу, возникла театральная ситуация, для которой характерен массовый переход от масштабных спектаклей "большого стиля", многофигурных сценических композиций к камерным постановкам. На эту новую театральную реальность и откликаются драматурги.

Монодрама, пьеса-монолог, драматическое сочинение для двух-трех актеров позволяют в сжатом сюжетном пространстве КРУПНЫМ ПЛАНОМ показать тонкости, мельчайшие подробности психологических состояний, пристально вглядеться в повороты человеческих отношений.

Сегодня нет нужды включать в репертуар театра "главную" пьесу с характерной для нее публицистической направленностью, отражающую исторические вехи, строительство великого будущего, с ярко вылепленными героическими характерами. Исчезло деление на "производственную" и "бытовую" драматургию, ушло в прошлое (надеемся, навсегда) понятие "мелкотемье". Все заметнее внимание к "частному" человеку с его проблемами, кризисами, страхами, надеждами, с его индивидуальной судьбой.

В книге сделана попытка представить современную петербургскую пьесу для камерного театра в ее жанровом и стилистическом разнообразии. Под одной обложкой нашлось место и авторам предыдущих сборников "Ландскроны", и дебютантам.

Классический любовный треугольник лирико-драматической пьесы Татьяны Катинской, написанной в реалистических традициях, соседствует с развернутой метафорой Игоря Шприца о неумолимом роке, довлеющем над человеческой судьбой.

Характерное для нашех дней недоверие к слову и чувству сквозит в легкой эксцентричной комедии Игоря Григорьева.

Своеобразным отражением мистических настроений времени стало в пьесе Валерия Цикалова физическое, абсолютно бытовое существование умершего человека рядом с живыми героями.

В драме Андрея Зинчука сквозь трагическую тему смерти прорывается страстное желание героини прожить жизнь заново, а уход из бренного мира обещает новую юность и полноту любви.

Рядом с этой, по существу, философской пьесой, изобилующей развернутыми поэтическими ремарками, - почти акварельная фантазия Вадима Шмелева, написанная без единого авторского комментария и полностью рассчитанная на режиссерское сотворчество.

Драматическим парадоксам Сергея Носова особое обаяние придает абсолютная вера его героев в абсурдные предлагаемые обстоятельства.

Свойственная современному театру игра с великими сюжетами и персонажами классической литературы, ставшими, по сути, мифологическими героями, представлена поэтическими текстами Виктора Большакова и Олега Ернева. Возможно, это отклик на отчетливое возрождение интереса камерной сцены к стихотворной пьесе.

Несколько особняком стоят в сборнике три маленькие пьесы "из прошлой жизни". Они выразительно оттеняют перемены, произошедшие в театре последних десятилетий. Кроме того, и маленькая драма Людмилы Разумовской "Судьба", и почти "производственная" пьеса Олега Данилова "Рабочий и колхозница" интересны и сами по себе, и как документы эпохи, и как прошлое известных современных драматургов. К ним примыкает миниатюра "Полтинник" Бориса Соловьева - человека, наделенного незаурядным комедийным даром, но, к сожалению, оставшегося за пределами большой профессиональной литературы.

В книге помимо основного, существуют разделы: "Проба пера", "Драматические этюды", "Сцены из прошлой жизни".

Галина КЛИХ