Олег Ернев
ВЕЧЕР С ХОРОШЕНЬКОЙ И ОДИНОКОЙ
одноактная комедия
Действующие лица:
Лиля
Володя
Нина Юрьевна, мать Лили
Комната Лили, современно обставленная, как у людей со средним достатком. Лиля у зеркала. По тому, как она в него смотрится, чувствуется, что она - в напряжTнном ожидании. Это подтверждает музыкальный звонок: мелодичный, мягкий, деликатный. Тем не менее, она вздрагивает. Последний взгляд в зеркало, последний косметический жест - и Лиля идTт к дверям. Возвращается с Володей, в руках которого огромный букет.
ЛИЛЯ. Здравствуйте. Так вы и есть Володя?
ВОЛОДЯ. Здравствуйте. Я - Володя.
ЛИЛЯ. Очень приятно.
ВОЛОДЯ. Это вам. (Протягивает ей цветы.)
ЛИЛЯ. Что это?
ВОЛОДЯ. Рододендроны.
ЛИЛЯ (затрудняясь). Родо... до... Как мило. Когда вы успели? Да не стойте в дверях, проходите.
Володя делает несколько шагов, спотыкается о выступающую паркетную дощечку и падает. Не поднимаясь с пола, потирает ушибленную ногу. Лиля присаживается на корточки рядом с ним.
ЛИЛЯ. У нас паркет рассохся. Вам очень больно?
ВОЛОДЯ. Нет-нет, я сейчас встану. (Продолжает сидеть.) А... где ваша мама? По телефону вы сказали, что с мамой живTте.
ЛИЛЯ. Мама на дежурстве. Вставайте. (Ставит цветы в вазу. Володя поднимается.) Мы с вами весь вечер будем одни. Чай пить будем. Знакомиться будем. Рододен...
ВОЛОДЯ. Дроны.
ЛИЛЯ. Дроны ваши нюхать будем. Вы - в гостях у молодой, хорошенькой женщины.
ВОЛОДЯ (подчTркнуто). Одинокой.
ЛИЛЯ (нахмурившись). Что?
ВОЛОДЯ. Молодой. Хорошенькой. И одинокой.
Пауза
ЛИЛЯ. А... Ну да. Это уж как водится.
ВОЛОДЯ. Не сердитесь.
ЛИЛЯ. Простите, я забыла, как вас зовут.
ВОЛОДЯ. Володя.
ЛИЛЯ. Ах да, правильно. Володя. Как говорится: я из лесу вышел, был сильный склероз. А меня - Лиля.
ВОЛОДЯ. Я помню.
ЛИЛЯ. А вы женаты, Володя?
ВОЛОДЯ. Был. Сейчас нет. А вы?
ЛИЛЯ. И я была. А мы с мужем когда-то вот в этой комнате жили.
ВОЛОДЯ (оглядывая комнату). Тесная.
ЛИЛЯ. А нам нравилось. ЕщT полгода назад жили.
ВОЛОДЯ. Понятно. А спали где?
ЛИЛЯ. Ничего себе вопросик. Зачем это вам?
ВОЛОДЯ. Да так просто. Всегда интересно, где люди спят.
ЛИЛЯ (с суховатой назидательностью). Обычно люди спят на кроватях.
ВОЛОДЯ. Не все. Рахметов на гвоздях спал.
ЛИЛЯ. Кто это?
ВОЛОДЯ. Который не знал, что делать.
ЛИЛЯ. А-а, мазохист, наверное.
ВОЛОДЯ. Йоги на углях горящих спать могут.
ЛИЛЯ (отмахиваясь). Это неправильные люди.
ВОЛОДЯ. А у меня один друг есть, он в гамаке любит спать. СвернTтся в клубок и спит.
ЛИЛЯ (заинтересованно). В клубок?
ВОЛОДЯ. Да.
ЛИЛЯ. Как Tжик?
ВОЛОДЯ. Да.
ЛИЛЯ. А где у него нос, рот, глаза?
ВОЛОДЯ. Не понял.
ЛИЛЯ. Ну, ведь если клубок, то ничего не найти.
ВОЛОДЯ. А зачем искать?
ЛИЛЯ. Здрасьте. Мы с чего начали? С кро-ва-ти!
ВОЛОДЯ (озадаченно). Простите...
ЛИЛЯ. Только без пошлостей. Я вовсе не то имела в виду. Вы спросили, где я спала с мужем?
ВОЛОДЯ. Ну, спросил.
ЛИЛЯ. Вот. А теперь я вас спрашиваю: когда он спит в гамаке, свернувшись клубком, где у него нос, рот, глаза? В клубке прячет? Куда целовать прикажете, если он муж? В колючки?
ВОЛОДЯ (вспотев). А, вот вы о чTм. Я...
ЛИЛЯ. Вот на этой кровати с мужем я спала.
