[KOI]
[WIN]
[DOS]
[LAT]
[ISO]
[MAC]
[ГЛАВНАЯ]
[ТЕАТРЫ]
[ПРЕССА]
[КРИТИКА]
[ПЬЕСЫ]
[УГОЛОК ДИЛЕТАНТА]
[ССЫЛКИ]
[ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ]
Центр свободного искусства
«ТЕАТР. XXI ВЕК»
О ЦЕНТРЕ
| УЧАСТНИКИ
| КОНТАКТ
На сегодняшний день в Петербурге сложилась
парадоксальная ситуация: благодаря стабильной и успешной
работе фестиваля «Балтийский Дом» город стал авторитетным
центром севера континента. Многие негосударственные
театры, уделяющие в своей деятельности основное внимание
эксперименту и поиску новых методологий уверенно
лидируют на мировой театральной сцене.
В то же время культурная ситуация самого Петербурга уже
давно переживает состояние непроходящего кризиса. В
частности, средний уровень театральных постановок, как и
уровень театрального образования в последнее время
заметно снизилась.
До сих пор в Петербурге не существовало центра,
способного координировать и отслеживать процессы,
происходящие в области экспериментального искусства,
которые, оставаясь Terra incognita для основной массы
публики и критики, способны, однако, оказать
существенное воздействие на общий театральный процесс.
В отличие от другого российского центра - Москвы,
петербургские экспериментальные труппы не были
поглощены системой государственных театров, что позволило
им сохранить свой суверенитет и, следовательно,
своеобразие. Сегодня в Петербурге сложилась крепкая
параллельная театральная система. Свидетельством того,
что бывшие студийные театральные образования выработали
свою уникальную профессиональную школу, служат такие
явления как перемещение кадров сугубо в системе
лабораторных театров, с одной стороны, и все более
активное участие актеров, музыкантов, художников,
получивших академическое образование в постановках
экспериментальных трупп.
Таким образом Петербург, как это уже не раз бывало в его
истории становится местом, где наиболее остро и
очевидно проявляются новые тенденции, где сложное
стилевое разнообразие синтезируется в формирование новой
отечественной школы, демонстрирующей непрерывность
русской национальной традиции.
Осознавая, что состояние переходного периода прошло и
необходимо создание институтов, способных интегрировать
сложные духовные поиски нового поколения художников,
обеспечить условия для их работы и профессионального
роста, Формальный театр,
«Балтийский международный фестивальный центр»,
Театр «Балтийский дом» взяли на себя
решение как организационных, так и творческих проблем,
связанных с созданием подобной структуры.
Центр свободного искусства «Театр. XXI век» обьединил
театры, способные в условиях свободы от государственного
финансирования и заинтересованности в коммерческом
успехе, работать на высоком профессиональном уровне,
заниматься поиском нетривиальных выразительных
средств, синтезируя, как правило, пластические и
музыкальные театральные стили.
Опыт успешного проведения «Балтийским международным
фестивальным центром» и
Формальным театром
значительных общегородских и международных фестивалей
служит гарантией реальной возможности осуществления
этой программы, при условии минимального финансирования,
способного обеспечить свободный выбор партнеров в
творческом сотрудничестве.
- Театральный центр «ТЕАТР. XXI ВЕК» намерен
использовать авторитет и связи своих руководителей для
привлечения ведущих мастеров театра России и зарубежья к
программе мастер-классов, что послужит созданию в
Петербурге постоянного образовательного центра ,
способного дать живое дыхание замкнутому театральному
процессу нашего города.
- Театральный центр «ТЕАТР. XXI ВЕК» обладает
информационным и организационным потенциалом,
достаточным для проведения фестивалей современного
искусства, способных представить как картину театрального
и других видов искусств Петербурга, так и контекст
европейского авангарда.
- Театральный центр «ТЕАТР. XXI ВЕК» некоммерческая
организация, однако намерен изыскивать средства для
поддержки одаренных и талантливых людей, постановки
новых спектаклей, реализации других творческих проектов
во всех видах искусства.
Непрекращающиеся с начала века разговоры о кризисе театра
должны в сегодняшнее не простое для всех областей
культуры время послужить поводом к осмыслению
происходящего и выработке совместными усилиями
теоретиков и практиков, актуальной стратегии развития
театрального искусства.
Программа «ТЕАТР. XXI ВЕК» предусматривает работу по
нескольким направлениям, предполагает как ставшие уже
традиционными формы разномасштабных фестивалей и
семинаров, так и не освоенную российской театральной
школой практику мастер-классов.
В связи с этим уже проведен ряд мероприятий, способных
продемонстрировать жизнеспособность идеи «ТЕАТРА. XXI
ВЕК» и наметить структуру постояннодействующего
Международного центра экспериментального театра:
- С января 1997 года проводится серия мастер-классов
«Импровизация и внутренний монолог» с
молодыми актерами и режиссерами различных театров
города. Более сорока слушателей регулярно посещают
занятия, проводимые опытными актерами, режиссерами,
композиторами и хореографами Петербурга. Что
выявило реальный творческий потенциал и возможности,
связанные с созданием центра непрерывного
театрального образования.
- В марте - апреле 1997 года проведен фестиваль
спектаклей Андрея Могучего.
- Организована система постоянного проката
спектаклей экспериментальных театров. За время
функционирования Центра под его эгидой состоялось
двадцать одно представление семи различных театров.
