ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книжка - уже вторая попытка "Ландскроны" откликнуться на явный репертуарный голод кукольных и детских театров. В 2000 году вышел сборник петербургских авторов "Играем для детей!". За прошедшие годы видимых перемен в этой репертуарной сфере не произошло. Кукольные театры, театры для детей, небольшие мобильные актёрские группы, работающие в стране для малышей и подростков, остро нуждаются в новых сюжетах и героях, в современных историях или свежем подходе к традиционным темам. Конечно, временами появляются оригинальные пьесы, но практически основным материалом для спектаклей становятся инсценировки классических сказок, созданные режиссёрами для конкретной постановки. Как правило, лишь сам автор способен воплотить такое сочинение в другом коллективе, то есть повторить свой же режиссёрский рисунок. И далеко не всегда результат становится творчески полноценным и для театра, и для зрителя.
Пассивное ожидание всплеска драматургии для детей мало плодотворно. Поэтому Независимое объединение петербургских авторов Домик драматургов, Драматургическая мастерская при Санкт-Петербургском отделении СТД (РФ) и Российский Институт истории искусств собрали эту книжку пьес для детей и вместе с факультетом театра кукол на базе Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства организовали Лабораторию театра кукол (материалы её составили отдельный том и сброшюрованы под одной обложкой с этим сборником). "Ландскрона" несколько расширила географию и включила на этот раз не только сочинения петербуржцев. Пьесы сборника не объединены темой или жанром, адресованы разному по возрасту детскому зрителю и подросткам, могут входить в репертуар театров кукол и ТЮЗов, самодеятельных коллективов.
Несколько текстов, представленных в книжке, впрямую или почти впрямую продиктованы потребностью в материале для новогодних праздников.
В пьесе Ольги Бабаевой "Дед Пихто, ты кто?" остроумно обыгрывается популярное присловье. Из привычной поговорки родился персонаж Дед Пихто, две его внучки - Путалки, и это семейство лесовичков, пробудившееся в неурочное время - зимой, в канун Нового года, пытается понять, кто такой Дед Мороз. Они - существа летние, и раньше ничего об этом таинственном старике не слышали. Автор очень малыми средствами создаёт поэтический мир, близкий к фольклорному, но совершенно оригинальный. Чудесная находка: сон Деда Пихто - вполне материальное пространство, поэтому сказочные персонажи Баба-Яга или Феи цветов могут внезапно появляться и исчезать. Герои, атмосфера пьесы, ее словесная ткань чрезвычайно обаятельны.
Вячеслав Бурмистров ушел от прямого новогоднего сюжета, его сказка "Белый колдун" - вариации на тему противоборства злых и добрых природных сил. Автор сумел, используя почти цирковые, клоунадные приемы, показать, как важно вовремя отличить богатыря от оборотня, распознать вероломство и корысть.
"Новогодняя сказка" Артура Гройса, напротив, являет собой чистый жанр ёлочного представления с участием детей, явлением Деда Мороза, наряженной ёлкой. Баба-Яга с ее кознями, Осень, которая всё не уходит, так как хочет увидеть Деда Мороза, забавные белочки и заяц, медведь, не залёгший в берлогу из-за припозднившейся зимы, - все вместе создают настроение предпраздничного ожидания, коллективной игры.
Авторским интересом к своеобразному миру национальных культур, далеких от славянских традиций, проникнута сказка Николая Наумова. Открытая театральная игровая природа - отличительное свойство его пьесы "Старикова дочь". В основе её - мотивы чувашского фольклора, народные свадебные хороводные песни. Героиня сказки встречается с Лесным духом, Мировым деревом. Непривычен, оригинален образ страшной ведьмы Ийэ - её облик меняется, она молодеет и хорошеет в обществе доброй девушки, вновь становится древней, ужасающей своим видом колдуньей, сталкиваясь с корыстолюбивыми, завистливыми и жестокими людьми.
Единственная в книге пьеса о современных подростках принадлежит драматургу Юрию Ломовцеву. Герои пьесы "Вечер с ангелами" торопятся всё узнать, всё испытать, остро ощущают своё близкое взросление. А рядом автор дал пространство ангелам-хранителям, которые приглядывают за подростками, оберегая их от неверных шагов и опрометчивых поступков, У них тоже есть индивидуальные свойства и характеры, и свой спор об источниках чувств. По сути, драматург предложил нам некую метафору, на ангелов-хранителей он возложил ту ответственность за неокрепшие детские души, за их будущее, которую должны нести взрослые.
Несколько слов об авторах сборника.
Ольга Бабаева создала в Бийске (Алтайский край) театр "Куклы-великаны", в котором успешно ставит спектакли и работает как актриса уже более пятнадцати лет. Весь репертуар театра, можно сказать, эксклюзивный, создан ею. Театр много гастролирует по России, участвовал в фестивалях в Берлине, Таллине, Ташкенте. Пьеса "Дед Пихто, ты кто?" входит в репертуар театра уже не один сезон.
Вячеслав Бурмистров - петербургский драматург и актер, пробующий себя и в режиссуре. Отдельной книжкой "Золотая веточка" изданы его сказки. В репертуар театра "У Нарвских ворот" включена его пьеса по мотивам "Кентервильского привидения" О. Уайльда. Пьеса "Белый колдун" была поставлена в Санкт-Петербургской Филармонии для детей и юношества, идет в театре "У Нарвских ворот".
Николай Наумов - режиссер и педагог факультета театра кукол Санкт-Петербургской Государственной Академии театрального искусства уже более двадцати лет. Профессор, возглавляет кафедру режиссуры и актерского мастерства театра кукол. Обладает большим опытом работы с курсами, набранными в республиках России для актерского пополнения или создания национальных театров. "Старикова дочь" - его первая публикуемая пьеса.
Юрий Ломовцев - профессиональный драматург. Его пьесы "Пирамида Хеопса", "Любовь на свежем воздухе", "Летний сад", "Le chapiteau" ("Мартышка"), "Танец семи покрывал" поставлены в театрах России, он - постоянный автор журнала "Современная драматургия".
Москвич Артур Гройс, переводчик и специалист по межкультурному общению, с детства полюбил кукольный театр. Получил режиссерскую подготовку во ВГИКе, увлекся работой с детьми, стал автором и организатором театральных и кинопроектов для детей. Его видеопроект "Понарошкин мир" - лауреат Всероссийского конкурса детских учебных программ. Публикуемая в сборнике "Новогодняя сказка" написана к одному из театральных проектов автора.
Практически все пьесы этого сборника в той или иной степени вобрали в себя находки современной театральной практики, отражают поиски режиссуры, особенности актерского существования, отношения актера и персонажа, актера и куклы. Сказка, фантазия, стихия игры рождают чувство необходимого активного со-творчества будущих создателей спектакля с драматургом. А вместе с этим - и надежду на открытие ребенку образа многомерного, дышащего, пульсирующего мира.
Галина Клих