ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Флигель, где Толя получил комнату.

На кухне - Гена с перебитой ногой и его друг - Жора.

На столе - водка, стаканы.

Входит Толя с сумкой.

 

ТОЛЯ (Гене и Жоре). Здравствуйте. (Идет мимо кухни в свою комнату.)

ГЕНА. Погоди. Ты куда?

ТОЛЯ. Домой.

ГЕНА. Погоди. Как это домой? Ты кто?

ТОЛЯ. Я электрик.

ГЕНА. Электрик? А почему ты говоришь домой?

ТОЛЯ. Мне здесь дали комнату.

ГЕНА. Кто дал?

ТОЛЯ. Начальник.

ГЕНА. Здесь живет Полина. Я ее муж. Ты понял?

ТОЛЯ. Понял.

ГЕНА. Вот. Значит, сматывайся отсюда.

ЖОРА. Гена, ты погоди. Этого парня оформили к нам электриком. И сегодня его сюда поселили. Я сегодня сам вставлял здесь замок и стекла. В семь часов. Ты понял? (К Толе.) Ты, парень, извини. Садись к столу. Садись, садись, не волнуйся. Как тебя зовут?

ТОЛЯ. Толя.

ЖОРА. Меня зовут Вениамин, а его Гена. Садись, садись. Не волнуйся. Будешь сегодня ночевать здесь.

ГЕНА. Погоди. Почему здесь?

ЖОРА. Ты, Гена, не торопись. Давай сначала поговорим, разберемся. Чего ты спешишь? Парень видно хороший. Сейчас все сам расскажет.

ГЕНА. Хорошо. Как, говоришь, тебя зовут?

ТОЛЯ. Толя.

ГЕНА. Толя?

ТОЛЯ. Толя.

ГЕНА. Ну, ладно... Толя - так Толя... Садись, Толя, мы с тобой выпьем.

ТОЛЯ. Спасибо, я не хочу.

ГЕНА. Почему?

ТОЛЯ. Не пью.

ГЕНА. Я угощаю.

ТОЛЯ. Я не пью.

ГЕНА. Почему?!

ЖОРА. Гена, ты что? Гена, не спиши.

ГЕНА. Хорошо... Почему не пьешь?

ТОЛЯ. Я вообще не пью.

ГЕНА. Не понимаю.

ЖОРА. Парень, наверное, здоровье бережет. Может, у него язва. Гена, ты понимаешь?

ГЕНА. Как, - здоровье?

ЖОРА. Жить долго хочет.

ГЕНА. Это хорошо. Но почему не пьет?

ТОЛЯ. Не научили.

ГЕНА. Не понимаю. Учишься?

ТОЛЯ. Учусь.

ГЕНА. Где?

ТОЛЯ. В Политехническом.

ГЕНА. На каком курсе?

ТОЛЯ. На пятом.

ГЕНА. На дневном?

ТОЛЯ. На заочном.

ГЕНА. Почему не на дневном?

ТОЛЯ. Перевелся.

ГЕНА. Почему?

ТОЛЯ. Женился.

ГЕНА. Не понимаю. Родители есть?!

ЖОРА. Гена, не надо. Парень в жэк устроился. Он не к Полине пришел. Ты понимаешь?

ГЕНА. А почему он ушел с дневного?

ЖОРА. Вопрос... А может он объяснять не хочет.

ГЕНА. А почему он тогда не пьет?

ЖОРА. Ты не понимаешь?

ГЕНА. Не понимаю. (К Толе.) Что, - язва?

ТОЛЯ. Нет, язвы нет.

ГЕНА. Жить хочешь долго?

ТОЛЯ. Нет, не хочется жить с язвой.

ГЕНА. Молодец. А ты - ничего. Далеко пойдешь. Слушай, а ты в пятое не ходишь?

ТОЛЯ. Куда?

ГЕНА. В пятое.

ТОЛЯ. Нет.

ГЕНА. Хорошо. Тогда выпей.

ТОЛЯ. Я не пью.

ГЕНА. Почему?

ТОЛЯ. Потому.

ГЕНА. Почему, - потому?

ТОЛЯ. Ладно, давай. (Отпивает. Ставит.)

ГЕНА. Почему не допил?

ТОЛЯ. Мне достаточно.

ГЕНА. Я угощаю, должен пить до дна.

ТОЛЯ. Я знаю.

ГЕНА. Ладно... А теперь скажи, где ты живешь?

ТОЛЯ. Здесь.

ГЕНА. Отставить. Где ты живешь?

ТОЛЯ. Здесь.

ГЕНА. Отставить...

ЖОРА. Гена, не надо...

ГЕНА. Отставить. Где ты живешь? Где твои корни?

ТОЛЯ. Здесь.

ГЕНА. Отставить. Откуда ты?

ТОЛЯ. Из общежития.

ГЕНА. Из какого?

ТОЛЯ. Из второго.

ГЕНА. Молодец.

ТОЛЯ. Да...

ГЕНА. Отставить. Я тебя спрашиваю. Где твои корни? Зачем ты пришел сюда?

ТОЛЯ. Чтобы жить.

ГЕНА. А почему здесь?

ТОЛЯ. Потому что женился. Потому что моя жена забеременела. Потому что мы оказались без жилья, и я не мог его найти. Потому что я устроился работать электриком в жэк. Потому что комнату мне дали сегодня здесь. И потому твой приятель Вениамин сегодня вставил здесь новый замок. Ты понял?

ГЕНА. А почему так быстро?

ТОЛЯ. Что?

ГЕНА. Почему тебе так быстро дали комнату?

ТОЛЯ. Потому что ночевать негде.

ГЕНА. А почему здесь?

ТОЛЯ. Потому что больше негде.

ГЕНА. Не верю. Никому не верю... Ладно, парень, бить я тебя не буду. Давай отсюда, да побыстрее.

ЖОРА. Гена, я...

ГЕНА. Ну!

ТОЛЯ. Гена, завтра, когда ты будешь трезвый...

ГЕНА. А-аа! Ты мне угрожаешь?

 

Гена поднимается из-за стола и берет в руку нож. Жора опережает его, встает и заслоняет узкий проход между столом и стеной.

 

...Жора, пусти!..

 

Пауза.

 

...И ты, Жора?! А?

 

Пауза.

 

ЖОРА. Ну, что ты стоишь? Мотай отсюда. Быстро.

 

Пауза.

