ПРЕДИСЛОВИЕ



Замысел издания современных пьес для детей возник в 1999 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Нины Владимировны Гернет. Нина Гернет - популярнейший и любимый "детский" автор. Ею написано множество рассказов, киносценарии и более тридцати пьес, десятилетиями не сходивших со сцен ТЮЗов и кукольных театров нашей страны и стран ближнего и дальнего зарубежья. И сегодня многие театры кукол включают в свой репертуар ее маленькие шедевры.

Писательница тонко чувствовала особенности детской психологии, потребность ребенка в игре, и именно игровая природа многих ее пьес увлекает начинающих зрителей миром искусства - через игру, совместное творчество театр помогает ребенку познавать взрослый мир, основные нравственные понятия и ценности Человека.

Нина Гернет принадлежит к плеяде прекрасных ленинградских писателей от Самуила Маршака и Евгения Шварца до Радия Погодина, с которыми столь плодотворно сотрудничал детский театр советского периода нашей истории. ТЮЗы и театры кукол, возникшие как особая форма театральной жизни в двадцатые годы ушедшего века, осененные именами Александра Александровича Брянцева и Сергея Владимировича Образцова, создали свой пласт театральной традиции, включивший в себя и литературу для детского зрителя.

Однако живой театр не может десятилетиями опираться на произведения, сочиненные тридцать, сорок, пятьдесят лет назад, даже если они стали классикой жанра. Сегодняшний ребенок иначе воспринимает традиционные сказки: у него другой жизненный круг, он слышит другую речь, видит иные мультфильмы, - он живет в другом внутреннем ритме. Эта книжка, поначалу задуманная как дань памяти Нине Гернет, стала в то же время и первой попыткой представить театрам, педагогам, детям пьесы, написанные петербургскими (ленинградскими) авторами в последние десять-пятнадцать лет двадцатого века.

Представленные в сборнике пьесы созданы писателями разного возраста, разного театрального и литературного опыта. Кое-кто из драматургов сохраняет верность традициям театра-игры Нины Гернет, другие по-новому открывают поэтичность андерсеновских сказок (казалось бы, классических для детского театра), сочиняют новые театральные сюжеты по традиционным сказочным мотивам.

Милые обаятельные пьесы для самых маленьких "Солнышко и снежные человечки" и "Мой друг - солнце!" созданы безвременно ушедшими из жизни драматургами Александром Веселовым и Владимиром Масловым. Их имена хорошо известны профессионалам-кукольникам, а их произведения по-прежнему востребованы многими театрами России. Да и другие пьесы, вошедшие в сборник, уже имеют свою театральную жизнь, реальное воплощение.

Так, например, пьеса-игра Н. Шувалова "Заяц, Лиса и Петух" поставлена в Петербургском Театре марионеток им. Е.С.Деммени. Автор приоткрывает маленьким зрителям окошко в особый мир художественного воображения и преображения, где артист может мгновенно принимать облик любого героя, испытывать подлинные чувства радости, горя, страха, торжества.

"Пастушка и Трубочист" - проба пера Натальи Архиповой. При всех естественных недостатках, свойственных дебютантам, молодому автору удалось создать театральную сказку для детей с ощутимой лирико-философской окраской.

Наталия Мороз и Геннадий Шугуров отправили в своеобразное сентиментальное путешествие Пьеро, Арлекина и Коломбину. Этот игровой сюжет стал театральным рассказом об извечной тяге человека из привычного быта в неизвестное, в открытый мир, о погоне за счастьем и поисках любви. А любовь придет сама, неожиданно, у порога родного дома... Эксцентрическая кукольная комедия, проникнутая романтическим лиризмом, увидела свет рампы в Самаре.

На сцене Театра Комедии им. Н.Акимова идет пьеса Игоря Шприца "Проделки Эмиля", адресованная подросткам. Используя некоторые мотивы повести Астрид Линдгрен, драматург создал веселую, почти бурлескную комедию, в открытой театральной форме раскрывающую психологию озорного, любознательного, активного мальчугана.

Жанр волшебной сказки представлен в сборнике оригинальной пьесой Андрея Зинчука "Грибабушка, или Немножко колдовства". Здесь традиционные для русской сказки мотивы борьбы добра со злом развиваются в динамичном фантастическом сюжете, воплощаются в образах, близких к фольклорным.

Пьесы, вошедшие в этот сборник, обращены не только к миру и чувствам современного ребенка, они - вольно или невольно - отражают реальную практику современного театра для детей, характер режиссерских поисков в искусстве театра кукол, формы существования актера на сцене, его отношение к персонажам. Хотелось бы надеяться, что именно эти свойства, присущие всем пьесам сборника, и привлекут к ним внимание.



Галина Клих