Неожиданно с силой толкает его на кровать. Он падает и лTжа ошеломленно на нее смотрит.
ВОЛОДЯ. Вы что, с ума сошли?
ЛИЛЯ. А вы? Вы пришли к женщине и с порога, не попив чаю, спрашиваете, где она спала с мужем. А вдруг она никогда не спала с мужем?
ВОЛОДЯ. Простите, я этого не знал, что у вас ... что у вас неправильный муж.
ЛИЛЯ. Вставайте, у нас на работе мужчины никогда не валяются на кроватях.
ВОЛОДЯ. Я не на работе. Я в гостях.
ЛИЛЯ. Да помню, помню. Вас Володя зовут. А... от кого вы узнали мой телефон?
ВОЛОДЯ. Я... видите ли... у меня есть друг...
ЛИЛЯ. Я помню, в клубочке.
ВОЛОДЯ. Нет, другой.
ЛИЛЯ. Который на гвоздях?
ВОЛОДЯ. Не смейтесь. У него в записной книжке... короче, говорит: есть курочка, очень хорошенькая.
ЛИЛЯ. Курочка - это я?
ВОЛОДЯ. Да.
ЛИЛЯ. Правда?
ВОЛОДЯ. Правда.
ЛИЛЯ. Нет, правда, что я хорошенькая?
ВОЛОДЯ (критически ее осматривает). Ну... я... вы мне нравитесь.
ЛИЛЯ. Спасибо. И что?
ВОЛОДЯ. А... о чTм мы?
ЛИЛЯ. О вашем друге, который ест хорошеньких курочек, а тем, что от них остаTтся, делится со своими товарищами.
ВОЛОДЯ. Ну, зачем вы так? (Вытаскивает записную книжку.) Он дал мне ваш телефон. Мы же должны помогать друг другу
ЛИЛЯ. Поняла. Гуманитарная помощь.
ВОЛОДЯ. Хм. Я записал ваш телефон в свою книжку. Вот в эту.
ЛИЛЯ. Дайте посмотреть. (Рассматривает книжку.) Красивая.
ВОЛОДЯ. Подарок жены.
ЛИЛЯ. Она видно, вас очень любила.
ВОЛОДЯ. Было время.
Пауза.
ЛИЛЯ. Съешьте что-нибудь: апельсин или яблоко. Я чайник поставила.
ВОЛОДЯ. Спасибо. (ГрызTт яблоко.)
ЛИЛЯ. А мне муж тоже когда-то подарок сделал. (ИдTт к книжному шкафу, вытаскивает красивую тетрадь для записей, в роскошном переплTте.) Вот, это мой дневник. Когда мне грустно или когда меня называют хорошенькой курочкой или когда мой телефон передают другим... я разговариваю со своим дневником. (Любовно гладит тетрадь, прижимает ее к щеке.) Кстати о курочке: сленг. Означает: женщина легкого поведения.
ВОЛОДЯ. Простите, я не знал. Вы... обиделись?
ЛИЛЯ. Нет. Если поведение у меня и легкое, то характер - тяжелый. Идите мойте руки. Ванная там. Желтое полотенце для вас. И не сковырните паркет. И на раковину не облокачивайтесь - грохнется. В этом доме все рушится.
Володя уходит. Некоторое время Лиля сидит смирно. Но как только раздаTтся шум воды, хватает оставленную Володей книжку и жадно ее листает.
Эл, Эл, вот. Лиля. Да. Не солгал. Мой телефон.
Шум воды прекращается Она захлопывает книжку, из нее выпадает фотография. Лиля поднимает ее, разглядывает. Услышав звук открывающейся двери, всовывает фотографию в книжку и кладTт ее на место. Принимает безразличное выражение. Входит Володя.
ВОЛОДЯ. У вас там чайник во всю кипит.
ЛИЛЯ. Спасибо.
Уходит на кухню. Володя прислушивается, потом хватает со стола оставленный ею дневник и начинает листать. Заслышав шаги Лили, кладTт его на место. Принимает небрежную позу. Входит Лиля, разливает чай.
ВОЛОДЯ. Вы очень любили мужа?
ЛИЛЯ. Если вы хотите знать, был ли он в моей жизни первым мужчиной, то...
ВОЛОДЯ. Вы любили своего мужа?
ЛИЛЯ. Да, чTрт побери! Да! Любила! И сейчас люблю! Что дальше?
ВОЛОДЯ (невозмутимо). Простите, я не предполагал, что это для вас так больно. Я сам очень любил свою жену, и может быть, так же как вы... до сих пор ее...
ЛИЛЯ (резко перебив). Значит, вы взяли у друга телефон и решили позвонить?
ВОЛОДЯ. Да. Набрался смелости и...
ЛИЛЯ. Чего набрались?
ВОЛОДЯ. Смелости, мужества.