Толя берет сумку, уходит.

 

Телефон-автомат.

Толя набирает номер.

 

ОЛЯ. Я слушаю...

 

Пауза.

 

Да... Я слушаю...

 

Пауза. Кладет трубку.

Появляется Вергильевна.

 

ВИРГИЛЬЕВНА. Толя? Ты что здесь делаешь? Заблудился? Почему ты здесь и почему ты с сумкой? Ночь на улице. Спать давно пора. Ты что, комнату не получил?

ТОЛЯ. Получил.

ВИРГИЛЬЕВНА. Ну-у. А чего ты не спишь?

ТОЛЯ. Не спится чего-то... Спущусь в мастерскую. Там книги есть. Может, найду что-нибудь почитать.

ВИРГИЛЬЕВНА. Есть-есть. Я сама Евсеичу сколько книг и журналов переносила. Сюда книги со всего дома сносили. Всегда кто-нибудь выкидывает. А он собирал. И читал. Здесь же читал, в мастерской. В мастерской и умер. Мы знали, что он в мастерской, не трогали, думали, что запой. Только на третьи сутки дверь выломали. Ключи нужны были от щитовой. А ключ у него. Так он бы месяц мог пролежать там. Взломали дверь, а он уже два дня, как умер... На тахте лежал, на спине... Прямо так, Вытянувшись... Совсем, как отец мой... Длинный, худой. Лежит так, пластом... только нос торчит. У него огромный носище был... И борода. Бороду я сама брила. Перед тем как хоронить. Я же ведь до войны парикмахером работала. В гостинице "Ленинградская". Тогда она еще называлась "Агнлитер". Я тогда больше мужа зарабатывала. Клиенты свои были... Так что побрила я его по первому классу, как иностранного туриста... Хорошая была работа... Ну да ладно, надо кому-то и за ящиками присматривать. (Уходит.)

ТОЛЯ. Спокойной ночи.

ВИРГИЛЬЕВНА. Тебе спокойной ночи.

 

Толя спустился вниз в мастерскую... зажег свет... осмотрелся... пнул лежащую на полу книгу... поставил сумку, подошел к тахте и лег на спину... Прошло время... Раздался резкий удар металла о металл и следом - знакомый и по-прежнему невыносимый шум... Потом шум прекратился и наступила тишина.

 

ОЛЯ. Толя... Толя... Толя...

ТОЛЯ. Да.

ОЛЯ. Толя...

ТОЛЯ. Да.

ОЛЯ. Толя, это я... Ты слышишь меня?

ТОЛЯ. Слышу.

ОЛЯ. Это я...

ТОЛЯ. Оля?!!

ОЛЯ. Да.

ТОЛЯ. Как ты меня нашла?

ОЛЯ. Нашла.

ТОЛЯ. Как?!

ОЛЯ. Нашла... Неважно как.

ТОЛЯ. Что-нибудь случилось?

ОЛЯ. Нет... Ничего.

ТОЛЯ. Ничего?

ОЛЯ. Ничего... Мне показалось...

ТОЛЯ. Что?

ОЛЯ. Ничего.

ТОЛЯ. Ты откуда?

ОЛЯ. Из дома.

ТОЛЯ. Что-нибудь случилось?

ОЛЯ. Нет...

ТОЛЯ. Действительно ничего?

ОЛЯ. Ничего... Я думала с тобой...

ТОЛЯ. Нет, ничего...

ОЛЯ. Мне вдруг показалось...

ТОЛЯ. Нет... Все хорошо.

ОЛЯ. Да?

ТОЛЯ. Да.

ОЛЯ. Да, все хорошо.

ТОЛЯ. Да.

 

В подвале тихо... Кажется, что тот всегда неожиданный и давящий шум ушел навсегда... Толя прислушался...

 

ВИТЯ. Толя... Толя... Толя, ты что, уснул? Толя... Толя, ты здесь?..

ТОЛЯ. Здесь.

ВИТЯ. Почему ты закрылся? Открывай.

ТОЛЯ. Что случилось?

ВИТЯ. Там Гена расшумелся. Полина не может домой попасть. Я тебя прошу, пойди, помоги ей. Ты не бойся. Пойди, пригрози ему. А то он Полину домой не пускает. Сходи, Толя, хорошо? (Пауза.) Хорошо?

ТОЛЯ. Хорошо. (Поднимается, выходит.)

ВИТЯ. Толя, ты меня прости. Это Полина просит. Ты ему пригрози милицией, а то он Полину опять изобьет. Полина его боится. Хорошо? Он тебя во дворе у флигеля ждет.

ТОЛЯ. Хорошо. Иду.

 

У флигеля.

 

ПОЛИНА (растерянно). Толечка, вот и хорошо, хорошо, что ты пришел. Мне домой никак не попасть. Ты мне поможешь, а?

ТОЛЯ. Не знаю, Полина, попробую.

ПОЛИНА. Помоги мне, он сволочь нажрался в "Жигулях" и ко мне... А где я ему водки возьму. Я бы достала, да вот - ни копейки. Может быть, у тебя... Я завтра макулатуру сдам... Ты меня извини, я здесь совсем голову потеряла. Помоги мне, я с одиннадцати часов с ним воюю. Что с ним случилось, - не понимаю, никакого слада с ним нет... А там, в комнате, у меня племянник. Я его как последняя идиотка от сестры привела. Вышла на пять мнут, а войти не могу. Помоги мне... ты меня прости, что я сразу так прошу, но ведь мы с тобой теперь соседи, - надо же как-то друг другу помогать. Ты поможешь?

ТОЛЯ. Помогу, Полина...

ПОЛИНА. Денег-то у тебя нет, конечно...

ТОЛЯ. Нет...

ПОЛИНА. Ну тогда вот, возьми. (Дает Толе ножку от стула, обмотанную тряпкой.) Ты возьми вот это и пригрози ему. А если что, - бей. Ты его не бойся, он все с пустого шумит. На него раз цыкнуть, он и утихнет, а завтра забудет и извиняться придет. Он мужик хороший, я его еще с войны знаю. Его сегодня в пивбаре избили. Но ты его все равно не бойся. Бей его, дурака, если что, так ему и надо. Я тут тряпкой обмотала, так что - не бойся. Пусть знает... Ты мне поможешь?

ТОЛЯ. Помогу... (Отдает ей ножку от стула.) Это ты возьми себе, я попробую так. Скажу, что я из дружины.

