"ПОТОМ... ПОТОМ... ПОТОМ..."
Его так и звали длинным именем - "СашаПопов". В СТД, в театрах, в "Сайгоне". Это был центровой человек, жил на Чайковского, ходил по центру. Написал четыре пьесы, издавал в единственном экземпляре альманах "Северные цветы" пятнадцать лет подряд. Писал еще что-то, много, острым мелким почерком.
Но известен н как
драматург.
Его судьба осознается сейчас
страшным лекалом поколения,
которое рождено после войны.
Поколения неагрессивного, тихого,
много читавшего, много ожидавшего.
Можно даже сказать - истаявшего в
ожидании жизни. Его, это поколение,
изжевали и выплюнули самые, может
быть, гнусные в истории России
семидесятые годы. Годы, лишившие
Россию будущего.
Лет семнадцать назад Сашу Попова
приняли в драматургическую
мастерскую И. Дворецкого при
ленинградском ВТО с пьесой
"Потом... потом... потом..."
О судьбе этой пьесы надо сказать
особо, потому что она сыграла в
судьбе Саши Попова фатальную роль.
Пьеса сразу попала в высочайшие
театральные круги. Говорил об
участии в создании ее безработный
тогда Кама Гинкас. Очень хвалили
пьесу и способствовали ее
распространению Людмила
Петрушевская и Алла Соколова. Читал
полуслепой экземпляр Олег Ефремов.
Выше же всех оценил Сашу Попова уже
и тогда мифологизируемый Анатолий
Васильев. На встрече с
ленинградскими писателями на их
вопрос о том, кого он считает лучшим
современным драматургом, он не
колеблясь сказал:
- Конечно, Сашу Попова.
Затем о пьесе начали забывать.
Начали забывать о Саше Попове. А он
ходил в "Сайгон", по Литейному,
в театры, ожидая продолжения.
И продолжение последовало. Сам
Товстоногов прочел пьесу
"Потом... потом... потом..." и
публично, в печати и устно, заявил,
что это лучшая современная пьеса и
он хочет ее ставить.
В БДТ разминали ее для мастера.
Однако Товстоногов умер.
Пьесу еще потаскали по сцене...
Затем некие театральные люди
решили, что она, пожалуй, устарела...
Руководство театра не стало с ними
спорить.
Наивно предполагать сейчас, в эпоху
веселых и жадных мальчиков и
девочек, что их заинтересует
история студента-заочника, который
устраивается электриком в ЖЭК и
надеется: может быть здесь ему и его
беременной жене повезет и можно
будет немного согреться в своем
уголке, вдвоем, - втроем!.. Если и не
сейчас, не сразу, то - когда-то...
Потом... потом... потом...
28 марта 1995 года Саша Попов
повесился в прихожей своей
квартиры по улице Чайковского.
Судьба его рукописей
непредсказуема.
Александр Образцов
газета "ЧАС ПИК" N 74 (345) 26 апреля 1995 года
В небольшом объединении Домик драматургов пьес с необычной судьбой, вместе с Сашиной, оказалось семь...