ЛИЛЯ. Забытые слова. Продолжайте, прошу вас.
ВОЛОДЯ. Позвонил. Вы ответили: приезжайте.
ЛИЛЯ. Да, набралась смелости, мужества и ответила: приезжайте.
ВОЛОДЯ. Да, и назвали адрес. Через полчаса я приехал. И вот... я у вас.
ЛИЛЯ. А что вы делали эти полчаса?
ВОЛОДЯ. Ехал к вам. Нет, сначала за цветами. Съездил в Ботанический сад и купил...
ЛИЛЯ. Дроны?
ВОЛОДЯ. Да.
ЛИЛЯ. На метро или на такси?
ВОЛОДЯ. Какая разница? На метро.
ЛИЛЯ. За полчаса до Ботанического? Не врTте?
ВОЛОДЯ. Не вру.
ЛИЛЯ. Врете. Выходной день. В Ботаническом саду дендроны не продаются.
ВОЛОДЯ. В оранжереях не выходной. И у меня там знакомая тетка работает.
ЛИЛЯ. Вы украли цветы. По глазам вижу.
ВОЛОДЯ (смущTнно). Украл.
ЛИЛЯ. Для какой женщины?
ВОЛОДЯ. У которой пью чай.
ЛИЛЯ. Опять ложь. Вы готовились к свиданию к другой женщине. А она либо не пришла, либо... Порылся в книжечке, Лилечка обнаружилась, хорошенькая, одинокая... Не пропадать же вечеру и цветам. Вы думаете, я запасной игрок? У меня, между прочим, душа... Не хочу ваших цветов, не хочу, чтобы вы сидели рядом. Забирайте их и... хватит чужие чаи распивать. (Володя пьет чай.) Вам что, непонятно?
ВОЛОДЯ. Почему? Очень все доходчиво.
ЛИЛЯ. А почему не выметаетесь?
ВОЛОДЯ. Я у вас в гостях. Разве с гостями так обращаются? Перебиваете, кричите, нервничаете все время. Чай у вас какой-то невкусный. Пожадничали заварку.
ЛИЛЯ. Сорт такой. На фирменные нет денег.
ВОЛОДЯ. Сорт хороший, заваривать не умеете. Значит, вот в этой комнате вы жили с мужем. И сколько лет?
ЛИЛЯ. Какое вам дело? Пять. И что?
ВОЛОДЯ А говорите, что и сейчас любите. Если бы любили, портретик бы на стеночке висел.
ЛИЛЯ. ЕщT чего - портретики.
Неожиданно Володя встает и направляется к двери.
ЛИЛЯ (с лTгкой тревогой). Эй! Вы куда?
ВОЛОДЯ. Вы меня гоните, я ухожу.
ЛИЛЯ. Сразу надо было, когда злая была. Сядьте!
ВОЛОДЯ. Чтобы вы опять на меня кричали.
ЛИЛЯ. Сядьте, прошу вас. Ну, пожалуйста, не покидайте меня так сразу.
ВОЛОДЯ (чуть помедлив). Ну, хорошо. (Возвращается.) Допустим. Допустим, что цветы не для вас. Они предназначались другой женщине. Но той женщины уже нет. Теперь эти цветы для вас.
ЛИЛЯ (смирясь). Спасибо. Простите, что на вас накричала.
ВОЛОДЯ. Вы думаете, жена меня бросила?
ЛИЛЯ. Так цветы были для...
ВОЛОДЯ. Это я сам, сам от нее ушел. Меня никто не бросал. Я сам.
ЛИЛЯ (смиренно). Я понимаю.
ВОЛОДЯ. А будете кричать, и от вас уйду. Как колобок. Помните сказку про колобка, который гулял сам по себе.
ЛИЛЯ. Это кошка гуляла сама по себе. Эта сказка про меня.
ВОЛОДЯ. А колобок - про меня.
ЛИЛЯ (грустно). Колобок, колобок, улетел, как голубок. (Нежно гладит Володю по голове. От неожиданности тот застыл под ее лаской. Сидит, как нож проглотил. Пауза. Она продолжает гладить. Ласка ее принимает оттенок чувственности.)
ВОЛОДЯ (сглотнув слюну). Мне, может, любви хочется. Настоящей, большой.
ЛИЛЯ. И вы пришли искать ее у меня? Хороший мой. Кому ж ее не хочется? (Понизив голос до шепота.) Я слышала в телефонную трубку, как вы волнуетесь. Я сама волновалась. Страшно было.
ВОЛОДЯ (невольно переходя на шепот). Почему страшно?
ЛИЛЯ. Не знаю. Новое знакомство, как новое приключение. Неизвестность. Женщину всегда пугает неизвестность. Пугает и... и волнует. У вас тоже голос дрожал.