 

Толя и Полина поднимаются на крыльцо. Полина вставляет в замок ключ, поворачивает, дергает дверь на себя, - дверь не открывается.

 

ПОЛИНА. Гена... Гена... Гена, ты слышишь, открой дверь! Гена... Гена, зараза, открой дверь...

ГЕНА (спавший до этого за кухонным столом, поднимается, делает два шага к двери. Кричит.) Это ты!.. Ну, погоди!.. (Возится со щеколдой, открывает, пинает дверь ногой.) Ты у меня сейчас достукаешься... (Видит Толю.) И ты здесь... А-а, рыжий!! Ты тоже хочешь получить свое?

ТОЛЯ. Ты, Гена, не ори, я работаю в оперотряде. Фамилия моя Мансуров.

ГЕНА. Опер!!! (Побежал на кухню, волоча загипсованную ногу. Слышно, как гремят вилки и ножи... Возвращается с большим хлебным ножом.) Ну, рыжий...

 

Толя делает два шага назад и выставляет вперед руки. Гена прячет нож за спину. Толя опускает руки и прислоняется к стене. Пауза.

 

Беги, рыжий, отсюда, попишу!

ТОЛЯ (спокойно). Попиши. Ну, пиши.

ГЕНА. Убью, рыжий. Беги, убью.

ТОЛЯ. Ну, давай... Ну... Ну... Что же ты, Гена?.. Давай... Ну... Ну... (Пауза.) ...Иди, ты, Гена...

 

Толя отталкивается от стены и бьет Гену подошвой ботинка в грудь. Гена летит в глубь коридора.

 

ПОЛИНА (становится между ними, захлопывает дверь и закрывает ее на ключ). Вы что, с ума сошли? Ты что делаешь? Разве так можно? Да что же это такое?

ТОЛЯ. А что же надо?.. Может, ты скажешь?

ПОЛИНА.Ты-то что делаешь? Разве так можно? Да что же это такое?

ТОЛЯ. А что же надо?.. Может, ты скажешь?

ПОЛИНА. Ты-то что делаешь? Совсем с ума мужики посходили. Тогда уж лучше в милицию.

ТОЛЯ. В милицию? Давай в милицию. Где здесь милиция? Куда надо идти?

ПОЛИНА. Тише ты, тише.

ТОЛЯ. Что?

ПОЛИНА. Погоди. (Садится на ступеньки крыльца.)

ТОЛЯ. Где здесь милиция?

ПОЛИНА. Не знаю.

ТОЛЯ. Как не знаешь? Полина, что с тобой?

 

В милиции. Звонит телефон.

 

МАЙОР (устало). Да... Слушаю... На какой улице?.. У какого мостика?!!.. Да... да... да... Пульс есть?.. Убили? Ну и что вы хотите?.. Скорую?! Зачем?! Ну, это автоматически... Что? Мешает движению?! Ну, оттащите в сторону... Ну так что же?.. Не едут?! Ну, значит есть другие вызовы... Ну и что, что дождь?.. Он что? - живой?! Нет?.. Ну что же вы тогда волнуетесь??? Ну, прикройте брезентом... Нет брезента?.. Ну нет, значит не надо... (Кладет трубку.)

ТОЛЯ. Товарищ майор, там маленький мальчик. А он очень обозлен. Орет. Не пускает ее домой. (Показывает на Полину.) Я пытался ей помочь, но он выскочил на меня с ножом... Я ничего не мог поделать.

МАЙОР. Пьяный, что ли?

ПОЛИНА. Его друзья сегодня в пивбаре избили. Так он тихий, добрый. Это только сегодня. Обидно ему, вот он...

МАЙОР. Хорошо-хорошо. (Нажал кнопку.) Петров, у нас есть машина?

ПЕТРОВ. Нет, все на выезде.

МАЙОР. Подождите, сейчас кто-нибудь подъедет.

 

Пауза.

 

Какой у него нож?

ТОЛЯ. Обыкновенный, из пилы. Самоделка.

 

Входит Старшина.

 

МАЙОР (старшине). Погоди, не раздевайся. Вот женщина и парень. Поедешь с ними.

СТАРШИНА. Куда еще?

МАЙОР. Они покажут. Там пьяный. Осторожно. У него нож.

СТАРШИНА. Что у него?

МАЙОР. Нож.

СТАРШИНА (к Полине). Бьет, что ли?

ПОЛИНА. Нет... Там мальчик, а он не пускает...

СТАРШИНА. Что?! Двери высаживать?! Нет, я не поеду. Они же потом жалобу напишут. А двери кому вставлять обратно? Опять мне? Нет, я не поеду. Пусть сами разбираются. У меня через двадцать минут смена кончается.

МАЙОР. Поедешь.

СТАРШИНА. Нет, не поеду.

МАЙОР. Поедешь.

СТАРШИНА. Не поеду.

 

Пауза.

 

МАЙОР. Ты что? - Хочешь, чтобы я поехал?

СТАРШИНА. Едь, я не поеду.

МАЙОР. Хорошо, поеду я. (Встает, одевает китель.)

СТАРШИНА. Езжай-езжай. Я сегодня уже наездился, хватит. У меня смена через двадцать минут кончается. (Помолчал.) Двери высаживать?! Мне это не надо.

 

Майор, Толя и Полина подходят к крыльцу.

 

ТОЛЯ. Дверь - налево. Она закрыта. Полина, дай ключ.

МАЙОР (берет у Полины ключ). Вы отойдите подальше... (Поднимается на крыльцо.)... Уйдите... Совсем уйдите... (Расстегивает кобуру, вынимает пистолет, берет пистолет за дуло в правую руку и поднимает над головой для удара. Потом отклоняет туловище за косяк двери, вставляет левой рукой ключ в замок... прислушивается... поворачивает ключ. Пауза.) Открой дверь, милиция!.. (Пауза. Дергает дверь на себя ...дверь открывается... Пауза.)

ГЕНА (сидит на полу в коридоре, прислонившись к стене, вытянув вперед перебитую ногу. Нож валяется на полу...) Это все она... Она рыжего привела...

МАЙОР (подходит к Толе, наклоняется над ним). А ногу где ты сломал?

ГЕНА. Упал...

МАЙОР. Да... (Качает головой). Ходить-то можешь?

ГЕНА (после паузы). Могу.

МАЙОР. Тогда вставай... Как тебя зовут?