В идеале - формирование гибкой системы менеджмента, в
сочетании с государственной поддержкой,
предоставляющей возможность молодым режиссерам
осуществлять постановки экспериментального характера,
а так же прокат спектаклей эксперементальных
коллективов, выход которых к публике затруднен в
следствии их скромного материального положения или
отсутствия базы, позволяющей достигнуть уровня
известности, который обеспечил бы постоянный приток
зрителей.
- Завершается подготовка (июнь 1997 г.) к
«Фестивалю свободных искусств-2». Первый подобный
фестиваль (1994 г.) стал событием петербургской
культурной жизни, получил мощный резонанс в масс-медиа,
и сегодня о нем говорят как об историческом
фестивале, обозначившем глубокий срез петербургской
новой культуры. «Фестиваль свободных искусств-2»
предполагает такую же широкую программу: будут
представлены кино- и видеопрограммы, инсталляция и
компьютерная графика, всевозможные направления фото-
и изобразительного искусства. Театральная часть
фестиваля представит известных режиссеров свободного
театра Москвы, Петербурга, Германии, Польши, Чехии,
Голландии, Франции, Латвии.
Предваряющие фестиваль и последующие за ним
мероприятия позволят создать вокруг «Балтийского
Дома» атмосферу интеллектуального художественного
клуба, одного из основных центров духовной жизни
Петербурга. Появится возможность эффективного
функционирования целой сервисной сети, обслуживающей
как развлекательные, так и серьезные научные программы,
включающую в себя кафе, кинозал,
репетиционные помещения, мастерские, конференц-зал,
издательский комплекс, выставочные помещения,
галереи.
- Планируется проведение интернациональных
мастер-классов с участием ведущих мастеров
европейской режиссуры, а так же теоретических
семинаров, посвященных актуальным проблемам
театрального искусства.
Сегодня «Театр. XXI век» обьединяет:
-
Формальный театр
- с 1989 года - времени своего первого
выступления перед широкой аудиторией - в центре внимания
художественной интеллигенции. С 1994 года театр -
единственный драматический коллектив высокой постановочной
культуры, представляющий Россию на всех крупных
европейских фестивалях неакадемического искусства.
Режиссеру Андрею Могучему - признанному лидеру
петербургского авангарда, удалось выработать неповторимый
поэтический язык, создать собственную актерскую
систему.
-
АХЕ - перфоманс-группа, организованная художниками
Максимом Исаевым и Павлом Симченко, длительное время
работавшими с известнейшим петербургским режиссером
Б.Понизовским. Создав собственную группу, они занялись
постановкой спектаклей, перфомансов, проведением акций,
своеобразная стилистика которых сочетает в себе
элементы пластического, драматического, кукольного
театра, клоунады, гротеска, театра абсурда; позволяет
поставить АХЕ в ряд уникальных явлений театра Петербурга.
-
Алексей Меркушев - автор моноспектаклей, участник
легендарной группы «Дерево», положившей начало целому
направлению российского театрального искусства,
связанному с пластической драмой.
-
До-театр - один из старейших авангардных театров
Петербурга. Художественный руководитель Евгений Козлов,
оставаясь верным собственной своеобразной стилистике,
ставит разнообразные по форме спектакли - от потока
пластических импровизаций, до жестко поставленных
виртуозных хореографических фантазий.
-
Театр «Перекати-поле» - создан в 1991 году актерами
нашумевшей в то время группы «Терра Мобиле» Станиславом
Варкки и Ларисой Наумовой. Спектакли этого театра, по
отзывам критики, отличает «редкое сочетание актерского
дарования с отточенной хореографией». Спектр
выразительных средств включает в себя разнообразные
пластические манеры и стили - от танца модерн, до брейк-данса.
В репертуаре театра на сегодняшний день - два
спектакля: «Жена разбойника» (Пластическая композиция
по мотивам древнерусскогго фольклора) и «Танцы под
дождем».
-
Группа «Академия тишины» - включив в свой состав
музыкантов различных направлений, танцовщиков и
чтецов, ставит на сцене тоноритмический эксперимент»,
сочетая звуковой ряд с пластическим танцевальным узором.
-
Театр «Комик-трест» - Наталья и Вадим Фиссон -
драматический дуэт, работающий в жанрк клоунады.
-
Театр Хореодрамы - занят поиском театрального языка,
соединяющего звук и движение, осуществляя его на
музыкальном материале эпохи Средних веков и Возрождения.
Танцовщица Анна Белич - один из редких представителей
школы Этьена Декру, ученица Коорин Сум и Стивена Вессона.
С «Театром. XXI век» сотрудничают композиторы
Р. Дубинников и А. Монацков, театры
«Лицедеи», «Дерево»,
«Особняк»,
«Монплезир», Белый театр, Театр реального искусства и другие.
Одна из основных задач Центра - остановить процесс
миграции художников и творческих коллективов данного
направления за рубеж, предоставить им возможность
реализовать свой творческий и духовный потенциал в
родном городе.
Контактная информация:
-
Автор проекта - Могучий Андрей Анатольевич
Заместитель по творческим вопросам - Кудряшов Андрей Владимирович
- Телефон: (812) 232-36-86 (доб.49)
Факс: (812) 186-74-32, 232-09-61
© 1996-97 Андрей Кудряшов
Последние изменения: 18 декабря 1997