ВОЛОДЯ. У меня всегда голос дрожит, когда я разговариваю с хорошенькими женщинами.
ЛИЛЯ. Нервы. Но ведь вы не знали, какая я: брюнетка, блондинка?
ВОЛОДЯ. Понятия не имел.
ЛИЛЯ. Гадкий лживый мальчик.
ВОЛОДЯ. Что? Опять?
ЛИЛЯ. Откуда у вас моя фотография?
ВОЛОДЯ. Где? Какая фотография?
ЛИЛЯ. Вот. (Вытаскивает из книжки свою фотографию.)
ВОЛОДЯ (выхватывая ее). Манеры у вас...
ЛИЛЯ (сокрушенно). Что делать, когда кругом все врут.
ВОЛОДЯ. А это не вы мне ее подложили?
ЛИЛЯ. Говорите правду.
ВОЛОДЯ (вздохнув). Правда заключается в том, что цветы куплены для...
ЛИЛЯ. Для меня.
ВОЛОДЯ. Ну да. Я же говорил с самого начала.
ЛИЛЯ (лицо ее светлеет). Теперь я вам верю. (Долго с наслаждением вдыхает аромат цветов.) Володя, можно я вас поцелую?
Нежный поцелуй.
ВОЛОДЯ (смущTнно). Раз такое дело... Я стеснялся... В общем, у меня кое-что есть. Давайте вмажем? А? Вот!
ЛИЛЯ. Коньяк?
ВОЛОДЯ. Коньяк.
ЛИЛЯ. Вы знаете, мой муж очень любил коньяк. И меня научил. Я раньше спиртное в рот не брала. А теперь... Налейте мне и увидите, что я вашим коньяком сделаю.
ВОЛОДЯ (протягивает ей полную рюмку). Держите. Ну и..?
ЛИЛЯ (опрокинув махом рюмку). Ап и нету.
ВОЛОДЯ. Браво. Повторить?
ЛИЛЯ. Прямо как мой муж: повторить? Вот и доповторялась.
ВОЛОДЯ. Что доповторялась?
ЛИЛЯ. Повторенье - мать ученья. Научилась, вот что. Правда, это потом пригодилось. Когда расстались. (Пауза.) А вы пьете в точности, как мой муж.
ВОЛОДЯ (слегка раздраженно). А как пил ваш муж?
ЛИЛЯ. Вот также грел рюмку. Он говорил, что коньяк нужно согревать в ладонях, и тогда он распадается на сложный и тонкий букет.
ВОЛОДЯ. Это так. Но при чTм тут ваш муж. Это древнее искусство. ЕщT со времен античности...
ЛИЛЯ (захмелев, упрямо). Он говорил: это как скульптор... Прежде, чем лепить, долго согревает в ладонях глину. И когда глина становится податлива - делай из нее что хочешь. Если есть талант.
ВОЛОДЯ. Верно подмечено.
ЛИЛЯ (с затуманенным взглядом). Он говорил, что если женщину держать в теплых ладонях, она становится как глина, мягкая и податливая, и делай из нее, что хочешь... что хочешь...
ВОЛОДЯ. Если есть талант.
ЛИЛЯ (с закрытыми глазами, мечтательно). ...что хочешь...
ВОЛОДЯ. Похоже, ваш муж был неглупым человеком. Но... нельзя ли как-нибудь сегодня... без...
ЛИЛЯ (очнувшись). Ладно. Поговорим о вас.
ВОЛОДЯ. Нет, о вас. Вы такая странная. Где вы работаете?
ЛИЛЯ. Секрет.
ВОЛОДЯ. СерьTзно.
ЛИЛЯ. Серьезно. Секретная организация. С космосом связана.
ВОЛОДЯ. В наше-то время? Секреты?
ЛИЛЯ. Не смейтесь. Мне до сих пор заграничный паспорт не выдают. Так мечтала в Грецию съездить.
ВОЛОДЯ. Вы связаны с космосом?
ЛИЛЯ. Я связана с обезьянами.
ВОЛОДЯ. В какой-то мере мы все связаны с обезьянами.
ЛИЛЯ. Я связаны с обезьянами, которые связаны с космосом.
ВОЛОДЯ. Что-то оккультное?
ЛИЛЯ. Никакой мистики. Чистая проза и материализм. Эти обезьяны летают в космос. В спутниках. Сплошное издевательство над животными. Датчики, хератчики. Ну ее, эту работу. Дайте выпить.
ВОЛОДЯ. Пожалуйста. А в ладонях?
ЛИЛЯ. Потом.
ВОЛОДЯ. Нет, я про коньяк.
ЛИЛЯ. А-а, поздно. Ап и нету. Повторить.
ВОЛОДЯ. Я вижу, работа вам не по вкусу.
ЛИЛЯ. Никакой романтики. Хорошо, что есть драмкружок. У нас еще не отменили. Есть где душу отвести.