ГЕНА. Не то, товарищ майор, не то...

МАЙОР. Как звать-то тебя, папаша?

 

Гена плачет. Пауза.

 

Ну, пошли... Пошли... (Помогает Гене подняться. Потихоньку выводит его на крыльцо и медленно, помогая ему не оступиться, спускается с ним вниз.)

ГЕНА. Извини, майор... Не путем получилось.

МАЙОР. Ничего... Ничего... (Уходят.)

 

Пауза.

 

ТОЛЯ. Вот и все... Полина?.. (Пауза.) Что с тобой?

ПОЛИНА (отмахивается). Да... Я его, обормота, по грязи на себе тащила... под Берлином. Семь километров. Правда, семь километров...

ТОЛЯ. Ничего, вернется - потише будет... Слушай, Полина, а почему твоего племянника не слышно? Где он?

ПОЛИНА. Да нет там никого. Я тебя обманула.

 

Комната в Красном уголке.

Справа длинный стол, слева место для танцев. Тарелки и бутылки опустошены, все куда-то разбрелись.

 

ВИРГИЛЬЕВНА (одна сидит за столом и тихо поет).

 

Степь да степь кругом, путь далек лежит

В той степи глухой замерзал ямщик...

 

Появляются Техник-смотритель, потом Надя, потом Жора с гармошкой, потом Толя и Витя, потом Главный. Постепенно песня подхватывается всеми.

 

И набравшись сил, чуя смертный час,

Он товарищу отдавал наказ:

"Ты, товарищ мой, не попомни зла,

Здесь, в степи глухой, схорони меня.

А жене скажи слово прощальное...

Передай кольцо обручальное...

Да скажи ты ей, пусть не печалится,

Пусть с другим она обвенчается.

Про меня скажи, что в степи замерз,

А любовь ее я с собой унес".

 

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ (встает, берет из коробки на столе конфету. Молодец, Толя, что конфеты принес. Хотя и опоздал, все равно молодец. (Всем.) Потому что о бабах думает! (Жоре.) Эх, Жора, давай мою... (Поет.)

 

Ах, мамочка, на саночках

Каталась я не с тем.

Шила платье белое

И завивку делала, -

А потом кружилась голова.

А подружка Зиночка

Перешла тропиночку, -

Ах, мама-мамочка,

Как ты была права...

 

А ну, мужики, чего расселись? Танцевать мы когда-нибудь будем или нет?! А ну, Главный, давай, включай свою музыку.

 

Постепенно комната пустеет. Остаются Толя и Витя, закуривают.

 

ВИТЯ. Что я тебе говорил? Смотри - нигде нет такой конторы, как у нас. Ты не пожалеешь, что пришел. Сейчас музыка будет. Ты как, танцуешь?

ТОЛЯ. Давно не танцевал.

ВИТЯ. Я только танго. До армии все хотел научиться. Я рядом с домом культуры жил. Там каждый год учили, но до меня как-то не дошли. Теперь ругаю себя - ничему не научился: ни музыке, ни танцам. Вот, может в Германию поеду, так там научусь. Там, говорят, у всех вдруг культурные запасы просыпаются. Потому что на всем готовом живут. Все занимаются - кто фото, кто кино, кто в самодеятельности, кто на биллиарде. Там, говорят, даже если и талантов нет, все равно будешь заниматься чем-нибудь таким. Потому что без этого со скуки с ума можно сойти. Это как на погранзаставе. Ты в каких войсках служил?

ТОЛЯ. В обычных.

ВИТЯ. А почему?

ТОЛЯ. Не взяли в особые.

ВИТЯ. А я на армию не жалуюсь. Я считаю, что каждый мужчина должен самостоятельно хотя бы два года отслужить. Для мужчины армия много дает. Я считаю, что только там можно понять, что такое жизнь. В жизни ради независимости надо уметь на свое наступать. Там это хорошо объясняют. От карантина до дембеля. Там это главная наука. Если на свое не научишься наступать, то в жизни из тебя ничего не получится. Или в тюрьму сядешь, или сопьешься. У меня таких друзей много было, которые хотели по-своему жить. Кому повезло, тот женился, а кто не женился, тот в тюрьме. Сантехник - это кто? Кого ни спроси, тебе скажут, что пьяница. Потому что привыкли. В какую квартиру не придешь, - либо наливают, либо маленькую, заранее приготовленную, в карман засовывают. А что мне маленькая? Копить мне их, что ли? Я еле-еле на своем участке жильцов от этого отучил. И все благодаря армии. Если бы пил, мне бы квартиру не дали. А так и квартира, и характеристика. Хочешь в Германию - пожалуйста, хочешь в Польшу - пожалуйста... (Помолчал.) Я ведь вчера на комиссии был в райкоме... (Пауза.) Я тебе не рассказывал?

ТОЛЯ. Нет.

ВИТЯ. Да что рассказывать? - утопили. Задали один вопрос про Садата - и лежи где брошенный, - говорят, я газет не читаю. А как же их еще читать надо? Ты знаешь, как обидно? Если бы я их не читал - тогда бы не так - а я их пять штук на дом выписываю. И журнал "Молодой коммунист". И еще этот, как его, "Блокнот агитатора" бесплатно присылают.

 

Послышались щелчки, треск, потом музыка.

 

Хорошая музыка, правда?

ТОЛЯ. Хорошая.

ВИТЯ. У Главного самые последние записи. Он и магнитофон для жэка купил новый, чтобы свои записи переписывать. У нас его не очень любят, но он ничего.

 

Подходит Техник-смотритель.

 

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Почему мужчины не танцуют?

ВИТЯ. Мужчины перекуривают.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Нечего перекуривать. Давай, живо иди танцевать. (Подталкивает Витю.) Толе простительно, он новый, а ты старик, давай по быстрому. Иди, пригласи Надю.

ВИТЯ. Сам разберусь.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ (забирает у него сигарету. Иди-иди, нечего упираться. (Толкает его в спину.) Все равно там будешь.

 

Витя идет.

 

А ты чего такой... Комнату получил? Получил. Чего тебе еще надо? Может, тебе что-то не нравится?