ВОЛОДЯ. Совпадение. Я тоже.
ЛИЛЯ. Тоже в драмкружке?
ВОЛОДЯ. Да. Скучно жить стало. Кругом деньги, деньги. Не для русского менталитета. Как с женой расстался, так затосковал. А там всT-таки развлечение.
ЛИЛЯ. Весь мир - театр, все люди в нем актеры.
ВОЛОДЯ. Точно. Летать рожденный не может ползать!
ЛИЛЯ. Ты стало быть чайка Джонатан Ливингстон?
ВОЛОДЯ. Ну да. Нет повести печальнее на свете... Лиля, зачем вы все время мне лапшу на уши вешаете? Нет у вас никакого мужа. Вы все выдумали. И вот еще что: да, я не случайно вам позвонил, но и вы... вы ждали моего звонка.
ЛИЛЯ (густо покраснев). Глупости.
ВОЛОДЯ. Ждали.
ЛИЛЯ Чушь!
ВОЛОДЯ (торжествующе). Ждали! Откройте ваш дневничок. Прочтите последнюю запись, как вы с волнением ждали этой встречи.
Пауза.
ЛИЛЯ. Подсмотрели?
ВОЛОДЯ. Один раз.
ЛИЛЯ. Ладно. Но... я ждала не вас.
ВОЛОДЯ. Не меня?
ЛИЛЯ (с вызовом). Не вас.
ВОЛОДЯ. Кого же?
ЛИЛЯЯ ждала... (Пауза.) Мужа.
ВОЛОДЯ (кричит). Нет у вас никакого мужа!
Лиля бросается к шкафу, роется в нем, вытаскивает альбом, документы, бросает это все перед Володей.
ЛИЛЯ. А это что? Читайте: свидетельство о браке.
ВОЛОДЯ Подделка.
ЛИЛЯ. Дурак! А это? Вот я, а вот он. Мы в загсе. Это свидетели.
ВОЛОДЯ А чего они такие толстые?
ЛИЛЯ. Вот мы целуемся.
ВОЛОДЯ (рассматривая фотографию). Да уж...
ЛИЛЯ. Кольцо на палец ему надеваю. Оно ещT не налезало, я чуть в обморок не упала. Понятно вам, кого я сегодня ждала?
Володя перелистывает альбом. Неожиданно его привлекает какая-то фотография. Он берет ее, кладет в карман. Ни слова не говоря, встает, направляется к двери.
ЛИЛЯ. Эй, куда вы?
ВОЛОДЯ. Я понял, что вы ждали не меня.
ЛИЛЯ. И вы обиделись?
ВОЛОДЯ. Я люблю, когда ждут меня.
ЛИЛЯ. Теперь я жду вас.
ВОЛОДЯ. Потому что не пришел он?
ЛИЛЯ. Наплевать. Это его личное дело. Останьтесь. Я жду вас. Устраивает? И кстати, что это вы у меня стащили? Это же моя фотография.
ВОЛОДЯ. Ошибаетесь. Моя. Глядите.
ЛИЛЯ (рассматривая фотографию). Черт. И правда: вылитый вы.
ВОЛОДЯ. Как к вам попала моя фотография?
ЛИЛЯ (смутившись). Женщинам нельзя задавать такие вопросы.
ВОЛОДЯ. Тем, которые лгут, можно.
ЛИЛЯ. Сдаюсь. Я ее отлепила. С доски объявлений. Иду по улице, смотрю фотография: красивый молодой мужчина. Я и отлепила. Стенд такой. Их разыскивает милиция.
ВОЛОДЯ. Что вы мне голову морочите.
ЛИЛЯ Честное слово, Володя. Вы в розыске. Вас ищут по всей России. Но у меня вы в безопасности.
ВОЛОДЯ. Откуда у вас моя фотография.
ЛИЛЯ (сдаваясь). У подруги увидела в альбоме. Вы мне понравились. Я сказала подруге. Она - вашему другу. Ваш друг, любитель курочек - вам. Принцип домино.
ВОЛОДЯ. Тогда... выпьем за то, что вы ждали меня.
ЛИЛЯ. За то, что вы пришли ко мне. А потом... вы подержите меня в ладонях. Если они у вас теплые. Потому что я ужасная мерзлячка.
ВОЛОДЯ. Вот, потрогайте.
ЛИЛЯ (гладя и целуя его руки, полупьяно). Горячее... сердце. Вы... вы говорили, что в кружке играете. Что за роль?
ВОЛОДЯ (оживленно). У вас веревка есть?
ЛИЛЯ. Если вешаться, чур не в моем доме. (Поймав взгляд Володи.) Ну ладно, веревка в ванной.
Володя уходит. Она подходит к телефону, набирает номер и, прикрыв рукой трубку, тихо говорит: "Это ты? Да, получилось. Он у меня. Жду." Кладет трубку. Возвращается Володя. Она сморит на него с чувством растущего беспокойства и вдруг, защищаясь рукой, отшатывается
ВОЛОДЯ. Что с вами? Чего вы испугались?
ЛИЛЯ. У вас... Вы... У вас взгляд какой-то...
ВОЛОДЯ. Какой?
ЛИЛЯ. Такой какой-то... не такой. Вы уходили не таким.
ВОЛОДЯ. Это я в роль вошел. Пьеса начинается с того, что... (Толкает ее с силой на кровать.)
ЛИЛЯ. Вы что делаете, чертов сын? Мне же больно!
ВОЛОДЯ. Погодите, не брыкайтесь. (Связывает ее.)
ЛИЛЯ. Что это? Что вы со мной сделали?
ВОЛОДЯ. Я играю в пьесе главную роль. А пьеса начинается с того, что герой притаскивает в подвал женщину и связывает ее.
ЛИЛЯ. Ну и пусть связывает в своем подвале. Вы же не в своем подвале. И я не из тех женщин, которых нужно связывать.
ВОЛОДЯ. Та женщина тоже была не из тех женщин.
ЛИЛЯ. Сукин сын. Что вы хотите со мной сделать?
ВОЛОДЯ. Мне нужно знать правду: кого вы ждали сегодня вечером. Мне очень важно. Я одинокий человек. Мне тяжело... я хочу... я требую, чтобы меня любили.
ЛИЛЯ. В этом положении? (Извивается всем телом.) Не выйдет.
ВОЛОДЯ. Вам лучше не упрямиться. Я человек отчаянный, ей-богу. Кого вы ждали?
ЛИЛЯ. Хорошо. Только, чтобы от вас отвязаться. У нас в кружке есть молодой человек. Он мой партнер. Мы давно уже нравимся друг другу. Почти полгода. Мы даже... любим друг друга, если хотите.
ВОЛОДЯ. А муж? Вы же твердили, что любите мужа?
ЛИЛЯ. Муж - это другое.
ВОЛОДЯ. Вот оно как. Муж - другое.
ЛИЛЯ. Да. Вчера после репетиции мы с тем парнем договорились... В общем, я ждала его.
ВОЛОДЯ (укоризненно). Но ведь вы только что клялись, что ждали меня. Мы даже выпили за это.
ЛИЛЯ (смущTнно). Это... это было до того, как вы вышли в ванную. И вернулись из нее. Я хочу сказать, вы были другим. А сейчас...
ВОЛОДЯ (в раздумье). Значит полгода вы не живTте с мужем. Полгода любите другого. ЖдTте этого другого. Он не приходит. И вместо него в...
ЛИЛЯ. А у той женщины из пьесы был муж?
ВОЛОДЯ. Был.
ЛИЛЯ. А зачем вы ее похитили?
ВОЛОДЯ. Чтобы убить. Но сначала я, то есть он, должен совершить над ней насилие.
ЛИЛЯ. Это еще зачем?
ВОЛОДЯ. Он выбрал ее: она ему понравилась.
ЛИЛЯ. А я... вам?
ВОЛОДЯ. Тоже.
ЛИЛЯ. По-моему, мне становится по-настоящему страшно.
ВОЛОДЯ. Это еще цветочки.
ЛИЛЯ. А он?
ВОЛОДЯ. Кто?
ЛИЛЯ. Тот человек из пьесы, он тоже был женат?
ВОЛОДЯ. Нет, он был одинок и выл по ночам на луну. Вот так. (Долго сосредоточенно воет.) У-у-у-у-у-у!!!
ЛИЛЯ (ее трясет от страха). Господи, может я могу вам чем-то помочь?
ВОЛОДЯ (прекратив вытье). Вы мне зубы не заговаривайте. Та женщина в подвале ему тот же вопрос задала.
ЛИЛЯ. Хорошая женщина. А что он?
ВОЛОДЯ (зло). Ничего. Когда вас привязывают к кровати, вы почему-то сразу становитесь жалостливыми, участливыми, кроткими. А почему вы не оказываетесь рядом с нами, когда мы на луну воем?
ЛИЛЯ. А кто вам сказал, что мы не воем? Просто, когда вы воете с одной стороны, мы в это время воем с другой. И не слышим друг друга.
ВОЛОДЯ. Это была его личная месть всему равнодушному женскому полу. Я про того мужчину из подвала.
ЛИЛЯ. Но я-то при чем.
ВОЛОДЯ. Я же говорю: всем женщинам. Вы так лживы, холодны, эгоистичны. Хотя бы по отношению ко мне. Вам все равно: муж, любовник или я.
ЛИЛЯ. Погодите. И что он сделал с той женщиной? (Ахнув.) Убил?