ТОЛЯ. Да нет, нравится.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. То-то, у нас контора - лучше не бывает. Это я тете говорю. Я этих контор видела-перевидела. Если наши кого примут - нигде не пропадешь. Из вытрезвителя выручим, из милиции выручим, из тюрьмы, если захотим, тоже выручим. Только себя береги... А захочешь подзаработать - пожалуйста - я тебе хоть завтра адреса дам. Где люстра, где звонок. Сколько надо - столько и заработаешь. Понятна тебе система?

ТОЛЯ. Понятна.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Нравится у нас?

ТОЛЯ. Нравится.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Тогда давай спичку.

ТОЛЯ. Простите. (Зажигает спичку и дает прикурить.)

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Ты, наверное, в институте учишься?

ТОЛЯ. Да, учусь.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Я вот тоже учусь. На курсах старших инженеров. Есть такие, семимесячные. Через два месяца буду старшим инженером. Тебе-то, наверное, еще долго?

ТОЛЯ. Да, дольше.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Учись - здесь тебе все об этом будут говорить... Здесь все учатся, а потом бросают.

ТОЛЯ. А почему?

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Потому что контора дружная. Потому что и так все хорошо. Но ты на нас не смотри, ты учись. Вернее, смотри на нас и учись. Может быть, у тебя что-нибудь получится. Если что - поможем.

ТОЛЯ. Спасибо.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Спасибо потом скажешь.

 

Подходит Главный инженер.

 

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР. Ты его чему учишь?

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Да так, ничему. Самой бы где поучиться.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР (Толе). Ты ее меньше слушай. А то она быстро тебе все про жизнь объяснит. Да так, что потом всю жизнь будешь разбираться, не разберешься. Наших баб знать надо.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Ну-ну, не болтай. Пойдем лучше танцевать.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР (шаркает). Я приглашаю.

ТЕХНИК-СМОТРИТЕЛЬ. Сноб ты, Главный. Идем.

 

Уходят.

Подходит Надя.

 

НАДЯ. Ты сегодня не приходил?

ТОЛЯ. Нет...

НАДЯ. И хорошо, что не приходил. Сегодня ко мне муж заходил. Мы, вообще-то с ним разведены, но он иногда заходит. Но ты приходи - он редко заходит... Приходи, телевизор посмотрим... Я, правда, его у соседки прячу, но у нее можно будет взять на вечер... Он все грозится прийти и забрать всю мебель. И телевизор. Так-то я его не боюсь, но он может прийти пьяный и все расколотить. Один раз так уже было. Я поэтому телевизор прячу... Я магнитофон тоже прячу, но он у меня маленький, и я его прячу на кухне, в столе. А телевизор большой, "Изумруд", может быть, знаешь? Его трудно спрятать, - поэтому я его отнесла к соседке. Как бы продала, понимаешь?.. Он сегодня в командировку уехал в Эстонию, если не соврал, - так что приходи, он теперь не скоро появится. Я думаю, что на это время можно будет телевизор от соседки забрать. Приходи, поможешь мне телевизор перенести... Ты приходи... А то, может, скоро я уеду. Буду на пароходах плавать, официанткой или буфетчицей. Я на курсах учусь при торговом флоте. Скоро заканчиваю. Меня туда по знакомству один парень устроил. Мне обещают, что возьмут на пароход, который в Канаду плавает. Может, я в Канаде побываю. Хорошо, правда? Ты как думаешь, хорошая это работа? Меня бабы наши отговаривают, а я думаю, что хорошая. Все лучше, чем здесь. Там я хоть увижу что-нибудь. На этот пароход трудно устроиться, но меня этот парень устроит, он обещал. У него очень близкое знакомство с капитаном. Он механик на этом пароходе. Хорошо будет, правда?

ТОЛЯ. Это будет прекрасно.

НАДЯ. Правда, прекрасно!

 

С улицы входит Полина, пьяная.

 

ПОЛИНА. Чья это музыка? Терпеть не могу эту музыку. Сейчас я все переделаю. (Снимает фуфайку и бросает на стул, стул падает. Она поднимает и бросает на другой стул, удачно.) А почему это никто не танцует? Что вам не нравится? Вам не нравится, что я все-таки пришла? А мне музыка не нравится. Чья это музыка?.. Чья это музыка, спрашиваю?.. Главный, это твоя музыка?.. (Подходит к Главному инженеру.) Ну и что, что ты - Главный... А я - Полина... Это твоя музыка? Да? А я ее сейчас выключу. (Идет к магнитофону, выключает.) Мне она не нравится. (К гармонисту.) Жора, милый, сыграй что-нибудь. Я танцевать хочу. (Танцует и поет.)

 

Я танцевать хочу,

Я танцевать хочу...

 

Главный инженер снова включает магнитофон.

 

А-ааа, Главный, сознался. Значит, это твоя музыка? А я ее выключу.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР. Полина, милая, я прошу тебя, не порть настроение. Напилась, садись и сиди тихо. Не шуми.

ПОЛИНА. Как это не шуметь? Я не могу не шуметь! Я, Полина, - дошла до Берлина. Почему это я не могу шуметь? Нет, я хочу другую музыку. (Выключает магнитофон.) Играй, Жора, играй, пожалуйста.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР. Вергильевна. Слушай, Вергильевна, успокой свою подругу.

ПОЛИНА. А я плевать я на тебя хотела. Ты что думаешь, ты здесь один, король? Ты думаешь, мне деваться некуда? На вот, я не дура. Мною ты щи не похлебаешь. Я, межу прочим, уже давно в другом жэке работаю, по совместительству. Меня туда хоть сегодня на постоянную возьмут. Понял, Главный. И тебе меня оттуда не достать. Ишь, красавец, какой выискался. Главнуша ты, а не Главный.

ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР. Вергильевна... Ну, кто-нибудь, уведите ее отсюда...

 

Пауза. Никто не трогается с места. Уходит сам.

 

ПОЛИНА. Да-да, так все и кинулись... Слушайте, а почему это музыки нет? А-ааа, я ее выключила... Жора, играй, я прошу тебя, пожалуйста... А почему все молчат? Что это вы мне похороны устраиваете? Жора, сыграй нашу, Вологодскую. (Приплясывает.)

 

Утка бела, шейка сера,

Утка по реке плыла,

Девка смела, к парню села,

Разговоры завела...

 

Падает. Подняться не может.

Входит Начальник. Пауза.

 

НАЧАЛЬНИК (подходит к Полине, приседает перед ней на корточки). Ну, чего ты?.. Чего ты шумишь? Вставай, нечего на полу валяться. (Помогает ей.) Вставай...