ВОЛОДЯ. Нет. К сожалению. (Вздох облегчения Лили.) Подоспела полиция. Но перед тем как его увели... знайте, она его полюбила.
ЛИЛЯ. Полюбила? Своего убийцу?
ВОЛОДЯ. Он не убийца. Просто она ему понравилась, а она на него и внимания бы никогда не обратила. Он был слюнтяй и боялся ее мужа.
ЛИЛЯ. Полюбила слюнтяя?
ВОЛОДЯ. К тому времени он уже не был слюнтяем.
ЛИЛЯ. Бедный.
ВОЛОДЯ. Это он-то?
ЛИЛЯ. Это я вам.
ВОЛОДЯ. Учтите, что я - не он. И если женщинам нравится насилие, я буду совершать его над ними без счTта.
ЛИЛЯ. Женщинам не нравится насилие. Женщинам нравятся бедные слюнтяи, которые ночами воют на луну.
ВОЛОДЯ. Не обольщайтесь, вы сейчас выражаетесь словами той женщины из подвала. Но я вам не верю. И потом, кто вам сказал, что я - слюнтяй?
ЛИЛЯ. Послушайте, ваша жена что-то такое вам сделала, из-за чего вы стали выть на луну, а страдать должна почему-то я. Идите к своей жене и насилуйте ее хоть до бесконечности. А меня оставьте в покое и развяжите же, наконец.
ВОЛОДЯ (задумчиво). Над своей женой? Нет. Я бы не посмел. (Хватается за голову.) Она такая хрупкая... нежная... она...
ЛИЛЯ. А я что по-вашему, дирижабль что ли? Может вы хоть разок на меня взглянете. Да я само воплощение хрупкости. Таким женщинам, как я, дарят эти... как их ну... Родододендродоны. Вот. Я даже выговорила. Ради вас.
ВОЛОДЯ. Нет-нет, вы - не моя жена. Я заодно отомщу и за вашего мужа. Он тоже где-нибудь воет. А вы в это время... драмкружок, партнер, вот теперь я.
ЛИЛЯ. Господи, маньяк, садист какой-то.
ВОЛОДЯ. И ваш муж, знай, он об этом, первый бы пожал мне руку.
ЛИЛЯ. Подлец. Обманщик. С цветами заморскими пришел. А я-то, дура, поверила, губу выпятила, чуть не отдалась ему.
ВОЛОДЯ. Вот-вот.
ЛИЛЯ. Развяжите. Я, может, еще не передумала.
ВОЛОДЯ. Я передумал. Теперь у меня только одно желание: вас наказать. Я как увидел вашу фотографию, сразу понял: она. У меня аж адреналин в кровь литрами вспрыснулся, я даже задрожал. Она. Она ответчик.
ЛИЛЯ. Зверь. Садюга.
ВОЛОДЯ. Драмкружочки, драманализы. Драмы захотелось? Будет вам и драма, и трагедия. (Снимает рубашку.) Ну? Кого же вы ждали сегодня, мадам? Меня? Своего мужа? Или любовника из драмкружка.
ЛИЛЯ. Он не любовник.
ВОЛОДЯ. И никогда им не будет. Вашим любовником стану я.
ЛИЛЯ. Подлец!
ВОЛОДЯ. Ну-ну, потише. Вашего согласия здесь не требуется. Так кого? Считаю до трTх. После чего целую одну вашу ножку, потом вторую, потом... пойду выше, выше, а потом...
ЛИЛЯ. Бандит. Ничего тебе не скажу, не надейся. Можешь пытать. Можешь заколачивать в меня гвозди. Можешь вывернуть меня наизнанку. Ничего не узнаешь.
ВОЛОДЯ. Смотрите, я целую.
ЛИЛЯ. Ой, щекотно. Не надо.
ВОЛОДЯ. Ах, не надо?
ЛИЛЯ (кричит). Мама!
ВОЛОДЯ. Мама на дежурстве. Какая замечательная ножка.
ЛИЛЯ. Помогите!
ВОЛОДЯ. И вторая такая же. Скажите пожалуйста! Хм! Чулочки сейчас снимать будем или после?
ЛИЛЯ. Хватит. Я сдаюсь.
ВОЛОДЯ. Хорошо. Как вы сдаетесь?
ЛИЛЯ. Я вас люблю. Мне жаль, что вы воете по ночам, я буду выть вместе с вами. Я буду во всем вам уступать, подчиняться. Развяжите меня, и я сама вас поцелую. Чего вам еще надо? Зачем вам обязательно знать, кого я сегодня ждала? Я не могу вам сказать. Мне стыдно.
ВОЛОДЯ. Смирная стала. Овечка. Вот точно также и та, из подвала, заблеяла. Даже полюбила под конец. Знаете что, вы полежите пока, а я ваш дневничок полистаю. Очень мне интересно, что пишут в дневники хорошенькие женщины.