 

Полина, держась за Начальника, поднимается.

 

Ну вот, молодец... Уже лучше...

 

Полина, продолжая держаться за Начальника, прячет на его груди свою голову. Пауза. Всхлипывает.

 

Прекрати... Хватит... Ну, прекрати... Ты же мне весь костюм промочишь... Слышишь, хватит реветь... Ну вот, молодец... Еще лучше... А теперь надо застегнуться... Давай, застегивайся... Что же ты за баба такая непутевая, да еще и расстегнутая... Давай, застегивайся... Ну что же ты? Что, уже и руки не слушаются? Дожила баба... Давай, давай застегивай пуговицы... Ну вот, одна есть, а теперь другую... Ну, какая разница... Давай, давай... Потом исправишь... Что, опять не получается? Ну давай я попробую... Ну вот, вот и все... Где твоя фуфайка?.. Давай ее сюда... Давай я тебе помогу... Ну, чего ты не одеваешься? Ну что ты стоишь?.. Долго я еще буду фуфайку держать? Вот, хорошо. Давай, давай, пуговицы потом застегнешь. Все? Все, а теперь пошли... Пошли домой.

ПОЛИНА. Не хочу.

НАЧАЛЬНИК. Ну вот, что еще за новости? Пошли.

ПОЛИНА. Я не хочу домой.

НАЧАЛЬНИК. Ну, что там еще?.. Почему ты не хочешь идти домой?

ПОЛИНА. Не хочу.

НАЧАЛЬНИК. Почему?

ПОЛИНА. Там Гена на кухне... мертвый.

 

Пауза.

 

НАЧАЛЬНИК (тихо). Ляляль-ляля-ляляляля...

 

Толя один.

Телефон-автомат.

 

ОЛЯ. Я слушаю.

ТОЛЯ. Оля... Оля...

ОЛЯ. Да... Я слушаю...

ТОЛЯ. Оля...

ОЛЯ. Да, я слушаю.

ТОЛЯ (ничего не слышит). Оля... Олечка?..

ОЛЯ. Да... Да! Это я.

ТОЛЯ. Оля?.. Оля, ты слышишь меня?.. (Бьет кулаком по железной коробке телефона-автомата.)

ОЛЯ. Я слышу. Слышу. Что случилось? (Трясет телефон.)

ТОЛЯ. Олечка... Это я... Ты слышишь меня?

ОЛЯ. Да, слышу...

ТОЛЯ. Почему ты не отвечаешь? Я знаю, ты меня слышишь. Ответь мне. Почему ты не отвечаешь?

ОЛЯ. Тебе надо перезвонить. Ты не слышишь меня.

ТОЛЯ. Олечка... Олечка, дорогая моя... Ты слышишь меня? Скажи мне что-нибудь... Оля?.. Я прошу тебя... Пожалуйста... Ну, пожалуйста, поговори со мной... Оля?..

ОЛЯ. Толик... Ну что я могу сделать? Тебе надо перезвонить. Перезвони! Ради бога, перезвони.

ТОЛЯ. Олечка, это я... Толя... Ответь мне что-нибудь. Оля... я знаю, ты меня слышишь... Я слышу, как ты дышишь. Почему ты не хочешь мне ответить?.. Оля... Пожалуйста... (Бьет кулаком по телефону.) Оля... Я знаю, что ты устала... Мне очень надо с тобой поговорить... Ответь мне... Прости меня, Оля, прости... Я знаю, ты меня слышишь... Я перезвоню, только ты, пожалуйста, не молчи... Я прошу тебя...

 

Кладет трубку и снова набирает номер.

 

ОЛЯ. Да... Ты слышишь меня?

ТОЛЯ. Оля..

ОЛЯ. Да-да, это я. (Трясет телефон.)

ТОЛЯ. Оля... Пожалуйста...

ОЛЯ. Да, да!..

ТОЛЯ. Ты не слышишь меня.

ОЛЯ. Слышу...

ТОЛЯ (бьет кулаком по телефону). Я прошу тебя, не молчи... Ответь мне. Пожалуйста... Оля... Оля... это я... Ты слышишь? (Бьет по автомату.) Пожалуйста... Пожалуйста... Я люблю тебя... Оля... Я прошу тебя, ответь мне... Пожалуйста... Хоть что-нибудь скажи мне... (Бьет по автомату.) Прости меня... Прости... Оля, ты ангел... Прости меня... Я больше не буду тебе мешать... Спокойной ночи.

 

Кладет трубку на рычаг. Уходит. Трубка падает. Возвращается, двумя руками, упираясь ногой в телефон-автомат, рвет провод и швыряет оставшуюся у него в руках пластмассу с проводами в стену. Трубка разбивается.

Пауза.

Из-под арки появляется пожилой человек в старом "китайском" плаще (времени оживленной торговли с Китаем), в подвязанных проводами ботах и с коротким бронзовым крюком в руках. На единственной пуговице его плаща висит старенький плоский фонарик (немецкий, трофейный). Перед собой он толкает тележку с коробками, в которых набросаны бумаги, тряпки и металлолом. Проехав во двор, он оставляет тележку, зажигает фонарик и, прихрамывая, направляется к мусорным бачкам. Правого глаза у него нет, вытек. Левая рука скрючена. Он поет протяжно и бодро.

 

МУСОРЩИК.

 

Давай-давай,

Давай-давай,

Давай, фонарик мой, гори.

Давай копай,

Копай в бачке,

Давай, фонарик мой, гори.

Давай мой крюк, ищи отход,

Давай, фонарик мой, гори.

Давай, рука,

Отход - доход.

Давай, фонарик мой, гори.

Давай магнит,

Ищи металл,

Давай, фонарик мой, гори.

Давай, мой глаз,

Смотри, смотри,

Давай, фонарик мой, гори.

Ну а потом...

Ну а потом...

Получишь ключик золотой.

 

ТОЛЯ. Что?! Какой золотой ключик?

МУСОРЩИК (продолжая разгребать мусор). Как, - какой? Не знаешь, что ли? Как у Буратино.

ТОЛЯ. Да...

МУСОРЩИК. Раз бумажка, два бумажка. Для кого отход, а для кого приход. Ну, а потом - золотой ключик.

ТОЛЯ. И давно вы так?

МУСОРЩИК. Давно.

 

Пауза.

 

ТОЛЯ. Скажите, а что-нибудь интересное попадается?

МУСОРЩИК. Конечно, попадается... Много есть интересного. Например, книги.

ТОЛЯ. Книги?

МУСОРЩИК. Чаще всего учебники. Ну и книги тоже попадаются. Правда, последнее время редко.

ТОЛЯ. Интересно. А как давно с книгами стало хуже?

МУСОРЩИК. Как давно?.. Да, наверное, лет с десять. Тогда как раз начали сараи во дворах сносить. Тогда чего только не было! И книги, и подсвечники, и материал - всего было много. Тогда же моды на старину не было. Зато потом, когда иностранцы стали приезжать, так мода появилась. Все стали сувениры собирать. А тогда все эти сувениры никому не были нужны. Так на земле и валялись. Тогда, помню, и шинели попадались... А сейчас что? - смотри, вот брюки себе нашел. Да и то - ими уже, наверное, полы мыли... Не то, что раньше...

ТОЛЯ. Мне вот тоже последнее время не везет.

МУСОРЩИК. Почему это, - тоже?

ТОЛЯ. А что?

МУСОРЩИК. Если бы мне не везло, я бы не пел.

ТОЛЯ. А почему вы поете?

МУСОРЩИК. Потому что...

 

Пауза.

 

Вот послушай... Природа рождает миллиарды растений и животных, и самое совершенное из всего на земле - человек. Я родился человеком, - разве мне повезло?.. А потом! В детстве я мог умереть от какой-нибудь болезни. В юности я мог попасть под машину. Разве мне не повезло, что я дожил до старости? Почему же мне грустить?.. Бедность - не порок, это всем понятно. А то, что умру - так все умрем. Чего же мне грустить, если я остаюсь человеком и умру, как человек. Я - человек. Поэтому я пою.

 

Пауза.

 

Поеду. Это вообще-то не мой участок. (Уезжает.)

 

Толя остается один.

Он поднимается на крыльцо, открывает дверь, проходит по коридору в свою комнату и, не зажигая света, садится за стоящий у окна письменный стол... Пауза... Сидит не двигаясь.

 

ТОЛЯ (пишет письмо). Здравствуй, моя дорогая мама... (Задумался, смотри в окно.)

 

КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ.

 

ЭПИЛОГ

 

Утро, очень тихо. Во всех окнах флигеля, кроме Толиного, темно. Сквозь стекла широкого окна Толиной комнаты со двора видно, что Толя сидит за письменным столом у окна, положив голову на локти - спит. На столе книги, бумаги, чайник, стакан, папиросы, пепельница, спички. Все это освещает старая настольная лампа с самодельным абажуром из ватмана.

Позывные первой утренней радиопередачи.

Толя поднимает голову и смотрит в окно на узкий заасфальтированный двор. Вид из окна ему привычен.

Проходит немного времени, открывается дверь соседней комнаты и появляется Полина. Она выглядит плохо, как-то помято. Похоже на то, что сегодня она спала, не раздеваясь.

Полина открывает окно в коридоре и смотрит направо под арку. Никого не увидев, она идет на кухню, подходит к раковине и открывает на полную воду кран. Потом заходит в туалет.

Льется вода.

Толя по-прежнему смотрит в окно.

Полина выходит из туалета, снимает с гвоздя ковшик, ополаскивает его, набирает из-под крана воды и пьет. Видно, что от холодной воды ей становится легче. Повесив ковшик обратно на гвоздь, Полина снова идет к окну в коридоре и снова смотрит под арку. Не увидев никого и на этот раз, она отходит от окна, берет в углу коридора у входной двери метлу, промывает ее под раковиной на кухне, идет в свою комнату и закрывает дверь.

Проходит время.

Толя по-прежнему смотрит в окно.

Появляется Вергильевна.

Вергильевна проходит под окнами через дверь, пропадает на некоторое время, потом снова появляется. Теперь в руках у нее метла.

 

ВИРГИЛЬЕВНА. Полина... Полина... (Стучит в окно в коридоре ручкой метлы.) Полина, вставай.

ПОЛИНА (выходит из комнаты). Не кричи, встала.

ВИРГИЛЬЕВНА. Я оттуда начну сегодня. (Показывает в угол двора.)

ПОЛИНА. Давай. Мне все равно.

 

Начинает подметать.

 

ВИРГИЛЬЕВНА. Не могу я этот двор подметать. Хуже всего идет. Хоть и свой он, а никакой радости от этого нет.

 

Подметают. Шших... шших... шших...

 

Толя, что? - так всю ночь лампу и не гасил?

ПОЛИНА. Занимается. Говорит, что экзамен у него. Всю дорогу сидит. И сам никуда не ходит, и к нему никто.

ВИРГИЛЬЕВНА. А жена, - что?

ПОЛИНА. Говорит, что в командировке.

ВИРГИЛЬЕВНА. Знаю я эту командировку. Просто не хочет в эту дыру лезть. Понятно, кому захочется.

ПОЛИНА. Жалко. Глаза-то совсем испортит. Я ему говорю, - ты бы хоть в воскресенье отдыхал.

ВИРГИЛЬЕВНА. А он?

ПОЛИНА. Говорит, потом. Говорит, что не время.

ВИРГИЛЬЕВНА. Как же не время? Самое то время. Потом никакого времени не будет.

 

Заканчивает мести.

 

Хватит, Полина, все равно без толку.

 

Уходят.

Проходит еще некоторое время.

Появляется Оля. В руке у нее чемодан. Она входит во двор, осматривает флигель, подходит к крыльцу. Увидев на двери крупно написанный номер квартиры, она облегченно вздыхает, ставит чемодан под окном на асфальт, садится на него, достает из сумки сигареты, спички. Пауза... Сидит, не закурив.

Пауза.

"Кр-ррр-р" - скрипит за ее спиной дверь.

 

ОЛЯ (вскакивает, кричит). То-ля-ааа!!!

ТОЛЯ (срывается с места, бежит по коридору, выбегает на крыльцо, сбегает по ступенькам вниз, бежит к Оле и прижимает ее к себе.) Олечка... Оля... Все, Оля, все, я с тобой, все, все, все... все хорошо...

 

Пауза.

 

ОЛЯ. Я испугалась.

ТОЛЯ. Чего?

ОЛЯ. Не знаю... (Пауза. Смотрит на Толю.) А если бы тебя не было, что бы я делала? С ума можно сойти.

ТОЛЯ. Чего ты испугалась?