ЛИЛЯ. И одинокие.
ВОЛОДЯ. Конечно же одинокие. (Листает дневник.) Так-так, ага: "Все время пытаюсь понять, почему мы расстались. Мы так хорошо жили..." Ну, это про него. Это тоже про него "Любили друг друга"... "Прошло три месяца, а он ни разу не позвонил, это жестоко". "Хожу ночами по комнате и плачу..." Ну, это крокодильи слезы. "Боже, как я его люблю!" Слова! Слова! Слова! (Захлопывает дневник.) Знаете что, возвращайтесь к нему, честное слово. Меня уже тошнит от вашего мужа. Только о нем и слышишь. Не хочу иметь с вами никакого дела.
ЛИЛЯ. Вы меня отпускаете?
ВОЛОДЯ. Так сказал тот мужчина из подвала женщине. Он хотел ее развязать, и не успел. Ворвались полицейские и арестовали его. Но она успела его полюбить.
ЛИЛЯ. Помню. За то, что он перестал быть слюнтяем. За то, что сумел ее похитить.
ВОЛОДЯ. За то, что сумел совершить поступок. Необычный, дерзкий, смелый поступок.
ЛИЛЯ. Мне кажется, я бы тоже смогла оценить такого мужчину по достоинству.
Звонок в дверь.
ВОЛОДЯ. Кто это?
ЛИЛЯ. Боже, что я наделала! Я вызвала милицию по телефону.
ВОЛОДЯ. Вы меня предали? Почему?
ЛИЛЯ. Вы похитили рододендроны из оранжереи. Вы убежали от своей жены. Вы грубо вели себя со мной. И вы не тот, за кого себя выдаете. Вот почему. Вам мало жен?
Вторичный звонок, более продолжительный. Володя набрасывает на себя рубашку и спокойно идет к окну.
ЛИЛЯ. Вы с ума сошли! Пятый этаж!
ВОЛОДЯ. Я не буду сдаваться, как тот мужчина из подвала. И не смешите меня, не делайте вид, что вам меня жалко.
ЛИЛЯ. Не смейте!
ВОЛОДЯ. Вы хотите торжествовать. Вы хотите видеть, как меня будут уводить в наручниках? Ну, так вы этого не увидите.
ЛИЛЯ. Нет-нет, постойте! Мне... Я испытываю к вам нежность.
ВОЛОДЯ. Вы... тому мужчине из подвала?
ЛИЛЯ. Это я вам. Я люблю вас.
ВОЛОДЯ. Это опять ловушка?
ЛИЛЯ. Это правда. Я вас люблю.
ВОЛОДЯ. Вы любите своего мужа.
ЛИЛЯ. Да.
ВОЛОДЯ. Вы любите партнера по драмкружку.
ЛИЛЯ. Да.
ВОЛОДЯ. И вы любите меня?
ЛИЛЯ. Люблю.
ВОЛОДЯ. Не слишком ли много для одной... одинокой...
ЛИЛЯ. Хорошенькой.
ВОЛОДЯ. Хорошенькой и одинокой
ЛИЛЯ. Я вас люблю. Это правда.
Пауза. Оба пристально смотрят друг на друга. Слышен звук открываемой ключом двери. Входит Нина Юрьевна.
НИНА ЮРЬВНА. Здравствуй, Володя.
ВОЛОДЯ. Здравствуйте, Нина Юрьевна.
НИНА ЮРЬВНА. Давненько не виделись.
ВОЛОДЯ. Полгода.
НИНА ЮРЬЕВНА. Похудел.
ЛИЛЯ. На луну выл.
НИНА ЮРЬЕВНА. На луну? А ты чего это веревками обмоталась?
ВОЛОДЯ. Это... это мы пьесу репетируем.
НИНА ВИТАЛЬЕВНА. Пьесу? Я думала вы мириться будете, а вы сразу и пьесу.
ВОЛОДЯ. Так мы... (Развязывает Лилю.) Пойду я, Нина Юрьевна.
ЛИЛЯ (схватив его за руку). Мама, куда он пойдет? Зачем?
НИНА ЮРЬЕВНА (чуть насмешливо). Неужто за полгода не находился?
ЛИЛЯ (с любовью глядя в глаза Володи). Я люблю вас. Очень люблю.
ВОЛОДЯ. Это вы... тому мужчине из подвала?
ЛИЛЯ. Тебя люблю. Тебя.
НИНА ЮРЬЕВНА. Как же не любить мужа-то? Ну, поссорились. Теперь помирились.
ЛИЛЯ. И он меня любит, мама.
НИНА ЮРЬВНА. Я говорила тебе: помиритесь. Только потерпеть надо.
Деликатно удаляется в свою комнату. Как только дверь за ней закрывается, Лиля и Володя страстно бросаются в объятия друг друга.