ОЛЯ. Не знаю... Страшно стало.

ТОЛЯ. Отчего?

ОЛЯ (высвобождается). Чего-чего, - не знаю.

ТОЛЯ. Ты же ничего не боялась раньше?

ОЛЯ. Да. Раньше.

ТОЛЯ. Ну ладно. Проехали.

ОЛЯ. Проехали.

ТОЛЯ. Это твой чемодан?

ОЛЯ. Мой. Чей же еще?

ТОЛЯ (берет ее чемодан). Пошли?

ОЛЯ (показывает на флигель). Сюда, что ли?

ТОЛЯ. Да. Китайцы живут в Китае. (Идет к крыльцу, поднимается по ступенькам.)

ОЛЯ (поднимается за ним). Крыльцо... Как не в городе.

ТОЛЯ (проводит ее по коридору и открывает перед ней дверь в свою комнату). Вот, пожалуйста... Я обещал тебе построить для нас жилье...

ОЛЯ. И ты построил? (Заходит в комнату.)

ТОЛЯ. Да.

ОЛЯ. И это твое?

ТОЛЯ. Да.

ОЛЯ. Навсегда?

ТОЛЯ. Да.

ОЛЯ. И никто не пришлет телеграмму?

ТОЛЯ. Да.

ОЛЯ. Хорошо...

ТОЛЯ. Да. Хорошо.

ОЛЯ. Зеркало тоже твое?

ТОЛЯ. Мое.

ОЛЯ. Мне оно нравится. Я люблю старые зеркала. Женщины в них красивее.

ТОЛЯ. Я принес его из мастерской. Я очень хотел, чтобы оно тебе понравилось.

ОЛЯ. А стол?

ТОЛЯ. Стол тоже из мастерской.

ОЛЯ. И стулья?

ТОЛЯ. И стулья тоже.

ОЛЯ. Красивые... (Садится на стул.)

 

Пауза.

 

А я - из Москвы. Прямо с вокзала.

ТОЛЯ. Хорошо, что ты - прямо с вокзала.

ОЛЯ. Хорошо. (Вдруг спохватывается.) Я думала, что ты спишь. Хотела посмотреть на твой флигель.

ТОЛЯ. Чай будешь?

ОЛЯ. Буду. И сигарету тоже. А то я ту сигарету потеряла. Ну я и испугалась. Никогда мне не было так страшно. Ни разу в жизни.

ТОЛЯ. Ну и прекрасно.

ОЛЯ. Что - прекрасно? Опят ты за старое? Ничего прекрасного в том, что я испугалась, нет.

ТОЛЯ. Я о другом.

ОЛЯ. Все равно, я прошу тебя, не говори при мне это свое "прекрасно". А то я не знаю...

ТОЛЯ. Больше не буду.

ОЛЯ. Завари, пожалуйста, чай. А я похожу по твоей комнате. Можно?

ТОЛЯ. Можно. (Берет чайник, уходит на кухню.)

 

Пауза.

Оля осматривает комнату. Подходит к стене, трогает, смотрит на потолок. Потом подходит к окну. Смотрит во двор.

Входит Толя.

 

Оля... Оля...

ОЛЯ. А... (Оборачивается.) О, наши чашки. Я уже забыла, что у нас с тобой такие красивые чашки.

 

Берет у него чашки, идет к маленькому столику, расставляет. Толя уходит на кухню и сразу же возвращается с заваренным чаем.)

 

А этот столик у тебя откуда?

ТОЛЯ. Тоже из мастерской.

ОЛЯ. У тебя не мастерская, а клад. Я ни у кого не видела такого красивого столика.

ТОЛЯ. Здесь, кроме меня, никто старую мебель не собирает. Здесь в конторе примета есть. Считается, что тот, кто начинает собирать старую мебель, то никогда из жэка не выберется.

ОЛЯ. А ты боишься?

ТОЛЯ. Нет, не боюсь...

ОЛЯ. А я боюсь. Верю в приметы. Стала верить. Но к тебе это не относится. Ты, конечно, выберешься.

ТОЛЯ. Выберусь. (Улыбается.) А что мне еще остается делать, кроме как верить, что я исключение из правил? (Внезапно о чем-то задумался.) Погоди... (Показывает Оле на ее живот.) Ты как?.. очень испугалась? Это... ничего?

ОЛЯ. Этого уже нет.

ТОЛЯ. Как, нет?.. Оля?..

 

Оля молчит.

 

Оля?.. Оля?..

 

Оля отворачивается.

Пауза.

 

Почему?.. Оля?.. (Подходит к Оле, поворачивает ее к себе.) Почему, Оля?.. Оля, почему?

ОЛЯ (высвобождается). Почему-почему, - ты ребенок.

ТОЛЯ (машинально). Почему?

ОЛЯ. Потому что ребенок.

 

Пауза.

 

Прости...

ТОЛЯ. Ничего. (Отворачивается, идет к окну.)

ОЛЯ. Толя... Толя... (Догоняет его, останавливает.) Я тебя обманула, прости... Это есть... Есть... Я хотела... но я не могу... Прости меня, я сошла с ума, прости...

ТОЛЯ. Ничего... (Садится на стул у окна.)

ОЛЯ. Толя... (Становится перед ним на колени, обнимает его ноги, целует.) Толя... Толя... (Уткнулась ему в колени.)

 

Пауза.

 

ТОЛЯ. Ничего... (Кладет руку на ее голову.) Ничего... Все хорошо... (Гладит ее волосы.) Ничего... Все хорошо...

 

Пауза.

 

(Посмотрел на Олю.) Оля?.. Что ты? Не надо... Не стоит... Оля?.. Все будет хорошо... Оля?.. Ну, вот... Оля... Ну, не надо... Оля?.. Я прошу тебя... Ну... Ну что ты расстраиваешься... Оля?.. Не стоит... Это ерунда... Это пройдет... Оля?.. Ну что ты, моя любовь?.. Что?.. Все будет хорошо... Вот увидишь, все будет хорошо... Поверь мне... Поверь... Все будет хорошо...

 

Пауза.

 

ОЛЯ. Ты слышишь?

ТОЛЯ. Что?

ОЛЯ. Трамваи звонят.

 

Пауза.

 

ТОЛЯ. Да, звонят.

 

Пауза.

Ничего не происходит.

 

КОНЕЦ

 

На страницу"Содержание"